Сегодня: Воскресенье 16 Июнь 2019 г.

У истоков вечных ценностей

№№61-63 31 Май 2019 г.

20 мая в школе №1 им. Героя Советского Союза А.С.Шелаева состоялась научная конференция, посвящённая курсу «Истоки». Её провели гости из г. Вологды: Н.М.Тихомирова - один из создателей и руководитель духовно-просветительного центра «Северная Фиваида», заместитель председателя Палаты Вологодской области, председатель комиссии по вопросам патриотизма, духовно-нравственного воспитания, межнациональным и межконфессиональным отношениям; И.В.Спасенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ; Е.С.Ульянова - методист Вологодского института развития образования. На лекции присутствовали воспитатели детских садов, педагоги школ города и района. Открыли мероприятие заместитель главы Кировской районной администрации Г.В.Кропачёв и архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.


Г.В.Кропачёв рассказал, что научная конференция стала возможной при поддержке кировской администрации и лично владыки Максимилиана. Также он подчеркнул, что это первый опыт сотрудничества вологодских учёных с работниками образования Кировского района.
- В преподавании роль играет не столько набор знаний ребёнка, сколько аспект воспитательный, и курс, который нам сегодня предложат, рассчитан на воспитание ребёнка посредством нашей культуры. Я полагаю, что после ознакомления с этим курсом мы сами будем делать какие-то выводы - внедрять его в наше образование или нет, – отметил Кропачёв.
Курс «Истоки» был разработан в начале 2000-х годов под руководством Российской академии естественных наук. Курс включает в себя учебники, рабочие тетради с 1 по 9 класс, а также методические пособия для педагогов. Авторы книг – Александр Камкин (ум. в 2017 г.), историк, был членом-корреспондентом РАЕН, профессором Вологодского педагогического университета, и Игорь Кузьмин, член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки».
По программе «Истоки» учатся дети в 64 регионах России. И если до 2019 г. в некоторых регионах предмет был обязательным, а выполнение заданий оценивалось по пятибалльной шкале, то в 2019-2020 учебном году этот школьный предмет станет предметом по выбору и не будет подвергаться оценке.
И.В.Спасенкова, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ, прочла лекцию об «Истоках». По словам учёного, идея создать школьный предмет, который бы основывался на вечных ценностях русского народа, появилась ещё в середине 90-х годов у группы преподавателей Вологодского университета. Позже идею курса подхватили учителя, которые пробовали внедрять предмет в сетку школьного образования. Педагог перечислила задачи курса. Во-первых, это воспитание и обучение с опорой на вечные идеалы и ценности, во-вторых, курс приобщает учащихся к другим культурам, в-третьих, задача курса – объяснить фундаментальные ценности доступно и увлекательно.
- Именно решению этих задач и посвящена наша программа «Истоки», - подчеркнула Ирина Спасенкова.
Далее лектор остановила внимание присутствующих на том, что курс не просто «творческая импровизация педагогического коллектива, а учебно-методическая адаптация к школьному образовательному процессу наук о культуре и человеке». Курс, по словам И.В. Спасенковой, основывается на таких науках как культурология, этнология, культурная антропология, литература, история, география. Синтез наук, в свою очередь, позволяет более полно объяснить общие понятия, такие как любовь, истина, сострадание, бог, мастерство, талант, род, семья, миф.
Елена Ульянова, методист Вологодского института развития образования, подробнее рассказала о курсе «Истоки». Она отметила, что курс предназначен для системной организации духовно-нравственного воспитания в школе и напомнила, что он состоит из учебных пособий с 1 по 9 класс, методической литературы для педагогов и сопроводительной литературы к каждому учебному пособию. Занятия по курсу проходят раз в неделю. По словам Елены Ульяновой, курс направлен не на единичное ознакомление с вечными категориями культуры, а предусматривает многократное возвращение к ним в процессе обучения, где каждый год эти категории рассматриваются с новой позиции, основываясь на жизненном опыте ребёнка. Педагог также обратила внимание собравшихся на принцип диалогичности курса. Одна из его целей - включить в диалог не только учителя, ребёнка, но и родителей.
В интернете есть несколько статей, где журналисты рассматривают жалобы родителей, связанных с оценкой знаний детей по курсу «Истоки». Елена Ульянова подчеркнула, что многое в такой ситуации зависит от учителя, и «тексты гражданского, историко-культурного, духовно-нравственного характера не должны заучиваться. Они предоставляются для размышления и указывают лишь вектор мысли».
- За этот предмет поставить оценку нельзя. Сегодня ученик милосерден на «4», а завтра – на «5». Так не бывает.
Надежда Михайловна Тихомирова, руководитель духовно-просветительного центра «Северная Фиваида», в своём выступлении перед кировскими педагогами рассказала о главном идейном вдохновителе курса «Истоки» - Александре Камкине, поговорила с педагогами о проблемах отношений учителей и родителей.
- Истоки – это системный проект, который охватывает дошколят, основную школу и выходит за пределы школы, в семью. Мы, как люди связанные с проектом, не просто пришли, выступили перед вами и исчезли – у нас уже работают формы поддержки педагогов: есть система очно-заочных курсов, трехдневные очные курсы повышения квалификации. Сопровождаем и самообразовательный процесс учителей.
Научная конференция завершилась выступлением архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана. Он выразил надежду, что курс, на который кировские педагоги «взглянули глазами вологодских гостей» будет им приятен и полезен.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.