Сегодня: Пятница 26 апреля 2024 г.

Образование: новая реальность

№№103-105 4 сентября 2020 г.

В конце августа состоялась традиционная муниципальная педагогическая конференция работников образования Кировского района. Прошла она в нестандартном формате. Заведующая отделом образования Ольга Александровна ЛУКЬЯНОВА предложила обсудить волнующую всех учителей тему - работу в условиях самоизоляции и дистанционного обучения.

Уроки дистанционного обучения

Уважаемые коллеги и гости конференции!

Когда в середине марта стало понятно, что впервые за всю историю существования школы система образования должна прекратить работать в традиционном классно-урочном формате и выполнять свои обычные функции в необычных условиях, мы вынуждены были мгновенно мобилизоваться и перестраиваться.

Дистанционное обучение стало единственной на тот момент возможной формой обучения. Дети оказались на длительное время вырванными из привычной среды обучения. Родители испытали шок: большая часть функций и обязанностей, которые традиционно исполняла школа, переместились в семью и легли на неё непосильным грузом. В тяжёлой и непредсказуемой ситуации оказались учителя, которые вынуждены были вести уроки из дома.

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы была отменена, единый государственный экзамен был перенесён на более поздние сроки.

Главным уроком весеннего кризиса стало то, что общество как никогда осознало ценность школы как важнейшего общественного института и ценность работы учителя. Педагоги сделали всё возможное для обучения детей в период их самоизоляции и продвижения дистанционного обучения. Большинство приобрели навыки, освоили новые методы обучения. Жизнь заставила учителя с большим стажем работы осваивать новые технологии при поддержке молодых коллег, а порой даже учеников.

Слабые места

Кризис объединил нас, заставил работать вместе и помогать друг другу. Это замечательно! Но он ярко показал и проблемы нашей системы образования: ограниченная скорость доступа в интернет практически для всех школ, неравенство семей в их готовности применения цифровых технологий, уровень квалификации педагогов (цифровая грамотность учителей), перегруженность содержания школьной образовательной программы. Однако данная ситуация не только выявила слабые места, но и показала возможности, которые мы раньше не замечали.

Нам необходимо извлечь уроки из нашей работы в период тотального дистанционного обучения и использовать этот опыт, чтобы продвигать образование, актуальное для 21 века.

Переворот в коммуникации

Онлайн-технологии должны только дополнить, но не вытеснить традиционные образовательные методики. Например, они могут реализовываться в работе с учащимися с особыми потребностями, в работе с детьми, которые по социальным или медицинским причинам не могут обучаться в школе. Качественные электронные курсы могут стать существенным подспорьем в образовательном процессе.

Мы поняли, какие огромные возможности открыли нам новые условия жизни и деятельности: мобильность связи, виртуальное общение, возможность дойти до каждого учителя, ребенка с использованием технологий видеоконференцсвязи, оперативность в принятии решений и информировании всех работников системы и населения, экономия времени, быстрая обратная связь. Это настоящий переворот в коммуникации!

События последних месяцев прошедшего учебного года показали, как важна роль школы как социального института. Семьям, попавшим в затруднительное положение, была организована выдача продуктовых наборов, предоставлялась компьютерная техника для организации дистанционного обучения. Но не только материальные и технические трудности возникали, но и психологические.

Психологическая помощь

Период дистанционного обучения и самоизоляции изменил повседневную жизнь ученика. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе с детьми в новом учебном году. В каждой школе необходимо организовать или продолжать психологическое сопровождение обучающихся, нуждающихся в помощи.

Мы начнём новый, 2020-2021 учебный год в условиях продолжающегося распространения коронавирусной инфекции. Поэтому каждая школа уже сейчас разработала сценарии начала учебного года и организации обучения. Каждому учителю необходимо скорректировать календарно-тематическое планирование с учетом итогов последней четверти 2019-2020 учебного года и пробелов в обучении детей. Необходимо восполнить, наверстать знания, не допустить снижения качества образования и повышать успеваемость учащихся.

Успех каждого ребёнка

Ещё один важный вопрос – реализация национального проекта «Образование». В течение лета мы не только участвовали в организации ЕГЭ и летнего отдыха учеников, но и проводили ремонтные работы, в том числе в рамках мероприятий национального проекта.

В этом году нам удалось окончательно ликвидировать обучение во вторую смену. Оно оставалось в Шайковской школе №2. Но благодаря эффективному использованию имеющихся помещений муниципальных образовательных организаций, а именно использованию помещений Детского сада №14, граничащего с территорией Шайковской средней школы №2, мы провели ремонт для размещения в детском саду двух классов-комплектов начальной школы (50 мест).

В школах №1, №6, №7 и Шайковской школе №2 проведены ремонты кабинетов, обновлена материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей («Точки роста»). В этих кабинетах будут проходить уроки технологии, информатики и ОБЖ, а также занятия по дополнительному образованию после уроков. В Кировском лицее провели ремонт помещений, получили новое компьютерное, презентационное оборудование для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды. В этих кабинетах можно проводить различные предметы, урочную и внеурочную деятельность, мероприятия, олимпиады.

В рамках реализации мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей регионального проекта «Успех каждого ребенка» в пяти школах - №1,№7, Кировском лицее, двух шайковских школах, провели ремонт кабинетов и получили оборудование для реализации дополнительных программ по робототехнике и технологии моды.

Повышать качество образования

21 июля 2020г. Президент России В. В. Путин подписал Указ о национальных целях развития России до 2030 года. В части касающейся образования две основные цели, обозначенные еще в Указе 2018г. остаются: это вхождение России в десятку ведущих стран по качеству образования и создание условий для воспитания развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Также обозначены цели, касающиеся выявления и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи, профессиональной ориентации всех обучающихся, увеличения доли граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность. Новый Указ Президента, конечно, приведёт к корректировке национального проекта «Образование». Но главная задача заключается в повышении качества образования.

Когда руководитель - классный

Нам важно не только дать ребёнку знания, но и воспитать его, заложить нравственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020г. отмечено, что «ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей - это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой поддержки». Президентом подчеркнуто, что воспитатель – это «федеральная функция». С 1 сентября 2020г. улучшится материальное стимулирование педагогических работников в рамках деятельности по классному руководству. Помимо выплат, которые уже были установлены, каждый классный руководитель будет получать 5 тыс. руб. вне зависимости от количества детей в классе. Данная мера преследует две цели: побуждение педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству и обеспечение качества, эффективности этой деятельности.

Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания учеников. Но ключевая роль отводится тем, кто постоянно ведет педагогическое сопровождение класса. Важнейшими принципами организации воспитания следует считать опору на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально-культурные традиции; нравственный пример педагога; признание определяющей роли семьи ребенка и сотрудничество семьи, образовательного учреждения, общества.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждали вопросы, которые затрагивают практически все семьи. Хочу вас настроить на совместную позитивную работу, набирающую новый темп. Успехов в нашем нелёгком труде!

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.