Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Страницы истории

№№88-90 2 августа 2019 г.

Моско́вская желе́зная доро́га — филиал ОАО «РЖД», одна из 16 железных дорог России. Обслуживает большую часть территории Центрального федерального округа, четырнадцать субъектов Российской Федерации, в том числе пять полностью или почти полностью - Брянскую, Калужскую, Орловскую, Смоленскую, Тульскую области, четыре - бо́льшую часть - Курскую, Московскую, Рязанскую области, город Москву и в пяти субъектах отдельные участки — Республику Мордовию, Белгородскую, Владимирскую, Липецкую и Тверскую области. Она расположена в сердце России, где проживает пятая часть населения страны, а потому, без преувеличения, дорога является важнейшей по масштабам и объемам работы. Дорога перевозит почти четверть пассажиров в дальнем сообщении и половину в пригородном от всей сети - более 700 млн. пассажиров в год. Существенная особенность Московской железной дороги - колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно по ней курсирует около 3-х тысяч пригородных поездов, в которых перевозится более 1,5 млн. пассажиров.

Характерная особенность магистрали – ее разветвленность. 11 радиальных направлений сходятся здесь. Они объединяются двумя кольцевыми линиями. Малым окружным кольцом (54 км), Большим окружным кольцом (БМО - 558 км) и широтными направлениями, связывающими регионы центральной части страны. Таких регионов 11. Такой сложной разветвленной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании. Если все пути вытянуть в одну линию, будет более 18 тыс. километров - это развернутая длина. Во всех сферах деятельности МЖД работает 70,4 тыс. человек (2018).

В существующих границах Московская железная дорога была образована в 1959 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1959 г. № 748 были объединены Московско-Рязанская, Московская Окружная и Московско-Курско-Донбасская железные дороги. Вначале новая дорога получи­ла название Московско-Курско-Донбасская железная дорога. 21 августа 1959 г. Приказом МПС СССР № 161 ЦЗ дорога получила на­звание «Московская железная дорога». B 1961 г. была присоединена вся Калининская железная дорога за исключением Великолукского и Ржевского отделений.

В то же время историческая летопись дороги намного обширнее, чем отрезок в 60 лет. Как известно, рождением стальных магистралей принято считать дату 30 октября 1837 года. В этот день состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. Поезд, ведомый паровозом, прошел расстояние от Петербурга до Царского Села - 26 км за 35 минут. В первую очередь железной дорогой были соединены две российские столицы Москва и Санкт-Петербург. 1 ноября 1851г. состоялось официальное открытие движения на Петербурго-Московской железной дороге. Затем наступила очередь других городов России. Столичная магистраль стала второй после Октябрьской ж/д по дате своего рождения.