Сегодня: Пятница 29 марта 2024 г.

"Строим город мастеров"

№№13-15 7 февраля 2020 г.

21 января на базе школы №6 состоялся областной семинар по деятельности региональной инновационной площадки «Формирование ценностно-смысловой стороны профессионального самоопределения обучающихся основной школы посредством обеспечения взаимосвязи образовательного процесса с профессиональной средой города и региона».

Знакомство

Мероприятие привлекло внимание более пятидесяти педагогов из Кировского и других районов области, города Калуги. Школа на один день превратилась в «конвейер» новых профессий, соответствующей была и тема семинара - «Строим город мастеров».

Участники мероприятия собрались в аудитории, где их встретили руководство и педагоги школы.

Весёлым стихотворением о современных профессиях открыла мероприятие руководитель инновационной площадки школы, учитель математики А.Е. Зарецкая. Анна Евгеньевна представила «Атлас новых профессий Калужской области» - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он позволяет заглянуть в не столь отдаленное будущее, посмотреть, как выглядит работа завтрашнего дня, и, возможно, подыскать себе дело по душе. В первую очередь, к Атласу новых профессий стоит относиться как к одному из инструментов профориентации.

Педагог обратила внимание на яркую доску, где был изображён целый город: школа, необычные здания, на каждом – по две подписи. Это «Город мастеров».

- В городе уживаются и уже существующие профессии, вот их дома с красивыми табличками, а наряду с ними есть профессии будущего, те, которые ещё не появились или только зарождаются. Пока это только табличка и фундамент, - отметила педагог.

Анна Зарецкая предложила гостям вместе с коллективом школы положить первый кирпичик в современные здания «Города мастеров».

Слово «главному строителю»

Анна Евгеньевна предоставила слово главному «строителю» или, как указано в Атласе новых профессий, специалисту по перестройке и усилению существующих конструкций – директору школы №6 А.Р.Воронову. Андрей Рудольфович поприветствовал коллег, представил участникам гостей мероприятия, рассказал о школе. Он отметил, что в школе обучаются 510 детей, работают 29 преподавателей. Подробнее директор остановился на профориентационной деятельности.

- Это уже второй областной семинар по профориентационной работе. Сегодня мы поделимся своим опытом по работе с учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности в рамках инновационной площадки. Также вы сможете узнать о взаимодействии школы с родителями, с предприятиями нашего города.

Директор рассказал, что работа педагогов школы в рамках инновационного движения началась в 2013 году. Проводилась она в трёх возрастных группах совместно с родителями и учителями.

- В ноябре 2016 года мы выступали на заседании коллегии министерства с докладом о результатах нашей деятельности. В декабре выпустили сборник методических материалов, - поделился Андрей Рудольфович.

Он отметил, что в школе проводится подготовка школьников к самостоятельному выбору профессии. Работа ведётся по трём направлениям: трудовое воспитание, профориентационное консультирование и просвещение. Педагоги, библиотекарь школы знакомят ребят с градообразующими предприятиями, организациями; с новыми профессиями, видами правовой деятельности через встречи с интересными людьми, урочную и внеурочную деятельность, организуют экскурсии на предприятия.

Директор подчеркнул, что выбор профессионального пути – сложная задача для молодых людей, поэтому очень важно достичь здесь положительных результатов. А без взаимодействия школы с родителями тут не обойтись. С этой целью в 2019 году в школе был открыт «Клуб родителей будущих выпускников». В нём родители учеников 5-9 классов получают информационную, консультативную помощь, касающуюся востребованных и новых профессий, которые могут освоить их дети в будущем.

Благодаря инновационной деятельности ребята расширили представления о новых профессиях, а также о базовых навыках, которые нужно развивать через знакомство с «Атласом новых профессий», позволяющим сегодняшним школьникам найти свою дорогу в жизни, успешно реализовать себя.

Для этого проводятся занятия с психологом, просмотры тематических видеороликов, классные часы, профессиональные игры, открытые уроки с представителями предприятий города.

Андрей Рудольфович также рассказал, что в 2019 году в течение недели на классные часы приглашались представители различных профессий, которые не только рассказывали о своей работе, но и проводили мини-пробы за школьными партами.

Вся проделанная работа способствует не только осознанному выбору профессии, но и развитию таких ключевых навыков, как критическое мышление, креативность, анализ данных, коммуникабельность, которые так необходимы сейчас человеку.

В результате проделанной работы в рамках инновационной деятельности за 3 года у обучающихся появилось представление о новых востребованных профессиях, профессиях будущего, детям предоставлена возможность примерить на себя различные профессии в игровых ситуациях на уроке, тематических классных часах, различных мероприятиях внеурочной деятельности.

А.Р.Воронов рассказал о конечной цели работы инновационной площадки – формировании личности, способной ко времени окончания школы к осознанном выбору профессии в нашем постоянно меняющемся мире.

- Формируя её, мы понимаем, что мы формируем своё будущее, будущее своей страны, - завершил директор.

Полезный обмен

Рассказ о деятельности региональной инновационной площадки дополнила заместитель директора, начальник Центра воспитательного и психологического сопровождения образовательной деятельности «Калужский государственный институт развития образования» Е.Н.Калитько.

- В 2013 году Андрей Рудольфович вместе с коллективом выбрали приоритетным профориентационное направление. Они положили в основу формирование ценности профессии, ценности труда. При этом были наработаны интересные формы проведения разной деятельности. Опыт оказался очень интересным. Родилась идея продолжать работу в этом направлении. Выбрали аспект профессионального самоопределения как формирование ценностно-смысловой стороны, - рассказала Елена Николаевна.

Она отметила, что в первую очередь в этой работе нужно исходить от желания и способностей ребёнка. Каким он станет, где будет успешным и счастливым – основная ценность, которая закладывается в этом подходе.

Елена Калитько отметила, что здесь были необходимы новые формы проведения уроков, внеклассных мероприятий. Коллектив над этим долго и усиленно работал.

- Важно, что сегодня педагоги поделятся своими наработками. Мы поставили перед собой цель, чтобы этот семинар оказался полезным, чтобы вы могли взять в работу своих образовательных учреждений что-то новое, интересное: формы, приёмы, методы. Но также педагогам школы важна и ваша позиция. Они должны понимать, в правильном ли направлении двигаются, что необходимо изменить в работе. Это взаимовыгодный путь обмена, - подчеркнула начальник Центра.

В завершение выступления Елена Николаевна пожелала успехов и удачи в работе семинара.

Мир профессий

После официальной части участники встречи отправились в «Мир профессий», где им представили увлекательные «объекты стройки». По необычному «городу» их сопровождали «проводники» - учащиеся школы.

Во второй части семинара педагоги смогли посетить уроки, в которых были проведены параллели между существующими и новыми профессиями, детям рассказывали об Атласе профессий и компетенциях, необходимых современному специалисту.

Открытые уроки проходили по 10 отраслям: робототехника, менеджмент, новые материалы, культура и искусство, наземный транспорт, социальная сфера, образование, медицина, сельское хозяйство. Каждый педагог мог попасть на два открытых занятия.

В «стране роботов»

Первый урок, на котором нашей редакции удалось побывать вместе с гостями семинара, – урок робототехники. Провела одно из самых современных занятий учитель информатики Е.В. Захарова. Помогал ей один из родителей - ведущий инженер ПАО «Кировские электросети» С.М. Белоусов.

Ребята 9 «Б» класса работали в группах перед компьютерами, на каждом столе у них располагался маленький робот.

В начале урока Елена Васильевна представила рекламный ролик, после чего предложила ребятам ответить на вопросы, касающиеся движения автомобиля.

Вместе с педагогом учащиеся повторили тему предыдущего урока – «Управление алгоритмами» и сформулировали новую - «Разработка алгоритмов управления».

Урок проходил в режиме «гонок», ребята выполняли задания, после чего сами заполняли оценочные листы. Учащиеся изучали датчик цвета, составляли программы для робота, в режиме «онлайн» знакомились с содержанием Атласа новых профессий, а именно с профессией – «Проектировщик промышленной робототехники».

С лекцией выступил Сергей Михайлович Белоусов. Он рассказал учащимся, что такое датчик цвета, из чего он состоит, в каких режимах работает и какие цвета определяет.

Также мужчина поведал о своей работе и поделился информацией, где в производстве используются датчики.

- Основная задача электросетей – это передача электрической энергии потребителям и преобразование её с высоких напряжений в те, которыми мы пользуемся – 220 В.

Родитель отметил, что датчики цвета используются в уличном освещении, в освещении в подъездах. Они работают в режиме датчика освещённости.

Также Сергей Михайлович рассказал, что датчики диагностируют состояние линий электропередач. Например, робот едет по линии и с помощью камер высокого разрешения и лазерных датчиков определяет качество проводов.

После рассказа учащиеся выполняли практические задания для робота: подключали его к компьютеру, заставляли с помощью специальных команд двигаться прямо, по кругу, определять цвета, останавливаться. Видно было, насколько увлечены ребята и как интересно им работать с роботизированными технологиями.

Юные финансисты

Урок финансовой грамотности в 6 «А» классе подготовила учитель математики А.Е. Зарецкая.

Целью занятия было повышение финансовой грамотности учащихся и знакомство с профессией из Атласа профессий будущего - проектировщик индивидуальной финансовой траектории.

Ребята познакомились с основными этапами личного финансового плана, узнали, как эффективно использовать имеющиеся доходы и применять современные финансовые инструменты, развивали экономическое мышление и логику.

Для этого ученики 6 класса отправились в увлекательное путешествие в мир финансов.

В начале урока Анна Евгеньевна представила сценку из «Простоквашино» с участием школьников, благодаря которой ребята получили задание помочь Печкину осуществить мечту – купить велосипед.

Ребята определили тему занятия – «Личный финансовый план». После чего учитель познакомила ребят с отцом ученика, индивидуальным предпринимателем А.В. Штырхуновым. Алексей Владимирович не понаслышке знает, что значит составлять финансовые планы. Он рассказал об основных задачах и целях предпринимателя.

Ребят разделили на 4 группы-«семьи»: Монеткины, Денежкины, Рублёвы, Пятаковы. Они были объединены общей целью и должны были выбрать и представить главу семьи. Каждая «семья» определила свою финансовую цель и финансовые возможности. Сопоставляя их, они составляли свой финансовый план. Алексей Владимирович выступил в роли эксперта и оценил результат работы каждой команды. Дети отлично справлялись со всеми заданиями, трудились продуктивно, были очень заинтересованными и активными.

Вместе с педагогом ребята заполнили таблицу доходов и расходов семейного бюджета.

В завершение учитель поблагодарила всех за урок и выразила надежду, что дети вырастут успешными, благополучными людьми, которые будут легко справляться со своими финансовыми целями.

Гости урока остались под впечатлением от увиденного. У них не хватало слов описать замечательное занятие Анны Евгеньевны: динамично, познавательно, интересно, энергично, эмоционально, креативно, актуально и очень профессионально.

Тренер творческих состояний

Совместный урок учителя ИЗО Н.Л. Сухоруковой и педагога-психолога Ю.А. Лебедевой был из области культуры и искусства. Они раскрыли тему «Реальность и фантазия в творчестве художника» и представили детям, учащимся 4 «Б» класса, новую профессию – тренер творческих состояний.

Тандем Юлии Андреевны и Натальи Львовны был очень удачным и слаженным. На уроке царила волшебная атмосфера творчества и гармонии. На доске были представлены детские работы, где использованы необычные образы и яркие краски. Учительский стол был украшен бумажными цветами, рядом стоял мольберт. На партах учащихся, которых заранее разделили на группы, – подготовленные педагогами конусы.

Для позитивного настроя дети высказали слова напутствия, обращаясь к гостям, одноклассникам и педагогам.

Начала Наталья Львовна, она отметила, что от природы каждому человеку заложены его способности и таланты. Она также подчеркнула, что главные компоненты в творчестве художника - реальность и фантазия, они как два крыла у птицы.

По заданию педагога ребята сопоставляли качества, необходимые настоящему художнику, и их определения: трудолюбие, любознательность, воображение, фантазия и креативное мышление.

Креативность – это термин, на котором была построена вторая часть урока. В разделе «Культура и искусство» в «Атласе новых профессий» ребята познакомились с профессией, о которой рассказала Ю.А.Лебедева.

- У каждого человека, независимо от профессии, хотя бы раз в жизни случался творческий кризис. Что же делать, как не тратить время, дожидаясь вдохновения? На эти вопросы поможет ответить тренер творческих состояний. Это специалист, который приводит людей творческих профессий в состояние потока и другие состояния, которые характеризуются повышенной креативностью.

В силу своей специфики гуманитарное и психологическое образования уже сегодня ориентируют человека на создание творческих условий.

Педагог настроила ребят на творческую волну, включила весёлую музыку и предложила детям превратить значки (круги и квадраты) в художественные образы. С помощью этого теста ребята смогли проанализировать свои творческие способности.

Ещё одна задача была предложена учащимся Н.Л.Сухоруковой - придумать необычное использование пластикового стаканчика - сгенерировать изобретение, а после собрать «Банку идей». За лучшие изобретения педагог поощряла ребят.

Будто в сказочном лесу оказались ребята во время психологической минутки, которую провела Юлия Андреевна.

Генерацией основной идеи урока стало упражнение «Ёлочный базар». Подготовленный заранее конус ребята превращали в креативную ёлку из подручных средств: стикеров, ниток, карандашей и других. В завершение ей нужно было придумать оригинальное название.

Сетевой врач и фитнес-тренер

На внеклассном мероприятии «Путешествие по истории медицины» учитель истории Т.С. Полякова вместе с учителем географии Е.В. Якушиной проследили трансформацию одной из самых важных профессий - от лекаря до сетевого врача.

Самым активным оказался мастер-класс «Общеразминочные упражнения с использованием подручных средств», которые проводили учителя физической культуры О.О. Тарасова и А.А. Гладких. Здесь были раскрыты профессии менеджера в спорте и фитнес-тренера.

Круглый стол

Два часа позади. Педагоги вновь собрались в одной аудитории, где прошёл «круглый стол», гости смогли поделиться впечатлениями, оставить отзывы о прошедших уроках и самых ярких моментах семинара. В завершение мероприятия каждому гостю достался памятный сувенир от АО «Кировская керамика».

Ольга МАЛЬЦЕВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ