Сегодня: Суббота 4 мая 2024 г.

"Первым делом, первым делом - самолёты..."

№№124-126 25 октября 2019 г.

На один день Шайковский аэродром вновь был открыт для всех желающих. Повод особенный – 75-я годовщина образования 52-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Праздник для военнослужащих, их семей и гостей Шайковки был организован с размахом, мероприятия такого масштаба здесь не видели давно.

52-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк был создан 4 октября 1944 года по постановлению Государственного комитета обороны. Шли годы, менялись поколения авиаторов, но верность своему делу, клятва воинов-гвардейцев на верность Родине остались неизменными. В боевой истории полка много ярких и запоминающихся страниц.

23 февраля 1945 года полку было вручено гвардейское Красное Знамя. После окончания Великой Отечественной войны в 1946 году полк перешёл на штаты мирного времени. С момента формирования полка личным составом были освоены самолёты: ТБ-3, Б-25, ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22М3, ТУ-22М2. В 1972 году за успехи в боевой и политической подготовке в честь 50-летия образования Советского Союза полк вновь награждён переходящим Красным Знаменем. С 4 ноября 1994 года личный состав привлекался к выполнению задач по наведению конституционного порядка в Чеченской республике. Было выполнено 65 боевых вылетов на выполнение основной задачи по уничтожению противника в горных районах. В 1996 году личный состав полка произвёл впервые в истории российской авиации пуски ракет «изделие 115». С 8 по 12 августа 2008 года экипажами полка выполнялись задачи в рамках операции по принуждению Грузии к миру. К большому сожалению, один самолёт не вернулся с задания. С сентября 2015 года полк принимал участие в выполнении специальных задач по борьбе с мировым терроризмом на территории Сирийской Арабской Республики. После формирования в конце 2009 года 65091 гвардейской авиационной базы и дальнейшего переформирования в авиационную группу, с 1 декабря 2015 года полк приобрёл своё сегодняшнее наименование - 52-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, который, сохраняя славные боевые традиции ветеранов, надёжно стоит на защите воздушных рубежей и национальных интересов родного Отечества.

В минувшую субботу на аэродроме Шайковка состоялись праздничные мероприятия, посвящённые 75-летию образования полка. Особую тёплую атмосферу Дню полка придавала яркая, солнечная погода, которая позволила насладиться организованными мероприятиями сполна.

Праздник начался с торжественного построения и митинга. С последнего «открытого» мероприятия – Дня Воздушного Флота России - аэродром преобразился, появилась просторная сцена, где разместились почётные гости.

Присутствующих приветствовали командир полка полковник В. В. Белослюдцев и заместитель командира по работе с личным составом подполковник И. В. Горбатко.

К военнослужащим и гостям праздника обратился полковник Вадим Белослюдцев.

Он рассказал об истории полка, о славных подвигах его авиаторов.

Командир отметил, что экипажи полка регулярно участвуют в парадах на Красной Площади в честь Победы в Великой Отечественной войне, в обозначении стратегического присутствия России в акватории Чёрного, Балтийского, Баренцева морей, командных, штабных и международных учениях, а также других мероприятиях по плану вышестоящего командования.

Личный состав постоянно приумножал своё мастерство, лётные и технические экипажи в совершенстве овладели новыми типами самолётов, выполняли сложные задачи командования. На славных традициях воспитано не одно поколение талантливых лётчиков и штурманов, инженеров и техников. Более 850 человек отмечены орденами и медалями Советского Союза, а также Российской Федерации.

- В этот праздничный день я хочу поблагодарить всех, кто достойно служил в 52-м полку, за мужество и самоотверженное отношение к выполнению своих обязанностей, за накопленный опыт, за обеспечение и выполнение полётов, воспитание личного состава в духе патриотизма и преданности долгу и Отечеству. Также хочу поблагодарить тех, кто сейчас продолжает служить и своим ратным трудом приумножает традиции, заложенные предыдущими поколениями гвардейцев-авиаторов.

В завершение командир пожелал всем военнослужащим и их семьям счастья и здоровья, благополучия и мира, чтобы каждый взлёт оканчивался посадкой, и над головами всегда было мирное небо.

Со знаменательной датой полк поздравили экс-начальник штаба авиации РосГвардии генерал-майор Д.Л. Костюнин, заместитель министра экономического развития Калужской области – начальник управления транспорта и логистики Л.А. Алмазова, экс-командир 52-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка, начальник штаба авиации МВД и РосГвардии генерал-майор А.В. Блаженко, заместитель командира 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии гвардии полковник О.В. Михайлишин, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и другие.

В рамках праздника прошла церемония вручения военнослужащим заслуженных наград. Медаль Министерства обороны РФ за службу в Воздушно-космических силах вручили водителю автомобиля технической роты батальона аэродромно-технического обеспечения в/ч 33310 В.И.Суровикину. 63 года мужчина прослужил в одном подразделении полка, что по праву заслуживает уважения.

Почётными грамотами наградили военнослужащих: майора А.Н.Рябова, майора А.С.Грасевича, майора Р.Ю.Хлыбова, старшего лейтенанта А.Н.Лобачёва, прапорщика И.Д.Затолокина, ефрейтора Ю.Н.Сергунова.

После праздничной церемонии подполковник Игорь Горбатко зачитал письмо-поздравление от командующего Дальней авиацией генерал-лейтенанта С.И. Кобылаша.

Официальная часть завершилась торжественным маршем под развивающимися знамёнами. Затаив дыхание, присутствующие следили за парадным строем военнослужащих Шайковского гарнизона.

Уже второй раз в этом году праздник состоялся не только для военнослужащих, но и для их семей и гостей гарнизона. Размах мероприятия был большой. Глаза разбегались, трудно было определиться, что осмотреть в первую очередь.

Кроме знакомых кировчанам воздушных кораблей ТУ-22М3, на аэродроме был представлен турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95, прилетевший из г.Энгельса. Припаркованный на бетонке «Медведь» имел красивое имя нашего областного центра – «Калуга». До настоящего времени – это единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Лопастные винты привлекали особое внимание детей и взрослых, мало, кто мог пройти мимо и не повернуть их. А очередь из желающих забраться в кабину «Медведя», казалось, не закончится, люди стояли в ожидании более получаса.

Не меньше гостей аэродрома интересовали ТУ-22М3. Спасало лишь то, что наших красавцев было несколько. Можно было выбрать один из понравившихся, подняться по стремянке, усесться за штурвал и, подключив фантазию, представить себя командиром экипажа, чья крылатая машина через несколько минут оторвётся от земли и взлетит в небо.

Осмотрев самолёты, можно было познакомиться со средствами спасения, применяемыми на ТУ-22М3. Желающие смогли посидеть на катапультном кресле с трёхкаскадной парашютной системой, забраться в одноместную и пятиместную надувную лодку. Любознательные смогли задать интересующие вопросы. Например, в какой последовательности осуществляется катапультирование. Первым покидает самолёт оператор, после - штурман, правый лётчик и последним - командир корабля.

Технику стрелкового вооружения и средства ближнего боя представили военнослужащие из соседней части. Тут выбор был на любой вкус и цвет. Гостям показали винтовки, автоматы и даже гранатомёт. Один из военнослужащих был экипирован в «комплект солдата будущего» - «Ратник». В него входят бронежилет, бронешлем, боевой защитный комплект, бронезащитные очки, коммуникатор, наборы средств энергосбережения, средства связи и другие элементы. В «Ратнике» использованы новейшие научные достижения в области бронематериалов, навигации, систем ночного видения, отслеживания психофизиологического состояния военнослужащего.

Здесь же желающие смогли забраться в бронетранспортёр и взять на себя управление зенитной установки. Мечта для любого мальчишки!

А вот ещё одна интересная площадка - специальная техника. Здесь и подвижный авиационный электроагрегат, и вакуумно-уборочная машина, и шнекороторный снегоочиститель. Интересно всё, но особенно привлекала внимание современная пожарная машина. Она выделялась на фоне привычных нам пожарных автоцистерн и, казалось, приехала из будущего.

К сожалению, в этот раз не удалось подняться в воздух на аэростате. Большой воздушный шар надули, но из-за ветра «полёты» были отменены.

Зато гостей аэродрома ждали другие сюрпризы. Один из них – показательные полёты пилотажной группы Калужской области. На красавцев Л-29, которые показывали фигуры высшего пилотажа, можно было любоваться не только в небе, но и осмотреть их вблизи, посидеть в кабине, сфотографироваться перед взлётом. И в воздухе со своей программой, и на земле можно было также увидеть ЯК-18 и Злин.

Среди множества техники мимо этих ярких моторных летательных аппаратов пройти было нельзя. Лёгкие, изящные дельтолёты клуба сверхлёгкой авиации «Дельта» также радовали шайковчан и гостей гарнизона. Они были выставлены для знакомства, а после взмывали в воздух, выполняя показательные полёты. Клубом уже почти четыре десятка лет руководит М.П.Типунов, в своё время он окончил Харьковский авиационный институт, после увлёкся моторными летательными аппаратами, выбрав их делом своей жизни. В Шайковку Михаил Павлович прилетел на самодельном дельтолёте, путь из Ферзикова, где базируется клуб, занял около трёх часов.

Одним из зрелищных мероприятий были прыжки с парашютами лётчиков пилотажной группы «Реакторы». Десять спортсменов Калужского авиационного клуба по три и четыре человека прыгали с высоты 1200 метров с флагами РФ, ВКС, Калужской области и другими. На это стоило посмотреть, ведь яркие парашюты, спортсмены с развивающимися полотнищами смотрелись очень эффектно.

Прыжки парашютисты выполняли с АН-2 - советского лёгкого многоцелевого самолёта. Управлял им частный пилот Андрей Иванов. Мужчина летает с 11 лет: начинал с юношеской планерной школы, после был аэроклуб, учёба в Московском авиационном институте. Для Иванова самолёт – это средство передвижения, АН-2 он приобрёл с друзьями, сейчас мужчины летают в свободное время в своё удовольствие.

На аэродроме были и совсем маленькие летательные аппараты - модели радиоуправляемых самолётов. Их представил медицинский техник Калужской областной больницы Ю.В. Субботин. Мужчина уже много лет увлекается авиа-моделированием, он даже собрал вокруг себя небольшой клуб таких же авиа-любителей.

Для военнослужащих полка, которых на аэродроме уже вряд ли чем-то удивишь, прошла презентация популярных автомобилей от автодилеров Брянска. Тест-драйв привлёк внимание не только мужчин, но и женщин. Многие захотели испытать на прочность новенькие внедорожники, прокатиться по аэродрому.

Для самых маленьких на празднике развернулся целый «городок» с детскими аттракционами: батутами, электромобилями, каруселью, надувными шарами и другими.

Праздник продолжался более трёх часов, но никто на аэродроме не остался голодным. Ведь на взлётке была развернута полевая кухня. Все гости могли с пылу с жару бесплатно попробовать очень вкусную гречневую кашу, чем многие и воспользовались.

И, конечно, как же без замечательных тематических песен о военной службе, лётчиках и авиации. В течение всего мероприятия особую атмосферу создавали шайковские артисты.

Праздника такого масштаба с привлечением большого количества людей, специалистов, техники и вооружения не было давно. Но и на этом День полка не завершился.

После праздника на аэродроме гости переместились к штабу в/ч 33310, где торжественно была открыта мемориальная доска воинам-авиаторам, не вернувшимся с полёта.
"Лётчики не умирают. Они уходят в небо и не возвращаются" - так написано на памятнике.

Ольга МАЛЬЦЕВА.