Сегодня: Пятница 3 Апрель 2020 г.

Рисование в жизни ребёнка

№№31-33 20 Март 2020 г.

«Малыш, давай рисовать» - этими словами можно вызвать бурю эмоций. И это так. Ведь рисование едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. Можно взять кисточку и аккуратно, выводя каждую линию, создать удивительный рисунок. А можно взять кисточку, сделать много случайных мазков разного цвета, и тоже получится шедевр. Но всё не происходит само собой. И поэтому рядом с ребёнком должны быть знающие педагоги и внимательные родители. Помочь ребёнку на первых этапах очень просто: нужно обеспечить ему комфортные условия для рисования. Давайте разберёмся, какую роль играет изобразительная деятельность в развитии ребёнка.

Чувство цвета, формы и художественный вкус

Гуляя с ребёнком по парку в осеннее время года или наблюдая за снежной зимой из окна, как не удивляться красоте природы! И эту красоту можно ощущать снова, но уже через внутренний мир вашего малыша. Просто дайте ему лист бумаги и краски. И чем меньше ребёнок, тем большего размера выдавайте лист и кисть. Рисование позволяет ребёнку отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему. Ведь в процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства.

«Рисовать — это прежде всего смотреть, наблюдать, открывать. Нужно рисовать, чтобы проникнуть в глубь увиденного, чтобы оно осталось в памяти на всю жизнь», - говорил всемирно известный архитектор Ле Корбюзье.

Все знают, что дети больше любят яркие цвета и сами используют их как средства выразительности. Но это можно отнести не ко всем детям. В большинстве случаев младшие дошкольники могут выполнить рисунок одним цветом. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения, внимание детей чаще обращается на форму предметов, если её не освоить, изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие, чувство цвета. У детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетание, вызывающее эмоциональную отзывчивость ребёнка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения, изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности, такие как декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи, в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения знаний, способствует подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.

В процессе рисования у ребёнка развиваются эстетическое восприятие и представление. А эстетические чувства могут возникнуть при видении изящных форм предметов и чёткого их строя. Чтобы эстетические чувства становились более глубокими и осознанными, надо постоянно развивать и обогащать восприятие и представления детей о форме, о цвете, о строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе и формируется эстетический, художественный вкус.

Воображение и реальность

В процессе рисования у ребёнка развивается воображение. Он создаёт изображение не только на основе того, что видел. У каждого ребёнка есть желание создавать красивые рисунки, придумать, как лучше и интереснее их нарисовать. Только не надо помогать ребёнку рисовать или дорисовывать, как обычно делают многие. Изобразительная деятельность направлена не только на отражение впечатлений, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Нужно просто при всякой возможности разглядывать детские рисунки. Не бывает плохих рисунков. И это всегда очень интересно. И это то, что исходит из самого сердца.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться, помогать друг другу. В процессе создания изображения дети приобретают опыт практической деятельности, заканчивающейся материально выраженными результатами, которые оцениваются детьми и педагогами.

Часто бытует неверное мнение, что рисование для детей лишь игра, забава. Однако без применения усилий, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребёнок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось бы окружающим. Преодоление трудностей, получение результата, удовлетворяющего ребёнка, имеют большое общее воспитательное значение. В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное, уважительное отношение к результатам своего труда.

Познание мира

Изобразительная деятельность — это образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Постепенно у детей формируется такое качество как наблюдательность, необходимое не только для рисования, но и для любой деятельности человека. По мнению К.Д Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития как познавательности, так и памяти, мышления, воображения.

Очень важно для ребёнка, что в его руки попадают различного рода материалы: не только бумага и карандаши, но и краски, мелки, гуашь, тушь. Знакомясь с их свойствами, выразительными возможностями, дети приобретают навыки работы с этими материалами. А почему бы не взять вилки, гуашь, ватман и попробовать что-нибудь нарисовать, или оставить след на листе бумаги ватными палочками. И чем шире выбор, тем лучше развивается мышление детей. Очень важно, чтобы ребёнок мог сам, самостоятельно выбрать подходящий материал. Побольше тактильных ощущений! Малышам очень интересно рисовать пальчиками, ладошками на разных поверхностях.

В изобразительной деятельности дети должны постоянно сталкиваться с художественным словом, это и стихотворные тексты, и образные сравнения. Это способствует развитию выразительности речи, делая её более богатой, что также связано с умственным развитием детей. Прежде всего, обогащается их словарный запас. Дети слышат образную характеристику предметов, запоминают, а затем используют их в своей речи.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке.

Опыт показывает, что всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, тем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем больше будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения, работы их будут более разнообразными, интересными и выразительными.

И недаром один из великих мыслителей Франции XVIIIв Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»

Н.ТЕРЕХОВА, старший воспитатель дошкольных групп МКОУ «СОШ №5».