Сегодня: Пятница 6 Декабрь 2019 г.

Профсоюз поможет

№№88-90 2 Август 2019 г.

В этом году, встречая свой профессиональный праздник, железнодорожники отмечают сразу две славных даты – 60 лет Московской железной дороге и 60 лет дорожной профсоюзной организации.

О том, какую роль играют сегодня профсоюзы и какие задачи решают, телепрограмме «Киров-ТВ» и газете «Знамя труда» рассказала председатель профкома Фаянсовской механизированной дистанции инфраструктуры Л.А.ИВАНЬКОВА. Актуальное интервью провела редактор-консультант «Киров-ТВ» Н.В.ЛУНЁВА.

- Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, об истории профсоюзного движения.

- Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей – это одна из самых крупных общественных организаций страны. И мы гордимся этим. За свою 60-летнюю историю Дорпрофжел завоевал непререкаемый авторитет. Можно сказать, что зачинателями большинства перемен в России были именно железнодорожники. Вспомним хотя бы первый субботник в апреле 1919 года. Он был проведён работниками депо Москва-Сортировочная. И профсоюзы сохраняют эту традицию и по сей день. Именно на железной дороге в 1922 году был принят первый коллективный договор по защите прав и интересов работника. Он стал надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников.

В 1934 году в Фаянсовой образовалось локомотивное депо - самое крупное предприятие на узле, где трудилось около тысячи рабочих. Здесь активно действовали профсоюзы. Они организовывали и подводили итоги соревнования, поощряли стахановцев.
Большие перемены коснулись железной дороги в 90-е, а затем и в 2000-е годы. В 2003 году образовано акционерное общество «Российские железные дороги». Сформировано несколько федеральных дирекций - пассажирская, первая грузовая, вторая грузовая, дирекция по ремонту пути. В результате реформы из локомотивного депо мы были реорганизованы в ПМС-332 , а сейчас в Фаянсовскую механизированную дистанцию инфраструктуры. То есть наши рабочие занимаются ремонтом, чисткой пути. Считаю, что путь – самое главное, нужно чтобы машинист вёл поезд, и всё было надёжно. Эта надёжность и безопасность сохраняется благодаря этим работникам.

- Какие имена фаянсовских железнодорожников профсоюз закрепляет в истории?
- Могу назвать фамилии династий, которые известны и уважаемы на Фаянсовой. Это Громовы, Гришины, железнодорожники Паршиков, Лунёв. Сейчас тяжело переживаем уход из жизни Ивана Васильевича Семченко – он тоже стоял у истоков, возглавлял цех эксплуатации.

- Мы говорим о людях, которые славят предприятие, профессию, труд железнодорожников. Всё же он непростой…
- Очень тяжёлый. Вот только на прошлой неделе были на закрытом перегоне в Брянской области. Мы приехали-уехали, а ребята, которые там находятся, каждый день живут в грохоте, вибрации, шуме от огромных машин, работают и день, и ночь. Они живут в вагонах. И так вся жизнь. Нужно любить профессию, чтобы такое выдерживать. Потому что без любви к своему делу, без интереса там просто не будешь работать.

- Вам не кажется, что профсоюзное движение в стране после смены нашего государственного строя, после всех перемен тоже претерпело большие изменения, и профсоюзы уступили часть своих позиций?
- Наоборот, в начале 90-х годов администрация зажимала профсоюзы и не давала им жизни. А сейчас проходят съезды профсоюзов, на них всегда присутствует президент РФ. Он выступал и в этом году, говорил, что там, «где профорганизации действуют активно, результативно решаются вопросы зарплаты, вопросы труда и отдыха. Некоторые работодатели осознанно дистанцируются от профсоюза, а иногда пытаются оказывать давление, такой произвол недопустим, нужно пресекать подобные вещи». Президент говорил о нацпроектах, цель которых повысить уровень благосостояния граждан. Такие цели ставит перед нами сейчас Николай Алексеевич Никифоров, который возглавляет ЦК профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.

- Есть трудовое законодательство. Его соблюдают. Так почему профсоюзы до сих пор нужны?
- Мы защищаем интересы железнодорожников, поэтому востребованы людьми и нужны им. Ни один нормативный локальный акт, который создаётся на производстве, не принимается без учёта мотивированного мнения профсоюзной организации. Изучаем документ, проверяем его с точки зрения законодательства, обсуждаем и принимаем решение. Делаем ежемесячные и плановые проверки. Есть проверки по обращению работников. Мы должны посмотреть – все ли обязательства выполняет работодатель по колдоговору. Например, правильно ли выплачиваются премиальные, сверхурочные, надбавки за праздничные или выходные дни, предоставляются отпуска. Это нужно контролировать. У нас в профсоюзах созданы должности внештатных правовых инспекторов. Я являюсь внештатным правовым инспектором ЦК профсоюза с 2012 г. За 2018 г. наша первичная организация по правовой работе была удостоена грамоты, как лучшая профсоюзная организация по защите прав и интересов работников.

- А что даёт смелость работнику заявлять о своих правах, он уверен в поддержке профсоюза?
- Да, уверен. У нас стопроцентное членство в профсоюзе. 463 работника - и все состоят в профсоюзе.

- Вы уговариваете их вступить в профсоюз?
- Нет, не уговариваю. Система такая: если руководитель назначает собеседование с претендентом на должность, то оно никогда не проходит без председателя профсоюзной организации. Когда принимаем человека на предприятие, в первой же строчке – принятие в профсоюз. Рассказываем, что это такое и чем он занимается, куда направляются взносы. И всегда говорим: если есть какие-то трудности, проблемы – приходите, поговорим. Бывают и трудности в решении проблем, если неправильно наказали, не довели какую-то информацию до работника, я всегда приду к руководителю и поговорю с ним. Не поймут – уйду, обдумаю, ещё раз приду. Мы тихо, спокойно выходим на компромиссы. Если правда за руководителем, то мы должны объяснить работнику, почему по трудовому законодательству он не прав.

- И в результате такой работы возникает социальное партнёрство?
- Да. Кстати, 2019 объявлен годом социального партнёрства. В этом году у нас истекает срок нашего коллективного договора. Сейчас создана комиссия, которая работает над новым договором, он будет принят на 2020-2022 годы. Цель и руководства, и профсоюзной организации - сохранить все гарантии, льготы для рабочих. Но есть и изменения. Нас в профсоюзе волнует пенсионная реформа. Профсоюзы были против повышения пенсионного возраста, но раз это принято, мы должны проводить разъяснительную работу – как это скажется на стаже работы, какие гарантии. У нас работники, которые состоят в негосударственном фонде «Благосостояние», получают корпоративную пенсию. Молодые, конечно, говорят: «Я молодой, мне это неинтересно». А те работники, которые уже подошли к пенсии, говорят: «Не убедили меня раньше, чтобы я в «Благосостояние» вступил, ухожу на пенсию, и она у меня государственная». А та, что не государственная, от «Благосостояния» - 9100 средняя по «РЖД.» Разве это плохая надбавка к пенсии? И профсоюзы обсуждали с генеральным директором ОАО «РЖД» пенсионные вопросы. Кто состоит в «Благосостоянии», может выйти на пенсию как прежде: женщины -55, мужчины – 60 лет. Не каждый по своему состоянию здоровья может работать даже до 60. Машинист, помощник машиниста – труд тяжёлый. И если они будут состоять в «Благосостоянии» и не смогут доработать до 65, то у них есть выход.

- Финансово – прекрасно, а как морально вы поддерживаете ветеранов?
- Когда принимался договор на 2017-2019 год, прошёл слух, что хотят убрать из коллективного договора пункт по ветеранам, закрепив их права отдельным Положением. Профсоюз настоял, чтобы пункт о ветеранах остался в колдоговоре. Это обязательство, и работодатель уже не сможет отказаться.

Мы по заявкам предоставляем ветеранам отдых в наших санаториях. Зубопротезирование, медицинская помощь, бесплатный проезд в пассажирских и пригородных поездах – пожалуйста. Обязательно чествуем ветеранов в юбилейные даты. Но требования таковы, чтобы они были членами профсоюза.

- Людмила Александровна, вы много работаете с молодежью, расскажите, какие у вас проходят конкурсы, спартакиады?
- Более 10 лет проходит конкурс «Спорт поколений», а сейчас- фестиваль спорта. В каждом регионе есть свои спортивные команды работников РЖД. Мы у себя на предприятии ребят организовали, обеспечиваем их спортивной формой. Все кубки, что стоят на специальном стенде – это призовые места. Участвуем в региональных спортивных мероприятиях, выезжаем на дорожные. П.Филимонов, С. Воскресенский в эти выходные приняли участие в дорожных соревнованиях, отмечены премией руководства и профсоюза. Нам хотелось бы сплотить молодёжь. Создали школу молодого профсоюзного лидера. Например, Евгений Амелин создал проект и выставил его на конкурс РЖД, занял там третье место. Выиграл поездки в Санкт-Петербург, Черногорию. РЖД делает ставку на молодых. Сегодня Московскую железную дорогу возглавляет Михаил Олегович Глазков, которому 39 лет. Молодой, взгляды другие, подход к работе другой.

- А в чём престиж профессии железнодорожника?
- Престиж, я думаю, связан, во-первых, с устойчивой заработной платой. Инициатором индексации заработной платы не менее одного раза в год был российский профессиональный союз железнодорожников. Сейчас индексируется два раза в год – 1 марта и 1 октября.

- Существует очередь в приёме на работу?
- Вы знаете, у нас даже нехватка людей. Потому что у многих железнодорожников подходит пенсионный возраст. В связи с тем, что пенсионный возраст подняли до 65 лет, уходят в локомотивные депо, потому что у них есть «горячий» стаж. У нас «горячий» стаж не предусмотрен, в 1989 году формировался второй список тяжёлых профессий. Нашей профессии - машинист железнодорожно-строительных машин, тогда не было. А надо включить. На совещании в дороге по коллективному договору был круглый стол, и я задала вопрос про «горячий» стаж, ответили – нужно выходить на вышестоящие организации. Но это не один год пройдет, чтобы привести эту профессию и людей к горячему стажу. Будем настаивать.

- И график у железнодорожников тяжёлый – не просто по часам, по минутам всё рассчитано.
- У нас в стране армия, полиция и железная дорога – это те организации, те отрасли, которые являются основой государства. Основная задача – улучшение условий труда и производственного быта. Поработал железнодорожник – ему нужно как-то отдохнуть. Есть вагоны, в которых они проживают, они называются «турные», у них уже закончился срок эксплуатации. В этом году модернизировали 4 вагона, в следующем - ещё 4. Дают новые вагоны. Там есть душевая кабина. В сушильные ящики работник может поместить одежду, обувь, высушить в течение часа. Стоит стиральная машина, холодильники, СВЧ, чайники. Это очень хорошо, этого не было никогда. С программой модернизации выступил центральный профсоюз.

Сейчас работникам выдаются сухие пайки, они готовят сами, составляют график дежурства. И супы варят, и пекут. Такая работа сплачивает людей. Живут по 18- 25 человек. Поэтому так ответственна и роль руководителя среднего звена. Нужно организовать работу, чтобы не было конфликтов. Профсоюз выступил с предложением – чтобы были свои общественные инспекторы, уполномоченные по охране труда. Создали новое положение, выбрали 4 человека. Их задача – проверка машин, выходящих из ремонта. Проверяют все, что связано с безопасностью. И им полагается два дня дополнительно к очередному отпуску. Безопасность на железной дороге – превыше всего.

Также хочу сказать об уполномоченных по охране труда. С этого года у нас их 15 человек. Они контролируют, чтобы спецодежда выдавалась вовремя, была в хорошем состоянии, чтобы каска, очки, респиратор, наушники – в наличии, чтобы обувь была не порвана... За свою работу они поквартально получают по три тысячи рублей.

- Людмила Александровна, на кого вы опираетесь в работе?
- Прежде всего, на своих вышестоящих руководителей. Это Виктор Фёдорович Волосенков, помогает в работе и поддерживает нас. А в организации это, конечно, члены профкома. Огромное спасибо им за работу.

- Расскажите о вашей информационной работе.
- Ежемесячно выпускаем свой информационный «Вестник», проводим единые информационные дни, рассказываем, какие вопросы обсуждаем на заседаниях профкома, куда выезжаем, какие мероприятия проводим, какую материальную помощь оказываем, премируем. Если мы проверили и выявили нарушения, обязательно отчитаемся об этом в информационном листке. И люди видят, что к нам обращались, и мы помогли.

- Людмила Александровна, сколько профсоюз вернул премиальных в этом году?
- 13 600 вернули одному из работников, в прошлом году было 25 600. Это тоже своего рода показатель.

- Оказываете своим работникам социальную помощь?

- У нас создан профсоюзный кредитно-потребительский кооператив, который может предоставить кредит от года до трёх лет в сумме до 500 тысяч рублей на льготных условиях. Многие пользуются. Также есть страхование от профнепригодности. Если, допустим, не прошёл комиссию, от московской дороги могут поддержать, выдать от 300 тысяч рублей и более. Профсоюзы стоят на страже социальных гарантий, защищают интересы работников, опираясь на социальное партнёрство.

- Как будете праздновать День железнодорожника?

- Обычно праздник проходил в парке, но сейчас там идёт реконструкция. Хочется поблагодарить администрацию города, что нам делают такой подарок. Открыть парк планируется ко дню города. А пока спортивный праздник пройдёт на стадионе, детская программа, концерт и дискотека – у ГДК «Гармония» 3 августа.

Уважаемые железнодорожники! От себя лично, от руководства и профсоюзных организаций узла разрешите поздравить вас с профессиональным праздником - Днём железнодорожника, поблагодарить за ваш нелёгкий труд. Только ответственные люди могут работать на железной дороге, и вы тому пример. Не могу не сказать слова благодарности нашим ветеранам, которые всегда поддерживают нас, участвуют в мероприятиях. Хочу пожелать всем здоровья, благополучия, счастья и мирного неба, процветания нашей железной дороге.

Материал подготовила к печати Диана СЕМЯНИЩЕВА.
Фото автора.