Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

В новом формате

№№103-105 7 сентября 2019 г.

Муниципальная педагогическая кон- ференция работников образования Ки- ровского района, которая состоялась перед началом учебного года, прошла в новом формате. Заведующая отделом образования Ольга Александровна Лукьянова, выступая с докладом "Национальный проект "Образование" - старт в будущее", пригласила на сцену директоров школ - ветеранов и молодых, представителей города и села. В ходе дискуссии они делились опытом и новаторскими идеями, предлагая современные методы и проекты, которые позволят выполнить задачи, поставленные Президентом РФ В.В.Путиным в майском Указе: вхождение страны в десятку лучших стран по качеству общего образования и воспитание гармонично-развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных традиций народов, проживающих в России.

Августовская конференция объединила более четырёхсот педагогов. И началась со встречи с детьми - воспитанниками детсада №1 "Сказка", которые своими песнями и шутливыми стихами подарили присутствующим позитивное настроение. И как тут не согласиться с поэтом: "всех, кто в школе поработал, можно в космос отправлять".

ФГОС - "витамин роста" для ученика

Требования к современной школе очень высоки. Как же реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)?

Юлия Вячеславовна Пенкина,заведующая детским садом №14 "Ручеёк" считает, что реализация образовательного стандарта дошкольного образования внесла в жизнь детских садов определённые изменения. Образовательная деятельность сейчас - процесс занимательного занятия, где ребёнок сам пытается найти нужную ему информацию, ощущает свою значимость, радуется той победе, знаниям, которые он получил. Соответственно мастерство воспитателя должно быть на высоком уровне.

- Мы уходим от воспитателя, дающего готовые знания, к воспитателю, который развивает познавательную активность ребёнка, - отметила она.

Галина Борисовна Шемонаева,директор Шайковской школы №2, говорила об изменениях, произошедших в школе с введением ФГОС.

- Во-первых, изменилась методика проведения урока - вместо передачи знаний и навыков учитель пытается учить учиться. Во-вторых, роль учителя - он теперь не просто транслятор знаний, а наставник. И ученик в таком сотрудничестве становится участником образовательного процесса, - отметила она.

Плюс в том, что на уроках стали больше применять творческих заданий, исследовательская деятельность имеет проектную направленность. Учащиеся научились работать в группе и в паре, адекватно оценивать свою деятельность. Всё это делает образовательный процесс более успешным.

- Я думаю, мы делаем школу ближе к ребёнку. В ней уютно, комфортно и интересно. Появились те условия, которые делают личность ребёнка более развитой, ещё на шаг приближая к тому портрету учащегося, который нам рекомендует ФГОС, - поделилась мнением директор.

Иван Яковлевич Власов,директор Фоминичской школы, напомнил, что современное общество социологи назвали самообучающимся. Школа должна давать не только сумму знаний, но и научить школьника и педагога самообразованию, самостоятельному поиску информации. Этот процесс должен идти непрерывно.

- Сегодня коллективы школ решают важную задачу - формирование у ребёнка умения учить себя в сотрудничестве. Это я бы назвал "витамином роста" для каждого ученика. Мне кажется, что введение ФГОС - своевременная мера и очень необходимая, - подчеркнул директор.

Педагогика успеха и радости

В современной школе появляются новые практики, которые нацелены на разрушение формализма старой школы. А какие инновации применяются на площадках школ нашего района? Нужен ли современной школе урок?

Надежда Николаевна Новикова,директор ООШ №4, предложила разобраться, что такое современный урок. В российской школе существует несколько моделей дидактических систем со своей культурой и планированием уроков. И наиболее популярная - традиционная, более 60% учителей предпочитают эту модель.

- Мы привыкли по ней работать, мы даём детям готовый материал, и всё, что остаётся - это усвоить. Может быть, и не стоит ничего менять? Я на этот вопрос хотела бы ответить стихотворением:

"Хоть выйди ты не в белый

свет, а в поле за околицей,

Когда идешь за кем-то

вслед, дорога не запомнится.

Зато куда б ты не пошёл

и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

вовек не позабудется".

В 90-х годах появляется вторая модель, связанная с технолизацией образования. Сегодня мы говорим уже о третьей модели, компетент-ностном подходе, который становится более актуальным в условиях реализации ФГОС.

Педагог убеждена, что современный урок - это урок-поиск, урок-творчество, урок-решение, но точно не урок получения готовых знаний, это уходит в прошлое.

- По моему мнению, наиболее эффективно по третьей модели работает лицей "Ковчег 21 века". В основу их работы была положена педагогика успеха и радости Селестена Френе. Мне посчастливилось побывать в этом лицее. Там все работают в группах, парах, разговаривают вполголоса на протяжении всего урока, ставят вопросы, решают проблемы. Дети не устают от этих уроков, и проблема дисциплины решается сама по себе. Мы тоже работаем в парах, в группах, но системно ли мы это делаем? Увы...… Следующий важный момент - индивидуальная, дифференцированная работа с каждым учеником и на каждом уроке.

Традиционному этапу урока, когда учитель и ученик у доски, отводится около 10 минут, т.е. он тоже необходим. Ещё там работают в трёх режимах-цветах: зелёный - работаем самостоятельно, жёлтый - в парах или группах, красный - сидим, молчим и слушаем. К этому приучают детей с первого класса.

Директор лицея Рустам Курбатов жил и работал во Франции по методике Селестена Френе. Вернувшись более 20 лет назад в Россию, он решил открыть такую же школу по системе Френе. Он с удовольствием делится опытом и предлагает внедрять практику. В России школ, которые бы использовали эту методику, нет, открывают только отдельные классы. Мы летом вместе с нашими учителями изучали теорию, в сентябре-октябре планируем ехать на стажировку в "Ковчег 21 века" и будем пробовать применять их наработки на практике. Думаю, что с нашим творческим коллективом всё получится. Если кто-то из школ решит к нам присоединиться, - пожалуйста, мы будем рады.

Насколько эта система эффективна? Мы были на мастер-классе учителя музыки, у неё своя методика, но факт таков, что к окончанию лицея дети умеют играть на нескольких музыкальных инструментах. Она провела с нами практическую часть, также, как с детьми. Когда я вернулась домой, взяла гитару в руки. Этот человек за 45 минут смог заинтересовать меня тем, чем я никогда в жизни не интересовалась. Это разве не высший пилотаж педагогики?! И сколько бы мы не спорили - каким должен быть современный урок - я убеждена, что он должен быть одушевлён личностью учителя.

Как научить ребёнка учиться, как создать условия для мотивации?

Елена Викторовна Руженцева, директор СОШ №1.

Учитель сам должен быть "замотивирован" на интересные формы работы, если такого настроя нет, то стоит задать себе вопрос: "Как я смогу достичь результата за 45 минут?" И вопрос к ученикам: "Зачем вы здесь сегодня?"

В работе педагогов нашей школы есть интересные моменты. Мы работаем по правилу "совмещай несовместимое". Интегрированные бинарные уроки - это не новость. Но мы интегрируем, на первый взгляд, несочетаемые предметы - химия и изобразительное искусство, когда дети сами получают определённые краски, рисуют мыльными пузырями. Физкультура и силовая подготовка - авторская методика учителя физической культуры Вячеслава Михайловича Горшкова. В уроках участвуют родители - дают мастер-классы. Историю и основы православной культуры, когда рассматривается с разных позиций взгляд на исторические события и деятелей, проводят Андрей Владимирович Поляков и Нина Викторовна Курчина. Применяется песочная анимация, поэтическое твор-чество. Есть в школе современные образовательные технологии, мне, например, нравится "дизайн мышления" - инструкция, как учить детей работать при постановке целей.

Елена Анатольевна Скитихина, директор СОШ №7.

- В современном обществе идёт дискуссия по вопросу - нужен ли урок или его следовало бы отменить? Очень сильно изменился современный мир, и школа теперь не является единственным источником получения информации. Чтобы детям было интересно, комфортно в школе, чтобы им нравилось, нужно менять содержание и форму проведения урока. Мы были на экскурсии в Калуге в школе №6 на Правобережье. Во многих классах нет классической расстановки парт и стульев. В основном это круг, полукруг. Так дети могут свободно вести дискуссию.

Ещё один метод - расширение пространственных границ. Эту технологию можно применять не только на уроках географии, физики, биологии, химии и т.д. Некоторые идеи можно применить у нас в районе.

В Калуге в школе №45 представляли технологию выездных уроков, когда раз в четверть, не меняя расписания на эти уроки, ученики отправляются в путешествия. Первый урок - история, проходит в краеведческом музее. Второй урок - химия, можно отправиться на городские предприятия. Следующий урок - литература, есть повод посетить заседание объединения "Ритм". В школе №45 для транспортировки школьников принимается помощь родителей, которые организуют такие перевозки.

Усвоение материала невозможно без эмоционального наполнения урока. И здесь я столкнулась с двумя педагогиками, которые помогают детям проживать то, что изучается на уроках. Так называемая театральная и музейная педагогики. В некоторых школах уроки истории и литературы проходят как спектакли. Труппа создается из старшеклассников города, и эти уроки помогают детям по-новому посмотреть на урок и на материал. Надо наполнить уроки содержанием, замотивировать детей, чтобы они сами захотели изучать то, что вы им предлагаете.

Опыт - достояние общее

Задача образования - сформировать у ребёнка компетенции, которые помогут ему в современном мире. Как через обучение их развить? Как помочь выбрать профессию?

Е.В.Руженцева рассказала о работе в школе молодого учителя информатики Ю.А.Морозовой, под её руководством ребята работают в графическом дизайне. Это интересно и может помочь в выборе будущей профессии.

- Мы учим детей коммуникации, чтобы они между собой взаимодействовали. У каждой школы есть свои ресурсы, свои резервы, у кого-то хорошая лаборатория по одному предмету, у кого-то - по другому, у кого-то нет ничего. А где же мы со своими коммуникациями? Школьный мир, но почему не сеть?- обратилась директор к коллегам. - Когда мы поймём, что мы не конкуренты, а союзники, когда начнём мыслить более масштабно, мы осознаем, что сеть необходима. В этом плане я признательна директору КИПКа Алексею Станиславовичу Макарову. На своём семинаре он предложил первый такую мысль - проводить на базе Кировского колледжа работу с ребятами по компетенции "физическая культура". Давайте подумаем о сети.

О том, что школа перестала быть "вторым домом" и почти ушёл процесс жи- вого общения, - волнует Е.А.Скитихину.И нужно что-то поменять в воспитательной системе, сделать так, чтобы ученикам снова было интересно находиться в школе и общаться со своими сверстниками. Развернувшаяся дискуссия заинтересовала пе- дагогов. Несмотря на продолжительное время работы, никто не покинул зал.

Работать на опережение

С началом нового учебного года педагогов поздравил глава Кировской районной администрации Игорь Николаевич Феденков.

- Время очень динамично идёт, и задача не только успевать за теми изменениями в обществе, в мире, которые происходят, но и работать на опережение, - подчеркнул он. - Образование для каждого человека - старт в будущее. Конечно, мы с уважением относимся к советской системе образования, она много нам дала, но надо идти вперёд, анализировать происходящие изменения. Я желаю каждой школе быть успешной, добиваться результатов.

Глава поблагодарил педагогов за труд, акцентировал внимание на важных моментах безопасности образовательного процесса: организации массовых мероприятий, противопожарной безопасности, транспортной доставке детей - это все в зоне ответственности руководителей. И второе - результаты ГИА девятых классов. 34 человека не получили аттестат об основном общем образовании. В сентябре у них есть шанс ликвидировать свои неудачные результаты.

На вековых традициях

Благочинный 1-го округа Песоченской епархии протоирей Александр Рябов.

- День знаний - особый день для каждого человека, потому что этим днём открывается дорога в будущее наших детей. И на этом пути вы, педагоги, являетесь проводниками будущего поколения. На школу возложена важнейшая миссия не только обучения, но и воспитания. Чтобы дети могли различать добро и зло, уместно их внимание направить к тем богатым культурным и духовным традициям народа, которые были сформированы на основе нашего мировоззрения. Поддержкой и помощью в этом для вас будет христианская церковь. Наше взаи- модействие - это вековые тра-диции.

В заключение состоялось награждение работников образования значками ГТО. Глава выразил педагогам благодарность за активную жизненную позицию. Многие сдали нормативы на "золото" и "серебро" - пример для учеников.

Стартовал новый учебный год. Впереди у педагогов района большие задачи. Равное, доступное, качественное базовое образование должен получить каждый ребёнок. А главным двигателем роста качества образования должны стать новые методы обучения, новые образовательные технологии.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА,