Сегодня: Четверг 17 Октябрь 2019 г.

Быть похожими хотят...

№№115-117 4 Октябрь 2019 г.

Её любят ученики, ценят родители, уважают коллеги. Своим примером она вдохновляет воспитанников, пробуждает в них желание учиться и становиться лучше. И всё это на протяжении 35 лет. Валентина Николаевна Северенкова – Учитель с большой буквы. Накануне профессионального праздника ей вручили заслуженную награду – Почётную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации.

Валентина Николаевна с радостью согласилась встретиться с нашей редакцией и поговорить о жизни, школе, своих учениках и о том, что значит быть «учителем» в наше время.

- Валентина Николаевна, расскажите, что повлияло на ваш выбор профессии, он был осознанным?

- Я родилась в многодетной семье в д. Большое Заборье Кировского района, училась в Гавриловской школе. С профессией определилась ещё в седьмом классе. Помню, мы писали сочинение по русскому языку на тему «Моя будущая профессия». Уже тогда я решила, что буду учителем. Специализацию тоже выбрала сразу, мне очень нравилась математика, она легко мне давалась. Это у меня от бабушки. Она всегда помогала с уроками моим старшим братьям. Имея несколько классов образования, она могла легко увидеть решение задач даже для старшеклассников.

А ещё в Гавриловке была известная семья Аброськиных. Глава семьи был учителем немецкого языка, а его дочь - математики. Гавриловские педагоги всегда были для меня примером для подражания.

Мечта о педагогике всегда была со мной, я держала её в душе. И за два года до окончания школы поступила на факультет будущего учителя при Калужском педагогическом институте. Я ездила на сессии, а в промежутке нам высылали контрольные, и мы их решали.

- Значит после школы у вас была только одна дорога, с которой вы давно определились - педагогический институт?

- Да, после окончания школы я поступила в Калужский педагогический институт. В этом году 35 лет, как я его окончила. Интересно, что из потока в 80 человек только 20 остались работать в школе, остальные ущли из профессии. Я оказалась в меньшинстве, но нисколько об этом не жалею, так сложилась моя судьба, это мой выбор. И что интересно, когда я получила образование педагога, стала работать в школе, очень удивлялась, как это - я получаю удовольствие от того, что делаю, а вдобавок получаю зарплату.

- В каком учреждении началась ваша педагогическая деятельность? Что было после института?

- После окончания института меня распределили в Фоминичскую школу, я была назначена завучем по учебно-воспитательной работе и учителем физики и математики. Я хорошо помню свой первый класс, первые уроки в школе, наши совместные мероприятия, педагогический коллектив. В Фоминичах я проработала два года. За это время вышла замуж, родила дочь. В период декретного отпуска мы переехали в Фаянсовую, откуда я вышла на работу уже в школу №8, там я также была завучем по учебной части и учителем математики в течение пяти лет.

После рождения сына мы получили квартиру в Кирове. Когда Евгению было два года, в школе №1 как раз освободилось место учителя. Сын пошёл в детский сад, а я с 1991 года и по сей день тружусь в любимой школе №1.

- Сколько выпусков вы подготовили?

- В школе №1 у меня было четыре выпуска. В этом году я вновь приняла 5-й класс и буду вести ребят до 11-го. Мы только начинаем работу с детьми, с родителями. Последние – молодые, но что радует, очень понимающие, стремятся, чтобы дети получили отличные знания и хорошее воспитание. На первом родительском собрании я говорила: давайте шагать вместе - родители и учителя, тогда мы получим хороший результат. Надеюсь, что они меня услышали, и наша общая работа будет продуктивной.

- Проводите ли вы с детьми дополнительные занятия по математике?

- Как таковых дополнительных кружков по математике сейчас нет, но, начиная с пятого класса, я отбираю детей, которые хотят заниматься математикой дополнительно, конечно же, на бесплатной основе. В течение года вместе мы решаем порядка 130 задач. Продолжаем в 6-м классе, а в 7-м проходит районная олимпиада по математике, на которой практически всегда у меня есть призёр или победитель. В дальнейшем лучшие участвуют уже в областной олимпиаде. Также у нас есть физико-техническая заочная школа при МФТИ. Я всегда предлагаю ребятам в 8-м классе поступить туда, здесь уже дети индивидуально, по программе 8-11 класса, бесплатно проходят обучение.

- А какую внеурочную работу вы проводите с детьми из вашего класса?

- Я провожу с ребятами классные часы, приобщаю к труду, всегда интересуюсь их жизнью, даю советы, помогаю в трудную минуту. Мы всегда вместе отмечаем праздники. В преддверии 8 марта, 23 февраля, Нового года мы собираемся в классе, готовим программы, презентации, а младшие ребята ещё и танцуют, и поют. Наши совместные мероприятия всегда проходят очень весело, интересно, и ребята возвращаются довольными.

- Не удивлюсь, что кроме работы в школе у Вас есть ещё обязанности…

- Уже более 15 лет я являюсь руководителем районной секции по математике. Я посещаю все областные семинары, составляю план работы секции, открытых уроков...

Вообще, я всегда была очень активной. В университете была профсоюзным организатором студенческой группы. Когда вышла на работу, также находилась в числе активистов. Например, когда проводились слёты учителей, всегда принимала в них участие, даже привлекала к участию мужа и детей.

- Расскажите о своей семье? Как муж, дети относятся к вашей профессии?

- И муж, и дети всегда с пониманием относились к моей работе. Муж с самого начала стал меня поддерживать, видел, как я устаю, сколько времени уделяю проверке тетрадей, подготовке к урокам. Он и до сих пор всегда помогает мне с домашними делами, если я не успеваю.

Раньше после школы я всегда в первую очередь уделяла внимание своим детям, помогала с уроками, интересовалась успехами и только потом бралась за работу. А сейчас дети уже взрослые. Дочь окончила юридический факультет Московского университета культуры, работает в Москве. Сын окончил МФТИ с отличием, работал в компании «Google», сейчас живёт и трудится в Амстердаме. Летом я дважды стала бабушкой. В один год дети создали семьи и обзавелись детьми, у меня родились внук и внучка.

- Люди учатся на протяжении всей жизни. А вы пополняете свой багаж знаний?

- Я не перестаю совершенствовать себя, расширять знания. Ведь каждый год по моему предмету меняется содержание контрольных измерительных материалов по ОГЭ, ЕГЭ. Здесь нужно всегда держать руку на пульсе. Например, у нас проходит фестиваль математических идей в Москве, я стараюсь посещать его, слушаю лекции, знакомлюсь с первыми лицами, которые составляют тестовые задания на экзамены. Я и сама всегда стараюсь прорешать новые задания, чтобы знать, к чему готовить детей.

- А могут ли дети чему-то научить?

- Да, ведь именно дети, сильные, способные, побуждают меня к постоянному самосовершенствованию, более глубокому изучению темы. Сильным детям мало того, что я даю на уроке, нужно постоянно пополнять, углублять знания.

- Проводите ли вы анализ проведённых уроков?

- Да, до сих пор, спустя более трёх десятков лет преподавания, я анализирую, получился ли урок. В душе постоянно всё оцениваю, переживаю, в полном ли объёме дала материал, доступно ли, всё ли сделала правильно.

- Расскажите случай из школьных будней, который запомнился Вам на всю жизнь.

- Когда я училась в Гавриловской школе, у нас был учитель русского языка. Я часто его вспоминаю. Как-то мы сидели на уроке, ребята баловались, а он взял и запустил мелом в лоб нарушителю тишины, там чуть ли не шишка вскочила. Тишина стояла мёртвая. И всё это прошло спокойно, без жалоб. Ведь учитель был всегда прав, и никто не мог ему возразить. Дисциплина была серьёзная, мы постоянно находились в напряжении. Сейчас другое время, и я уже иначе смотрю на эту ситуацию. Но сегодня в напряжении находятся учителя.

- А как у Вас в классе с дисциплиной?

- У нас железная дисциплина, ребята меня слышат и понимают. Я с первых уроков объясняю детям, что математика им необходима. Они соглашаются. Поэтому приходят на урок, внимательно меня слушают и выполняют все задания.

- Что в педагогической деятельности для вас самое важное?

- На первом месте у меня всегда стоят дети, их будущее. Хочу, чтобы у них в жизни всё сложилось, чтобы они чего-то достигли. За каждого болит душа. И приятно осознавать, что в их победах есть и моя заслуга. Моя цель не просто научить, а зажечь звёздочку.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший учитель?

- Во-первых, учитель должен быть трудолюбивым, добросовестным, ответственным, терпеливым. Он сам должен быть образцом и примером. Дети всё копируют, хотят быть на нас похожими, и мы должны соответствовать.

- Были ли за годы преподавания какие-то необычные поздравления от учеников, которые Вам запомнились?

- Да, конечно. Особенно радуют старшеклассники. Они всегда готовят яркие презентации с поздравлениями. Прошлый выпуск подарил мне ко Дню учителя стенгазету с фотографиями и стихотворными пожеланиями, было очень приятно. Но самым запоминающимся стал подарок выпуска 2018 года. Ребята сделали своими руками альбом, смастерили обложку, собрали листы, вклеили фотографии, сделали искренние подписи. А главное назвали альбом «Наша вторая мама». Его я храню дома и всегда с особым трепетом пересматриваю.

- Работа в школе, проверка тетрадей и подготовка к урокам... Остаётся ли у вас время на себя и чем любите заниматься, если появляется свободная минутка?

- Когда дети выросли, разъехались, у меня стало появляться свободное время. Я очень люблю проводить его на даче, занимаюсь огородом, отвлекаюсь от умственного труда. Также летом стараемся с мужем выезжать в лес, собираем ягоды, грибы. А в отпуске консервирую овощи, фрукты и ягоды на зиму. И, конечно же, навещаю детей и внуков.

- Вы до сих пор с удовольствием идёте в школу, как и 35 лет назад?

- Да, конечно, я очень люблю свою школу, детей. Говорят, что современные дети другие, не такие, как были 10-30 лет назад. А я возражу - дети не изменились. Как и раньше, есть дети слабые и сильные, есть увлечённые и равнодушные. Но они не стали хуже, и моё отношение к ним никогда не изменится. Детей нужно любить, несмотря ни на что.

А ещё, работая в школе, я не чувствую возраста, ощущаю себя молодой. Я бы не смогла сейчас выйти на пенсию, мне кажется, я бы сразу постарела. Ведь именно дети дают мне силу, энергию, молодость.

Ольга МАЛЬЦЕВА.