Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

Ветер перемен

№373-75 26 июня 2020 г.

Молодёжь - это те, кто создаёт новую историю, кто реализует неожиданные проекты, кто не боится набивать шишки и ошибаться на пути к мечте, кто удивляет и удивляется. Молодёжь - это те, кто непременно будет раскачивать лодку, проверять мир на прочность, пытаться установить свой порядок. Старшие обязательно выразят своё неодобрение. Молодость улыбнётся и сделает по-своему. Молодость командует: "Поднять паруса!" И их наполняет ветер перемен...…

Кировчанка Юлия Морозова в свои 25 года - "Лучший молодой педагог Калужской области". Благодаря её инициативности и профессионализму кировские школьники посещают Проекторию, WorldSkills Russia Juniors, становятся лауреатами областного конкурса им. Чижевского, побеждают в муниципальных олимпиадах. Юлия не стоит на месте. Её предмет, информатика, не даёт такой возможности. Чтобы быть "в теме", учиться и переучиваться приходится ежедневно. Иначе уже завтра урок окажется бесполезным. Учиться и переучиваться - навык, который Юлия старается развивать и у школьников. По её мнению, это умение и есть залог успеха в современном обществе.

Накануне Дня молодёжи мы поговорили с Юлией Морозовой о призвании, о новом поколении, о современном образовании и о том, возможно ли угнаться за меняющимся миром и не потерять себя.

О призвании

- Я училась в седьмой школе. У меня были замечательные педагоги. Мне всегда очень нравилось на уроках Елены Анатольевны Скитихиной. Она разбудила во мне любовь к информатике. Меня увлекает то, как она ведёт уроки, как умеет подать материал. Я часто использую в работе её методику.

Елена Анатольевна Скитихина и Альбина Ивановна Соколова в равной степени помогли мне почувствовать своё призвание. Когда я училась в седьмом классе, Альбина Ивановна сказала моей маме, что из меня может получиться хороший педагог. Эти слова немного удивили меня и заставили задуматься, прислушаться к себе. Чем ближе был выпускной, тем больше я соглашалась с Альбиной Ивановной. Окончив школу, я поступила в Смоленский государственный университет на физико-математический факультет. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мне очень повезло. В 17 лет невероятно трудно понять, кем ты хочешь стать. Я рада, что рядом со мной были учителя, которые раньше меня сумели разглядеть моё призвание и помогли мне самой его почувствовать.

О работе в школе

- Доброжелатели пугали: "Ты либо перегоришь в этой системе и уволишься после первого года, либо система пережуёт тебя, и ты станешь такой как все". Я подумала: "Ну, что ж, посмотрим, так ли это". В школе меня встретили хорошо. Сейчас директор первой школы Елена Викторовна Руженцева. Когда я только пришла, она была завучем. С первых дней Елена Викторовна поддерживала меня, верила, что я справлюсь. Информатика появляется у школьников в пятом классе и преподаётся до одиннадцатого. Для каждого возраста есть свои методики. Уже в первый год мне дали классное руководство. Это были девятиклассники. Помню своё первое впечатление: вхожу в класс, а там ученики выше меня ростом. Растерянность длилась не больше минуты. Выше ростом! Так что из этого? Я - учитель, и мне есть, что им дать. И у нас начался рабочий процесс. Вначале я казалась им излишне строгой, но современные дети быстро учатся. Вскоре они поняли, как со мной договориться, и стали вовсю этим пользоваться. Сейчас те восьмиклассники уже выпускники. Непростой им достался год! А у меня новые подопечные - кадетский класс.

Ещё необычные ощущения у меня вызывали первые родительские собрания. Разумеется, все родители моих учеников старше меня. И я, несмотря на молодость, несу ответственность за их детей. Они мне их доверяют. Я осознаю огромный масштаб этой ответственности. У нас с родителями вполне рабочие отношения. Я внимательно отношусь к их предложениям.

Я не понимаю, как можно перегореть в профессии в первый же год. И не надо винить непредвиденные трудности. Если молодые педагоги уходят после первого года, значит, эти люди ошиблись в выборе профессии. И нет, я не стала работать как все. Были те, кто настаивал на старых добрых правилах. Я не спорила. Уходила в класс и работала так, как подсказывал мне внутренний голос. Если ты сам понимаешь, кто ты и зачем находишься в этом месте, система тебя не одолеет.

Об учениках и образовании

- Современные дети - мультипотенциалы. Некоторые кажутся мне гениальными. Они легко учатся, если понимают, зачем им это и если им интересно. Вопрос "зачем?" сейчас краеугольный. Я ещё из того поколения, которые воспринимали слово "надо". Оно перевешивало все наши "зачем". Сейчас другая реальность. Именно поэтому преподавать нужно иначе. Ученики требуют, чтобы мы связывали уроки с реальной жизнью толстым канатом. Если канат хорошо завязан - ученик сам вытащит гранит науки, каким бы тяжёлым он не был. Роль современного учителя -давать удочку, а не рыбу. Учить учиться - вот как это называют. Знания и информация сейчас для нас на расстоянии смартфона. Но как найти именно то, что нужно тебе? Как отфильтровать лишнее? Как синтезировать полученную информацию? Как убедиться в её достоверности? Как анализировать и делать выводы? Как увидеть в полученном пользу для человека?

Я стараюсь вести уроки так, чтобы в каждой новой теме ученики самостоятельно проходили через эти этапы. Проекторий и WorldSkills - это тоже про реальность. Эта модель помогает детям понять, к чему у них лежит душа. Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что наши выпускники должны быть конкурентоспособными. Раньше это было про знания, теперь это ещё и про навыки. Министр образования Калужской области Александр Сергеевич Аникеев считает, что в образование должны прийти технологии из бизнеса. Мне кажется, это про умение учиться, переучиваться, мыслить креативно, создавать нечто новое, внедрять свои идеи в реальность.

О личности учителя

- Сейчас ученики могут многое узнать о своих учителях из социальных сетей. Я не вижу в этом ничего страшного. Если учитель учит детей тому, что делает сам, то ничего необычного в социальных сетях дети не найдут. Да, учитель - это профессия с высокой социальной ответственностью. Даже не профессия, а призвание. Это нужно осознавать в момент принятия решения.

О проектах и конкурсах

- Участие в конкурсе педагогического мастерства потребовало от меня серьёзнейшей подготовки. Но это дало мне многое. Помимо радости от победы, я почувствовала, что ещё больше влюбилась в свою профессию. Я наполнилась энергией для новых свершений. Проекты и конкурсы открывают новые возможности. В 2018 году мы с моей коллегой Ниной Курчиной участвовали в форуме "Новый формат". Там мы представили проект "#ФИЛЬМНАШ". Идея заключалась в том, чтобы организовывать для школьников просмотры лучших советских фильмов. Наш проект выиграл грант. Летом 2019 года в парке "Набережный" появился кинотеатр под открытым небом. Люди приходили целыми семьями и вновь смотрели "Свадьбу в Малиновке", "Любовь и голуби", "В бой идут одни старики" и другие кинокартины. Чтобы создать уютную атмосферу во время сеанса, мы раздавали зрителям пледы и тёплый чай. В организации активно помогали ребята из нашего школьного добровольческого отряда.

О будущем

-На ближайшее будущее планы самые простые. Мы с учениками из моего класса договорились встретиться и поиграть на улице в волейбол.

Записала Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.