Сегодня: Пятница 26 апреля 2024 г.

Урок как открытие

№№13-15 7 февраля 2020 г.

В традиционном муниципальном конкурсе «Я в педагогике нашёл своё призвание», организаторами которого являются Кировская районная администрация совместно с отделом образования, в этом году принимают участие 13 педагогов. Они демонстрируют своё профессиональное мастерство и соревнуются за звание «Лучший учитель», «Лучший воспитатель» и «Лучший молодой учитель» 2020 года. Позади уже несколько этапов. Один из самых трудных - проведение открытых уроков в школах и занятий в детских садах. Нам удалось побывать на трёх уроках, которые прошли на базе школы №1.

Открытый урок – сложное испытание. Педагог находится в новой обстановке, перед незнакомым классом, с которым должен найти общий язык. Успех урока в этом случае зависит от нескольких факторов: учителя и его профессионализма, темы урока, от того, как дети справятся со своим волнением, для них это тоже стрессовый опыт – новый педагог, «наблюдатели» в классе, при которых нужно вести себя естественно, отвечать на вопросы и «работать» на уроке.
Волнение буквально витало в воздухе, но у всех учителей получилось справиться с ним, взять урок в свои руки, расположить к себе детей и объяснить новый материал.
Урок русского языка провела Виктория Грибова, учитель русского языка и литературы школы №2. С первых минут она установила быстрый темп занятия, задействовала разные методы работы с детьми – от карточек, заранее разложенных на рабочих столах, до учебной презентации, которая сопровождала объяснение учителя на протяжении всего урока.
Педагог не назвал детям новую тему, но подвёл их к самостоятельному ответу на этот вопрос. Ученики работали у доски, выписывали понравившиеся предложения из учебника, разбирали слова исключения и открыли загаданное учителем слово «сакура», попутно прочитав хокку японского писателя о растении-символе Японии.
В конце урока дети оценили свои успехи, приклеив стикеры на рисунок. Если всё получилось – вишенку, если были ошибки – листик.
Урок прошёл нескучно, а главное, что учащиеся 5-го класса усвоили новую тему, запомнили слова-исключения, сделали свои открытия.

Новую тему по английскому языку пятиклассники изучали с Ириной Новиковой, учителем английского и французского языков Кировского лицея.
Преподаватель предложила детям вместе отправиться в путешествие на воздушном шаре. Класс наполнился музыкой, и дети должны были отгадать - ритмы какой жаркой страны звучат в зимнее снежное утро. Оказалось, что африканские. Ученики назвали и тему урока – «Животные Африки».
Урок был динамичным, ребята работали по одному и в группах, у доски, отвечали с места. Учитель использовала много наглядного материала, «разбавляла» вербальную и письменную информацию видеорядом, не давая ученикам отвлечься и заскучать. Каждый из ребят выступил в качестве автора собственной загадки об определённом животном на английском, написав характерные особенности этого зверя – цвет, место обитания, наличие или отсутствие когтей, хвоста, усов и т.д.
Урок получился ярким, весёлым и светлым, а главное, каждую фразу, произнесённую на русском, педагог дублировала на английском, отмечая правильное произношение слов.
В конце урока ребята «отрефлексировали» свою работу на уроке, повесив на пальму стикеры кокосов.
Урок истории для шестиклассников провела учитель истории и обществознания Больше-Желтоуховской школы Людмила Лёвкина. Учитель по-новому организовала пространство класса, разделив его на 4 рабочих отдела, в каждом - группа из пяти человек. Лёвкина предложила ученикам отправиться в путешествие на автобусе, но на этом уроке дети вместе с учителем путешествовали не в пространстве, а во времени. Как и на предыдущих открытых уроках, с помощью учителя ребята назвали тему занятия сами: «Русское государство при Ярославе Мудром».
Сложную и серьёзную тему педагог разделила на несколько экскурсионных остановок – «Усобицы», «Внешняя» и «Внутренняя политика». Каждый раздел предполагал рефлексию – для этого на столах у учащихся были цветные карандаши, которыми они «достраивали» крепостные стены, придавая им определённый цвет.
На уроке дети посмотрели несколько видеороликов, работали в группах и у доски, рассказывали друг другу определения, читали утверждения о правлении Ярослава и проверяли – верны ли они?
Разнообразие использованных приёмов придало уроку динамику и позволило заинтересовать подростков новым для них историческим материалом.
Этап открытых уроков и занятий в детских садах подошёл к концу, но конкурс не завершён - учителям предстоит пройти ещё два испытания:
«Мастер-класс» и творческое задание. Пожелаем им удачи и новых нестандартных идей.
Е.Семянищева.
ФОТОРЕПОРТАЖ