Сегодня: Воскресенье 20 Сентябрь 2020 г.

Учёба в новом измерении

№№106-108 11 Сентябрь 2020 г.

Перед началом нового учебного года состоялась августовская конференция учителей. Главной темой обсуждения стала работа в условиях неожиданной опасности – коронавирусной инфекции. Чтобы сохранить здоровье детей, они были переведены на домашнее обучение. И в этой ситуации учителям необходимо было освоить новые технологии, организовать обучение так, чтобы ни один ребёнок не остался без внимания.

В этих условиях выросла ответственность родителей, которым также пришлось взять на себя роль учителя. И только вместе, преодолевая трудности, дети, родители и педагоги смогли настроить работу в новых условиях. И это победа, которая далась непростой ценой. Какие уроки из периода пандемии вынесла система школьного образования и какие возможности у неё появились?

Окна роста

Елена Викторовна Руженцева, директор СОШ №1 им. Героя Советского Союза А.С. Шелаева:

- В первый момент новость о переходе на дистанционное образование повергла весь коллектив в шоковое состояние. Кризис чётко показал, насколько готов педагогический коллектив включиться в освоение информационных технологий. Чуть легче перестроились те педагоги, которые уже работали с платформами ЯндексКласс, GoogleКласс, uchi.ru. Хотя сегодня известно, что и эти ресурсы имеют свои недостатки.

Дистанционное обучение выявило застарелую проблему с объёмом домашних заданий. В первые дни родителей всей страны захлестнула волна недовольства, связанная с количеством домашних заданий. Всё это тяжело далось не только детям, но и родителям. Они стали учиться вместе с детьми. Мы понимаем, что при очном уроке у учителя есть 45 минут, чтобы объяснить новую тему. При дистанционном занятии столько информации в одну zoom-конференцию не вместить. Мы поняли, что нам нужно быстро менять подход к он-лайн обучению. Мы стали отбирать в содержании только самое главное. Этому учились первые пару недель. Потом стало проще. Похоже, пришло время осознать, что домашнее задание – не тот инструмент, который способен значительно повлиять на качество образования. Нужно было срочно отказаться от попыток задавать много уроков на дом. Отказаться и принять это как не единственный и не самый лучший способ достижения качественного результата в обучении. Всем, кто отработал много лет в системе образования, это трудно. Но с этим надо считаться. Максимум ребёнок должен получить именно на уроке.

Ещё кое-что поменялось с точностью до наоборот: молодые педагоги стали наставниками для педагогов со стажем. Мы все одномоментно словно перешли в новое измерение.

В целом период дистанционного образования сделал много положительного для всей системы образования. В обществе осознали простую истину: невозможно заменить педагога.

Достижением школы стало, что учителя перестали бояться таких слов, как Гугл джамборд, Zoomи т.д. Эти явления стали нашими привычными рабочими моментами. Появились новые возможности. В 8-м классе (кл. руководитель О. Н. Янченко) провели он-лайн классный час. Гостем конференции была оперная певица из Москвы. Когда бы ещё могли ученики школы № 1 г. Кирова Калужской области поговорить напрямую с таким человеком. Дистанционное обучение открывает как для учеников, так и для педагогов, широкие возможности дополнительного самообразования. Часть наших ребят, мотивированных на обучение, сами нашли он-лайн курсы для подготовки к ЕГЭ. Он-лайн ресурсы серьёзно помогают нашим молодым учителям. Юлия Морозова и Нина Курчина выиграли всероссийский конкурс молодёжных патриотических проектов и отправились в поездку на о. Сахалин. Это всё благодаря дистанционному обучению.

Сейчас нам всем важно на минуту остановиться и понять: мы все другие после этого дистанционного периода. Стали другими учителя, другими вернулись в школу дети. Они будут ждать от нас новых интересных технологий. И мы, наряду с нашими традиционными методами (опросы, домашние задания, объяснения, отработки практических навыков), должны будем работать так, чтобы ученики подходили к нам и говорили: «Давайте так ещё». Это наши с вами окна роста. Уверена, у нас есть ресурсы, чтобы с этим справиться. Как бы то ни было, роль учителя по-прежнему невероятно важна. Никто не может заменить его. Никто не собирается это менять. Но сейчас пора измениться учителю. Этого требует время!

Главные в школе – это дети!

Елена Ивановна Драченникова, директор Больше-Желтоуховской СОШ:

- Это был наш первый опыт, как научить учиться без школы. Мы все стали думать, как иначе готовиться к урокам, как иначе действовать. Это еще раз доказывает, что учитель всегда на передовой. Это было серьёзным уроком и для наших учеников. Своеобразный экзамен на ответственность и осознанность. Мы все поняли: только личная мотивация ученика по-настоящему влияет на его способность учиться. Мы чувствовали, то, что происходит в школе сейчас, невероятно важно для общества. На он-лайн урок в девятом классе к нам присоединился врио губернатора Калужской области Владислав Шапша. Это было неожиданно и волнительно. Но мы поняли, что школы с их трудностями не брошены на произвол судьбы. Мы почувствовали интерес, поддержку и стали сильнее.

В новом учебном году нас ждёт обучение с ограничениями. В первую очередь мы должны позаботиться о безопасности жизни и здоровья учеников и учителей. Мы реализовали проект специализированной пришкольной площадки. Новая площадка разделена на тематические зоны для проведения уроков на свежем воздухе. Есть зона для уроков физкультуры, есть уличная крытая сцена для проведения уроков музыки и внеурочной деятельности и, собственно, учебная зона для проведения обычных занятий. Частично мы будем организовывать учебный процесс на свежем воздухе.

Весной школа опустела. Мы все поняли, что главные в школе – это дети. А ради них стоит работать, стоит искать новые методики, стоит идти вперёд!

Новая реальность

Елена Станиславовна Овчинникова, директор центра психологической помощи:

- Именно в такой период на первый план выходит главная роль любого психолога: помощь и поддержка людей, оказавшихся в кризисной ситуации. В такой момент важно не концентрироваться на негативе. Это трудно, ведь негатив всегда заметен, он всегда на первом плане. Для преодоления трудностей необходима переориентация восприятия с негативных моментов на позитивные. Психологи помогают начать поиск новых векторов развития, новых точек роста. Важно понять: трудности всегда являются ещё и толчком к развитию.

В самом начале дистанционного образования фокус работы психологов центра был смещен на родителей. Именно родители задают тон отношениям в семье. Если родитель не в ресурсном состоянии, это передается ребенку. Мы работали так, чтобы помочь родителям принять новую реальность. Психологическая помощь потребовалась и педагогам. Они, действительно, оказались на передовой. В первую очередь учителя выслушивали весь негатив от родителей, при этом сами ещё не понимая, как действовать в новых условиях. Психологи центра помогали педагогом как можно скорее выйти из замкнутого круга: отрицание - шок – гнев - апатия. Для этого и мы стали активнее использовать он-лайн. Теперь мы готовы работать с людьми и очно, и дистанционно. Ветер перемен не всегда будет «добрый и ласковый». Но с ним можно научиться взаимодействовать.

По новым технологиям

Наталья Николаевна Дедушкина, директор Кировского лицея:

- В России развиваются два национальных проекта «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребёнка». Оба они должны быть внедрены к 2024 году. Всем школам предстоит к ним подключиться. Кировский лицей стал одним из первых. Когда мы начинали, то сами еще не до конца осознавали, что нам предстоит. По сути, мы внедряем единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса и поможет им выстроить взаимодействие с помощью современных технологий. В лицее создана внутренняя беспроводная сеть. Она позволяет каждому ученику посмотреть видеоуроки лучших учителей и даст доступ к образовательным платформам. Чтобы система заработала на 100%, мы сейчас налаживаем все её части. Это инфраструктура, качественная образовательная платформа, автоматизация процесса для учителей и самое главное – новые педагогические технологии.

Материал подготовила Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.