Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

Путём труда

№№19-21 21 февраля 2020 г.

Прямоугольники многоквартирных домов, освещённые закатным светом; деревья и кусты, похожие на подводную растительность; жанровые наброски человеческих фигур в традиционных нарядах и портреты фигур исторических, знаковых для страны; деревянные бараки, которых уже давно нет в городском пейзаже, и современные новостройки с оранжевыми «нагрудниками»; лица, улыбчивые, будто с колоризированной советской плёнки, случайно найденной на чердаке в доме киномеханика – всё это работы кировского художника Алексея Фомина.

Алексею Ильичу - 81 год. Уроженец деревни Зимнички, он с детства знал, что станет художником. В семье Фоминых было пятеро детей. Алексей окончил 8 классов, работал и по вечерам учился в школе. Талантливый юноша поступил в Елецкое художественное училище, но денег катастрофически не хватало, и ему пришлось вернуться домой. Друзья Фомина уезжали в Козельское училище механизации: там одевали, прилично кормили. За ребятами потянулся и Алексей, он получил профессию механизатора, а потом, как и многие молодые люди его поколения, по зову комсомольского сердца уехал осваивать целину в Казахстан. Два года на целине, затем три года в армии пролетели быстро, и Алексей Фомин вернулся в Киров.

Здесь, наконец, сбылась его мечта – он стал работать живописцем на заводе Стройфарфора. В 70-е годы свой практический опыт Фомин решил подтвердить дипломом о профильном образовании, обучаясь на вечернем отделении в Рязани, он прошёл два курса художественного училища, получив специальность художника-оформителя. Вернувшись в Киров, Фомин работал художником на заводе Стройфарфора, чугунолитейном заводе, в ГПТУ № 4 (индустриально-педагогический колледж им.Чурилина). В 80-х годах, повышая уровень мастерства, Фомин год учился в Московском заочном народном университете искусств.
Художника представил директор историко-краеведческого музея А.А.Бауэр, он рассказал, что эта персональная выставка - первая для 81-летнего художника. 59 картин и этюдов в разных техниках и жанрах, в непохожих друг на друга цветовых символах, в разных временных рамах и стилях украсили стены выставочного зала Молодёжного культурного центра.
- На картине кусочек дома и гаражи. Или угол многоэтажки и частная застройка, крыши домов, и рядом очень оригинальный северный пейзаж. Среди кировских живописцев никто так не пишет, – отметил А.А.Бауэр, - Видно, что человек много работал, постоянно развивался. Он говорит о себе скромно «я художник-оформитель» на самом деле он яркий живописец.
Впечатлениями о выставке поделился и кинодокументалист Михаил Нестеров:
- Как зрителю мне понравилась теплота, чувство композиции, светотень, умение установить равновесие в «кадре», чтобы картина не разваливалась. Поздравляю вас с вашей первой персональной выставкой!
Первыми вернисаж посетили учащиеся школ искусств вместе с преподавателями, участники поэтических объединений Кирова, работники культуры. Художнику задали много вопросов о творчестве и любимых картинах, о возрасте и войне, о профессии и её правильном выборе.
Фомину было 7 лет, когда закончилась война. Это страшное время художник не помнит, как и День Победы. Самое яркое событие, которое запечатлелось в памяти – возвращение с войны деда.
- Он был не бритый, поднял меня, стал целовать, помню колючки такие. Он подарил мне немецкую губную гармошку, и я потерял её где-то в первый же день, - рассказывает Алексей Ильич.
На вопрос о своих любимых художниках Фомин отвечает развёрнуто, с комментарием. В его «шорт листе» маринист Айвазовский («Многие картины рисовал по памяти!»), Репин («Он мне нравится, хотя сейчас и не в моде»), Верещагин («Погиб вместе с кораблём»), Александр Шмелёв («Он уникальный, его портреты настолько приближенные к натуре, что хочется обманчиво ущипнуть их героев, будто они живые»).
- Из кировских художников мне нравятся работы А.Зорюкова и А.Шатова, - отметил Фомин.
Основой всякого искусства Алексей Ильич считает труд. Вдохновение и талант – не его производные, но параллельно идущие ему вещи.
Фомин приводит в пример историю о Ренуаре, который в 15 лет устроился на завод и заменил целую бригаду художников. Случился бы портрет Жанны Самари, и другие известные работы мастера, если бы не было тяжёлых лет работы над собственным талантом? Вопрос.
- Любой человек сможет научиться рисовать хорошо, но великими могут стать единицы, - размышляет Фомин, - все корифеи мирового искусства, типа Пикассо, Ренуара, все они шли путём труда.
В завершение торжественной части мероприятия художник поблагодарил всех, кто пришёл поздравить его со знаменательным событием, за то, «что приняли, посочувствовали и поучаствовали!»
Выставка Алексея Ильича Фомина будет доступна для посетителей до конца марта. Это уникальная возможность посмотреть на разные периоды развития художника, его мастерства, восприятия, восстановление и пересоздания действительности.
Е.СЕМЯНИЩЕВА.