Сегодня: Четверг 18 апреля 2024 г.

К новым образовательным результатам!

№№100-102 30 августа 2019 г.

В мае 2018 года Президент Российской Федерации поставил перед системой образования две основные задачи:

- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10-ти ведущих стран по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Для достижения этих целей был разработан и принят национальный проект «Образование». В его рамках будут реализовываться 10 проектов федерального уровня, которые затрагивают вопросы развития школьного образования, среднего профессионального и высшего образования; выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи; воспитания; волонтерства; непрерывного образования взрослого населения, а также цифровизации образования.Региональные проекты

В Калужской области нацпроект «Образование» реализуется в виде 8 региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого».

Нашим районом с министерством образования и науки Калужской области подписано соглашение о реализации нацпроекта с утверждением ряда показателей, которые в свою очередь доведены до образовательных организаций района.

Эффект от работы, идущей в рамках национального проекта «Образование» будет заключаться в повышении качества образования через обновления содержания и инфраструктуры.

Образовательные стандарты

В части обновления содержания образования планируется изменить федеральные образовательные стандарты начального и основного общего образования с января 2020 года путем конкретизации требований к предметным результатам по каждому учебному предмету, в каждом классе.

В части обновления инфраструктуры, мы взяли на себя обязательства поэтапно менять материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей.

С 2019-2020 учебного года обучение по ФГОС будет уже охватывать 1- 9 классы во всех школах района. Кроме того, ФГОС дошкольного образования реализовывается во всех детских садах.

Прежде всего Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на то, что базовое образование – равное, доступное, качественное – должен получить каждый ребенок, живущий в России.

Итоги ЕГЭ

Главная цель, которую мы преследуем, - это, прежде всего, рост качества образования.

Государственная итоговая аттестация – важнейший элемент общероссийской системы оценки качества образования, а также один из основных критериев успешности школы.

Поскольку Единый государственный экзамен явно характеризует качество образования, нельзя не коснуться его результатов в 2019 году.

Единый государственный экзамен прошел на достаточно высоком организационном уровне.

2019 год – это 200 выпускников из 12 средних школ района. Наиболее востребованным учебным предметом остается обществознание, 135 участников или 68% (2018г.-64%). Возросло число участников, желающих сдавать физику – 63 участника или 32% (2018г. – 27%) и информатику – 28 участников или 14% (2018г.-8%). Стабильным осталось число участников ЕГЭ, выбирающих следующие предметы: химия – 27 участников или 14% (2018г. – 14%); биология – 41 участник или 21% (2018г.- 21%); история – 42 участника или 21% (2018г. – 23%);

Невысоким остается интерес выпускников к литературе (5 участников), английскому языку (13 участников), к географии (ее никто не выбрал).

Результаты ЕГЭ достаточно стабильные: средние тестовые баллы по предметам незначительно отличаются от прошлогодних. Средний тестовый балл в 2019 году у выпускников по русскому языку, математике, обществознанию, истории равен или выше, чем по Калужской области; по информатике, физике, литературе, биологии, химии, английскому языку – немного ниже, чем в регионе.

Наибольший рост отмечается по математике профильного уровня (55б./46б.); также рост баллов отмечается по физике (53б./43б.); по истории (64б./57б.). Средний балл по истории в нашем районе – самый высокий в области.

В этом году возросло количество высокобалльников (участников, набравших 90 и более баллов) – 37 против 18 в 2018 году. Из 41 «стобалльника» по Калужской области двое наших: выпускница СОШ №1 (100 б. по русскому языку) и выпускник Кировского лицея (100 б. по истории).

В качестве негативных тенденций этого года хотела бы отметить рост количества участников, не «перешагнувших» минимальный порог по выбранным предметам (с 36 в 2018 г. до 43 в 2019 г.). Основная причина – это проблема выбора, ученики до последнего не знают, что сдавать и куда пойти учится, поэтому выбирают предметы по принципу «на всякий случай». Педагогам необходимо помогать таким «не определившимся» ученикам, школе осуществлять взаимодействие с семьей с целью обоснованного выбора обучающимися предметов для сдачи ГИА.

Одним из показателей качества образования является получение выпускниками медалей «За особые успехи в учении». С 2019 года для получения аттестата о среднем общем образовании с отличием и медали «За особые успехи в учении» необходимо иметь отметки «отлично» по всем предметам, успешно пройти государственную итоговую аттестацию, и набрать не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня. В нашем районе доля медалистов от общего числа выпускников составила 16%, по Калужской области этот показатель равен 9%. 33 претендента на медаль подтвердили свои знания. Пятеро выпускников (3-е из школы №2, 1 – из Кировского лицея, 1- из школы №8) не показали достаточных знаний для получения медали.

Один выпускник (из Шайковской школы №1) не получил аттестат о среднем общем образовании.

Результаты ГИА

Главный «урок» ушедшего учебного года - результаты, полученные на государственной итоговой аттестации нашими девятиклассниками.

6 обучающихся Кировского района получили отметки «5» по всем четырем предметам на ГИА-9, что составляет 1,6% от общего числа девятиклассников (это 2% от всех отличников Калужской области).

В сравнении с 2018 годом возросла доля «двоечников» по двум обязательным предметам, по обществознанию и географии.

После пересдачи экзаменов в резервные сроки количество обучающихся, имеющих неудовлетворительный результат, сократилось до 34 человек. Эти дети не получили аттестат об основном общем образовании и им дан еще один шанс – в сентябрьские сроки ликвидировать свои плохие результаты.

Таким образом, результаты ГИА-9 2019 года гораздо хуже прошлогодних.

Несомненно, руководство и педагоги школ должны сделать из этих результатов определенные выводы, спланировать на будущее работу, направленную на повышение качества подготовки учеников.

ВПР – оценка работы учителя

Повышению академической успеваемости школьников будет способствовать правильное использование каждой школой результатов Всероссийских проверочных работ.

Если каждый педагог поймет, что ВПР это не оценка ученика, а это оценка работы учителя с классом, это выявление сильных и слабых сторон в знаниях и умениях обучающихся для того, чтобы эти слабые стороны в дальнейшем исправлять, то и успеваемость будет расти. ВПР – это способ для каждой школы провести самодиагностику по любому предмету, начиная с четвертого класса и вовремя принять решения по помощи для отстающих школьников. Методы запугивания учеников, переложение ответственности на их родителей и среду, а также «натаскивания» на конкретные задания уже не работают.

Новые методы и технологии; Российская электронная школа;

Если исходить из логики одной из задач, обозначенной в майском Указе Президента РФ, то главным двигателем роста качества образования должны стать новые методы обучения, новые образовательные технологии, позволяющие повысить мотивацию к обучению.

Времена меняются. У нынешних школьников другие возможности и интересы. Нам не догнать новое поколение, используя методы прошлого века. Для того, чтобы нашу школу сделать современной необходимо использовать в учебном процессе современные методы обучения, индивидуальный подход к обучению детей.

В своей работе школы должны активнее использовать ресурсы «Российской электронной школы» - это одно из мероприятий проекта «Цифровая образовательная среда». РЭШ содержит полный курс уроков по всем школьным предметам, составленных лучшими педагогами России. Это почти 100 тыс. задач, пять тысяч учебных материалов (тесты, виртуальные лаборатории, обучающие видео и аудио). Заболел учитель и его некем заменить, ученик часто болеет и не ходит в школу, школу или класс закрыли на карантин – пожалуйста, используйте материалы Российской электронной школы.

Говоря о создании инфраструктуры современной школы, мы понимаем, что качество образования зависит от объема выделяемых ресурсов. На больших парламентских слушаньях в Государственной Думе РФ, которые проходили в июне 2019 года, отмечено серьезное недофинансирование российской системы образования. Если это понимание есть на таком высоком уровне, то надеемся, что ситуация изменится в лучшую сторону.

«Учитель будущего»

Действительно, качество образования зависит от значительного числа различных факторов, но в первую очередь оно зависит от людей – тех, кто учит. Мы понимаем, что без учителя у нас ничего не получится. Педагог учится в течение всей жизни. Один из проектов «Учитель будущего» как раз направлен на этот рост. В него входит система национального роста, создание в регионе центра непрерывного развития профессионального мастерства. Важным направлением является вовлечение в профессию талантливой молодежи. В этом году были сделаны первые шаги по заключению договоров на целевое обучение (в соответствии с новым федеральным положением) с нашими одиннадцатиклассниками. Заключили 5 договоров (школы №2, 6, 7, Кировский лицей), поступили – 2 выпускницы.

Эту практику необходимо продолжать, иначе дефицит педагогических кадров нас победит. Так же необходимо развивать практику наставничества и помощи молодым педагогам.

Кадры решают всё

Проект «Новые возможности для каждого» направлен на вовлечение граждан Калужской области, в том числе и педагогов, в конкурсы профессионального и карьерного роста. Если педагоги школы либо детского сада участвуют в конкурсах, то учреждение развивается. Организация учит саму себя, накапливая человеческий капитал.

Кадры решают все. Можно создать суперсовременные условия, но если не будет хорошего педагога, то и высокого качества образования не жди.

«4-К компетенции»

Национальный проект «Образование» касается и таких важных направлений в работе, как профориентация и дополнительное образование обучающихся.

В профориентационной работе необходимо учесть один из наиболее актуальных вопросов современной образовательной повестки - это формирование и оценка так называемых гибких компетенций (soft skills). Самые важные из них 4-К компетенции: креативность, критическое мышление, коммуникативность, умение работать в команде.

В современном мире гибкие навыки необходимы для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.

«Успех каждого ребёнка»

Одним из важных мероприятий проекта «Успех каждого ребенка» является использование всеми детьми системы онлайн-уроков «Проектория». В дополнительном образовании детей, во внеурочной деятельности больше должно уделяться внимание программам технической и естественнонаучной направленности. Гибкие навыки так же должны формироваться и в системе дополнительного образования.

Основная задача образования: сформировать у ребенка компетенции, которые помогут ему в современном мире. Наши ученики должны понять, что «учеба всю жизнь» - это главное требование современной жизни.

Наше образование есть воспитание и обучение человека с юных лет, формирование нравственного стержня личности, для которой небезразличны понятия «справедливость», «доброта», «любовь», «уважение к старшим»… Важно, чтобы дети благодаря своим учителям прошли достойно жизненный путь.

Проект «Поддержка семей, имеющих детей»

Для формирования здоровой атмосферы в школах сейчас активно ведется работа по развитию психологической службы в образовательных организациях. В каждой школе, в каждом детском саду должен работать педагог - психолог. Главным координатором в этой работе выступает наш Центр психолого-педагогической помощи. Проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на то, чтобы при необходимости каждый ребенок, каждый родитель знали куда можно обратиться за консультацией и её получить.

Важное мероприятие прошедшего учебного года - проведение во всех школах мониторинга воспитательной работы школы. Районный мониторинг выявил лучшие практики организации воспитательной работы (СОШ №2, Кировский лицей, Шайковская СОШ №2), выявили и недостатки в воспитательной работе. Главными из них - отсутствие командной работы в школе. А также мероприятийный подход без учета эффектов воспитания.

Изменение школьного микроклимата в пользу «Школы для ребенка», работа школы с семьей, работа со «слабыми» в академическом плане учениками – конечно, будет способствовать повышениювовлеченности школьников в образовательный процесс, а следовательно, повышать мотивацию, качество знаний и воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность.

В 2020 году наша страна, наш народ отмечает великую дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время идет, уходит поколение ветеранов… отдаляются от нас события той страшной войны. И дело чести каждого педагога всю воспитательную работу предстоящего учебного года сосредоточить вокруг этого события. Провести все мероприятия на высоком эмоциональном уровне, чтобы никто не остался равнодушным.

Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год. Пусть он будет успешным и плодотворным. Желаю вам здоровья, счастья, благополучия, оптимизма и новых профессиональных достижений!

Ольга ЛУКЬЯНОВА, заведующая отделом обрвазования Кировской районной администрации.