Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Любимая планета Виктора Данилкина

№№115-117 2 октября 2020 г.

Без малого 40 лет связывает Виктора Николаевича Данилкина с «Кировским лицеем». Впервые он пришёл сюда, как и другие первоклассники, крепко держась за мамину руку. Потом учёба в школе, в институте. И вот уже почти 30 лет он преподаёт в лицее физику. В 2019 году педагог удостоен высокого звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». В канун Дня учителя мы поговорили с Виктором Николаевичем о профессии, об образовании и его учениках.

- Виктор Николаевич, педагог-мужчина сегодня редкость в школе. Как вы сделали свой профессиональный выбор?

- Выбор в пользу физики помог сделать директор нашей школы Юрий Георгиевич Уборцев, имя которого носит сейчас «Кировский лицей». Я учился на «четыре» и «пять». Выпускной, а я никак не мог определиться с выбором профессии. «Кем хочешь стать?» - спросил меня директор. «Не знаю», - честно ответил я. «Физико-математическое образование для мужчины – это то, что надо, поступай в Калужский пединститут». И я последовал его совету, увлёкся, стало интересно. Кстати, был в институте одним из лучших студентов. Затем служба в армии, вернулся в родной город.

- Вы сразу пришли в лицей?

- Нет, в отделе образования направили в деревенскую школу, но Юрий Георгиевич настоял, чтобы меня перевели в лицей. 2 года преподавал физику и математику, а затем предметы решили разделить. Надо было вновь определяться – я стал учителем физики.

- Вы пришли в школу в трудные девяностые годы. Многие тогда меняли профессию…

- Это было очень трудное перестроечное время. Нам, учителям, по полгода не выплачивали зарплату. Приходилось не жить – выживать. И у меня тоже возникали тогда разные мысли. Но моя мама, которая по профессии строитель, развеяла сомнения: «Если выучился на учителя – вот и будь им». И мы, учителя, выдержали испытание на прочность вместе со всей страной.

- У Вас сегодня много наград различного уровня. А самую первую помните?

- Это Почётная грамота министерства образования и науки Российской Федерации, которой меня наградили в 2005 году. В 2009 году вручена вторая грамота минобразования и знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

- Хорошо помню, как в 2015 году вы участвовали в конкурсе «Я в педагогике нашёл своё призвание». Ваше выступление об основных законах физики поразило не только жюри, но и всех присутствующих. Для многих это очень трудный предмет. Как вам удаётся сделать его «лёгким», привить детям любовь к физике?

- Что такое физика? Это наука о природе, а человек – часть природы, значит физика – это о нас. У меня нет разграничения на простые и сложные предметы. Все требуют труда, приложения усилий. И это нормально. Но физика – и это доказано учёными – ещё и развивающий предмет. Когда я прошу назвать основную задачу механики, это ставит многих в тупик. А ведь всё достаточно просто. Первый вопрос, который задают вам близкие по телефону – ты где? Это ничто иное, как определение положения тела в любой момент времени. Или что такое хорошо и что такое плохо? Ввести систему отсчёта и рассматривать в этой системе. И в жизни мы так поступаем. Движемся или в покое – всё относительно какого-то предмета. Главное – выбрать точку отсчёта. Стараюсь объяснять свой предмет «человеческим» языком, основываясь на окружающих примерах.

- Вы выиграли конкурс «Учитель года» на районном и областном этапе, приняли участие во Всероссийском. Что особенно запомнилось?

- Да, я побывал в Казани на Всероссийском конкурсе. Соревновались самые талантливые педагоги. Было очень интересно пообщаться, поделиться опытом, взять что-то себе на вооружение. Конечно, все мы очень волновались. И хотя я не стал победителем, но такие встречи обогащают. Тем более, что их было много. Особенно запомнилось выступление ректора МГУ. Виктор Садовничий рассказывал нам о физическом факультете. Он, в том числе, готовит астрономов. И хотя со всей страны набирают всего 20 человек, студенты идут сюда неохотно. Причину я объяснил затем ректору – в школе уже лет 10 не было такого предмета, как «Астрономия». И не знаю – совпадение это или нет, но через год «Астрономия» появилась в школьной программе. Сегодня мой ученик Алексей Дроздов учится на пятом курсе МГУ по специализации «Астрономия». В этом году на физический факультет МГУ поступил выпускник лицея, золотой медалист Матвей Гуляев, который тоже собирается изучать эту увлекательнейшую науку. Кстати, большим подарком для меня стала его двойная победа на областной олимпиаде школьников. Он стал победителем регионального этапа и чемпионом области по астрономии.

- Виктор Николаевич, а у вас есть самая любимая планета?

- Это Земля. Она прекрасна.

- Как думаете, есть жизнь на других планетах? В какую теорию возникновения жизни на Земле верите?

- Думаю, что есть. Без веры жить нельзя. Верю в самое светлое, справедливое, высшее, которое регулирует весь этот созданный мир.

- Виктор Николаевич, каждый педагог счастлив своими учениками. Чему вы их учите прежде всего?

- Я учу их тому, что со знанием физики им открыты двери во многие престижные вузы страны. И если в других школах физику сдают 1-2 ученика, то в этом году у меня их было 12. И все поступили в вузы. Двое выпускников - Матвей Гуляев и Сергей Соколов – в МГУ. Три золотых медалиста остановили свой выбор на Московском государственном строительном университете. Многие ребята поступили в военные училища. Мой сын Валерий по результатам ЕГЭ поступил в четыре вуза, но остановил свой выбор на Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. У него будет инженерная специальность, которая востребована и в гражданской жизни.

- Вы за ЕГЭ или против?

- Я не против ЕГЭ, если он проходит честно, как сейчас. Если человек готовится к экзамену – он его сдаст. Соколов Сергей, например, набрал в этом году 95 баллов по физике. Были у меня и стобалльники. Активно работаю с талантливыми детьми, мы занимаемся с ними по программам федеральной заочной физико-технической школы при Московском физико-техническом институте, при физфаке МГУ. Обычно работаем командой, решаем интересные задачи. И ребята так увлекаются, что готовы приходить на факультатив даже на каникулах.

- Вы и с молодыми педагогами занимаетесь?

- На протяжении 18 лет возглавляю методическое объединение учителей физики района. Мы встречаемся раз в квартал, обсуждаем проблемы, даём открытые уроки, обобщаем опыт. Такие же объединения есть в школах.

- Многие молодые учителя жалуются на низкую зарплату. Это так?

- Сразу зарплата высокой не бывает. Надо развиваться, расти, повышать свою квалификацию, активно участвовать в общественной жизни – и тогда всё обязательно получится.

- Ранее учителя пользовались уважением. Профессия была почётной. Сейчас авторитет учителя в глазах учеников заметно снизился. Что происходит со школой и с детьми? В чем причина, как вернуть уважение учителю?

- Думаю, что здесь не виноваты ни педагоги, ни дети, ни родители. Изменилась система образования. Канули в лету профильные педагогические институты, куда могли попасть только лучшие ученики. Например, в лицее многие педагоги – это бывшие золотые медалисты школ. Сейчас в Калужском университете каких только специальностей нет! В педагоги нередко идут не по призванию, а потому что никуда больше не поступил. И набирают с результатами ЕГЭ на «троечку». Какое качество образования будет от таких специалистов?

Есть и ещё одна причина. Если ранее школа для нас – храм знаний. То сейчас, принимая участие в дискуссии о проблемах образования, задали вопрос одному из чиновников, почему такое отношение к учителям. Обидно было услышать, что мы теперь являемся всего лишь трансляторами знаний, работая, как в сфере услуг.

- Сейчас пропагандируются различные иностранные системы образования? Какая, на ваш взгляд, лучше?

- Действительно, часто можно услышать, как в пример ставят финскую систему образования. Однако я не слышал ни об одном ученом-физике или Нобелевском лауреате из Финляндии. Владимир Познер, которому пришлось учиться во многих школах, считает лучшими советскую и французскую системы обучения. Я приверженец старой классической школы. Считаю, что на уроках должна быть дисциплина, тогда и знания будут лучше усваиваться. Конечно, стараюсь строить отношения с учениками на доверии, выбирая «золотую середину». Педагог должен не просто уметь донести знания, но и быть психологом.

- В этом году вас поздравили с присвоением высокого звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Это наивысшая оценка труда педагога. А до этого какие ступени карьеры выделили?

- Конечно, чтобы заслужить такое звание, надо упорно трудиться. Первые 10 лет работы – это становление учителя. А затем, когда наработаны свои системы, когда накоплен достаточный опыт, начинается полная самоотдача. Мне было присвоено звание «Заслуженный учитель Калужской области», в 2017 году награждён наивысшей наградой своей малой родины - «Трудовая доблесть Кировского района».

- В 2020-м году Вы стали победителем конкурса среди лучших учителей России, который проводится в рамках национального проекта «Образование». Трудно было победить?

- Одна тысяча педагогов России будут удостоены президентского гранта, шестеро - из Калужской области. Оценивали нас по шести номинациям независимые эксперты. В канун профессионального праздника в Калуге мне вручили сертификат на получение президентского гранта в 200 тысяч рублей. Это уже вторая моя победа. Первую я одержал в 2009 году. Кроме премии, которая, правда, была в два раза меньше, чем сейчас, мне оборудовали рабочее место, установив полный набор компьютерной техники, проектор, интерактивную доску. Использую всё это при объяснении материала до настоящего времени.

- Виктор Николаевич, вы гордитесь своими учениками, ставите себе новые цели?

- Каждый учитель гордится успехами учеников, и я – тоже. Один из них, Евгений Северенков, стал призёром всероссийской олимпиады по физике. Работал в «google», как специалиста, его пригласили в Голландию. Сейчас в Амстердаме. Хочу, чтобы таких умных ребят, было больше. Планы подготовки есть.

- Что для Вас День учителя?

- Для меня это не просто профессиональный праздник. Это и семейный тоже. Моя жена – Ольга Борисовна – химик-биолог. И также верна своей профессии. Так что встретим праздник за семейным столом.

Поздравляем семью Данилкиных, а также всех педагогов района, с профессиональным праздником! Благодарных вам учеников, уважения, творческих успехов и крепкого здоровья! Пусть вас никогда не покидает любовь к профессии и вдохновение.

Интервью взяла

Диана СЕМЯНИЩЕВА.