Сегодня: Четверг 25 апреля 2024 г.

Учителя поделились опытом

№№19-21 21 февраля 2020 г.

14 февраля в актовом зале школы №1 состоялся третий тур конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание…» - «Мастер-класс». Мини-уроки для коллег перед членами жюри и гостями мероприятия провели 7 учителей.

Педагогов поприветствовала начальник информационно-методического отдела Л.И. Гаврикова. Людмила Ивановна отметила, что рада видеть всех участников на каждом этапе конкурса, ведь они приходят вдохновлённые, с новыми наработками и идеями.

Людмила Гаврикова рассказала о цели третьего тура конкурса. Участники должны продемонстрировать уровень своего профессионального мастерства. Каждый из учителей должен провести мини-урок для коллег в течение 15 минут. Педагоги выступают в роли учеников. «Ведущий» мастер-класса должен рассказать и показать другим участникам технологии, приёмы и методы, которые использует в своей работе.

- Нам очень важно увидеть индивидуальный стиль педагогической деятельности, вашу «изюминку», как учителя. Также не забывайте о том, что все конкурсные испытания должны быть объединены одной красной нитью, - подчеркнула Людмила Гаврикова.

Начальник информационно-методического отдела также отметила, что конкурсное испытание будет оцениваться по следующим критериям: актуальность и практическая значимость мастер-класса, новизна, оригинальность содержания, ясность, последовательность и доступность изложения, обучающий характер, ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения, профессиональная компетентность, способность к импровизации, коммуникативная культура.

Перед стартом мастер-классов Людмила Ивановна пожелала всем участникам удачи и самообладания.

Единственным представителем сильного пола в «команде» педагогов был учитель физической культуры Шайковской школы №1 Кирилл Александрович Тройнятников. Ему выпало право первому дать мастер-класс для коллег. И это хорошо, ведь напряжённые педагоги во время его мини-урока смогли немного отвлечься: размяться и повеселиться.

Тему мастер-класса Кирилл Александрович определил как «Урок физкультуры – аксиома жизни». Взяв инициативу в свои руки, он поинтересовался у коллег, с чего должен начинаться урок физкультуры. Выслушав варианты, он назвал правильный – с движения.

Молодой учитель предложил присутствующим насытить мозг кислородом, повысить работоспособность, выполняя самые простые упражнения дыхательной гимнастики. При этом они сопровождались забавными комментариями.

Когда время подошло к разминке, Кирилл Александрович рассказал, что его ученики выполняют её самостоятельно, используя самые различные жизненные ситуации. Например, они становятся «первобытными людьми», «роботами» и другими персонажами

Учитель физкультуры предложил участникам выполнить несложные упражнения, отправившись на футбольный матч сборной России с семьёй.

Активно и весело педагоги выполняли упражнение «Зеркало», ловко делали релаксирующие упражнения с мячом. Всё это дружно и под музыку.

В завершение мастер-класса молодой учитель выразил надежду, что педагоги смогут использовать его наработки на своих уроках, во внеурочной деятельности и дома во время зарядки.

Темой урока Виктории Александровны Грибовой – учителя русского языка и литературы школы №2 им. генерала армии В.И. Исакова - стало «Формирование познавательной активности на уроках гуманитарного цикла». Она была подана очень интересно и доступно.

Учитель начала с высказывания Марка Фабия Квинтилиана: «Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять».

Педагог отметила, что проблема, обозначенная в цитате, очень актуальна, особенно для школьников. Ведь, к сожалению, современные дети получают образец речи из социальных сетей и просмотра различных видеохостингов.

- Недочёты устной и письменной речи можно извлечь, привив детям любовь к русскому языку и литературе, - высказала своё мнение молодой учитель.

После чего она познакомила коллег с тремя направлениями своей деятельности, которые помогают повысить познавательную активность детей на уроках: повышение мотивации к изучению русского языка, связь русского языка с литературой, коммуникативный принцип обучения русскому языку.

Для начала педагог привела пример диалога детей из социальных сетей с использованием «эмодзи» (язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах), который предложила расшифровать, с чем учителя прекрасно справились.

Взяв примеры из литературы, Виктория Александровна при помощи приёма «Ёлочка ассоциаций» объяснила значения нескольких устаревших слов. Затем познакомила коллег с методическим приёмом технологии критического мышления «ПОПС» (позиция, объяснение, примеры и следствие).

- Язык — это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ, - словами Ивана Мележа завершила мастер-класс молодой учитель.

Со своими универсальными приёмами коллег познакомила учитель истории и обществознания Больше-Желтоуховской школы Людмила Анатольевна Лёвкина.

Школьник любого возраста – это ребёнок, которому интересно играть на уроке, поэтому в преподавании своего предмета педагог часто использует игровые технологии. Они направлены на закрепление пройденного материала, проверку домашнего задания, работу в группах или парах.

Чтобы наглядно представить используемые методы, Людмила Анатольевна предложила педагогам поиграть в «Печатную машинку», составить «Коллективный рассказ» и нарисовать сон-мечту. В завершение конкурсантка подарила коллегам буклеты со своими разработками.

Мастер-класс «Сувенир-магнитик «75 лет Великой Победы» провела учитель начальных классов Воскресенской школы Диана Сергеевна Семёнова. Педагог пригласила коллег в свою «творческую мастерскую», где каждый смог попробовать свои силы в декупаже. Участники урока с интересом овладевали необычной техникой, пошагово повторяя за Дианой Семёновной все действия.

На память об уроке каждый учитель оставил себе магнитик, выполненный своими руками, члены жюри тоже не остались без сувенира – об этом позаботилась учитель Воскресенской школы, вручив им заранее подготовленные поделки.

- Знаете ли вы физику? – задала вопрос участникам конкурса Людмила Сергеевна Макарова – учитель физики школы №1 им. А.С. Шелаева - в начале своего мастер-класса. Как оказалось, незнающих оказалось большинство.

Она постаралась просто преподать свой урок, заинтересовать коллег и рассказать о важности знания базового уровня предмета.

- Человек уникален, тело человека в совершенстве знает законы физики с самого детства, - отметила конкурсантка.

Педагог рассказала о трендах образования: формирование гибкого мышления, разрешение проблем и противоречий, принятие ответственности. Для этого она отметила необходимость осваивания современных технологий.

Людмила Сергеевна познакомила коллег с форсайт-технологией - инновационной технологией построения видения будущего как уже прошедшего. Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.

Составила вместе с учителями опорную схему - карту времени. Педагоги в группах проверяли, как работают методы форсайта: креативность, экспертиза, доказательность и взаимодействие. Для этого Людмила Макарова выбрала тренд - снижение количества учащихся, обладающих гибким мышлением.

Людмила Сергеевна моделировала ситуацию, активно включая в работу участников конкурса. Она выдвигала гипотезу, учителя опровергали или подтверждали её.

Был представлен ещё один интересный метод - педагоги без слов должны были изобразить физические явления или термины: «Закон Архимеда», «Три состояния воды» и «Сообщающиеся сосуды».

В завершение Людмила Сергеевна предложила педагогам использовать свою методику на других уроках и пожелала всем учителям удачных форсайтов.

Учитель начальных классов школы №5 Наталья Петровна Шилова начала мастер-класс с притчи «Каким должен быть человек». На своём уроке она подробно рассказала о том, какие здоровьесберегающие технологии использует в работе, а после поделилась наработками с коллегами. Она представила приёмы: «Волшебная шляпа», «Собери картинку», «Валеологическая учебно-воспитательная работа». А также познакомила коллег с су-джок терапией.

Вместе педагоги определили, что нужно для здоровья ребёнка.

В завершение урока Наталья Петровна передала учителям и членам жюри подарки, выполненные учениками 2-го класса.

Завершила очный тур для учителей Ирина Геннадьевна Новикова - учитель иностранного языка Кировского лицея. Она открыла свой мастер-класс забавной историей о двух иностранцах. После чего поинтересовалась, были ли у её коллег ситуации с непониманием иностранного языка.

Ирина Новикова отметила, что потребность в знании языка возрастает с каждым днём. Один из самых простых и эффективных методов изучения иностранных слов – языковая догадка. Ирина Геннадьевна на своём мастер-классе представила, как можно применить его в повседневной жизни.

Учитель предложила коллегам отправиться в Париж. Ирина Геннадьевна отметила, что в нашем языке около двух тысяч слов заимствованы из французского.

Она привела десяток слов по звучанию очень близких к нашим, а учителя с лёгкостью их переводили. Затем педагог пригласила всех на «шоппинг». С помощью подготовленных шпаргалок, а также языковой догадки, учителя смогли ответить Ирине Геннадьевне на французском, что бы они хотели приобрести за границей.

На память коллегам учитель вручила буклетик с названиями косметических средств на французском языке, транскрипцией и переводом.

В завершение мастер-классов Людмила Ивановна Гаврикова поблагодарила педагогов за прекрасные уроки, замечательный опыт и рассказала об очередной встрече.

Сегодня на сцене Молодёжного культурного центра воспитатели и учителя встретились на четвёртом заключительном этапе конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание…» - «Педагог – профессия творческая». Подробнее о нём и о победителях в разных номинациях мы расскажем в следующем номере нашей газеты.

Ольга МАЛЬЦЕВА.