Сегодня: Понедельник 6 мая 2024 г.

Расширяя границы воспитатели Кировского района поделились опытом с другими регионами

№№139-141 27 ноября 2020 г.

В течение двух дней - 17-18 ноября, проходил VI Всероссииский съезд работников дошкольного образования, главной темой которого стала "Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования".

Съезд был проведён в режиме онлайн, к дискуссионной площадке присоединились более тридцати тысяч специалистов из разных регионов России. Среди них руководители органов управления в сфере образования, представители педагогических вузов, работники дошкольного, дополнительного образования, общественные объединения педагогов дошкольного образования, а также представители родительского сообщества.

Участников съезда приветствовал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что приоритет министерства - развитие системы дошкольного образования, поддержка воспитателей по всей стране.

В работе секции "Воспитание и развитие детей раннего возраста", модератором которой выступила ведущий научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук Анна Теплова, приняли участие воспитатели Кировского района. На базе детского сада "Сказка" к дискуссии на тему "Дети до 3-х лет: кто они и как их воспитывать?" присоединились пять педагогов дошкольного образования Кировскогорайона: Татьяна Николаевна Даринская (д/с №6 "Ягодка"), Альбина Васильевна Ермолаева (д/с №3 "Алёнушка"), Юлия Константиновна Капитонова (д/с №10 "Буратино"), Людмила Ивановна Мосягина (дошкольные группы шк. №8) и Анастасия Сергеевна Пашкина (д/с №5 "Тополёк"). Работу онлайн-площадки открыла главный специалист отдела образования Марина Викторовна Щербакова.

- Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования нацелен на то, чтобы реализовать качественно новую личностно-ориентированную модель воспитания детей раннего возраста, - подчеркнула Марина Викторовна. - Положительные изменения, происходящие в дошкольном образовании, дают педагогам свободу в выборе форм и методов обучения и воспитания детей до 3-х лет.

Баланс воспитания

Первой в дискуссию вступила Альбина Васильевна Ермолаева. Она рассмотрела вопрос общественного воспитания младенцев и детей младше 3-х лет:

- Нацпроект "Демография" предполагает различные меры помощи женщинам, которые воспитывают маленьких детей и хотят продолжать работу. В частности, речь идёт о значительном расширении сети детских садов для детей младенческого и раннего возраста.

Альбина Васильевна рассказала, что в детский сад (ясли) могут принять детей от двух месяцев. Однако, разлука с матерью в младенчестве может вызвать проблемы в развитии ребёнка. Когда младенец теряет мать из виду, он пребывает в растерянности и страхе, потому что ещё не умеет адекватно реагировать на окружающее и полностью зависит от эмоционального состояния родителей. Воспитатель в яслях физически не сможет уделить всем одинаковое внимание, поэтому чаще родители предпочитают ясельному воспитанию альтернативу - воспитание семейное.

- В рамках реализации национального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" на базе дошкольных учреждений организованы консультационные пункты, их задача - оказание методической, психолого-педагогической, консультативной помощи родителям, которые выбрали воспитание детей в семье, - подчеркнула Альбина Васильевна. - Родители могут обратиться в "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи населению", присоединиться к клубу будущих мам "Гравида", который функционирует на базе "Кировского центра социальной помощи семье и детям "Паруса Надежды".

Цель такого сотрудничества - достижение баланса семейного и общественного воспитания, формирование родительской компетентности. Альбина Васильевна рассказала слушателям прямой трансляции, что в Кировском районе практически в каждом дошкольном учреждении функционируют группы для детей раннего возраста, существует и детский сад "Алёнушка", где специализируются на работе с детьми от года до полутора лет.

- Главное в нашем учреждении - это индивидуальный подход к детям, тесный контакт с ребёнком: телесный, зрительный, - отметила Альбина Васильевна, - с детьми одного года воспитатели играют, в деятельность детей от двух до трёх лет вводятся образовательные модули, практикуется проведение совместных мероприятий с родителями, проектов. Наши воспитанники раннего возраста (2-3 года) принимают участие в районных конкурсах, в ежегодном фестивале "Искорки". Мы с детьми выходим на сцену с музыкальными номерами.

А.В. Ермолаева убеждена, что потребность в общественном воспитании младенцев в стране отсутствует, но если такая ситуация будет актуальна, то и родители, и педагоги должны сделать всё возможное, чтобы способствовать их дальнейшему развитию.

Что волнует родителей?

Анастасия Сергеевна Пашкина посвятила своё выступление теме родительских страхов, которые они испытывают, отдавая ребёнка до 3-х лет в детский сад. Воспитатель подчеркнула, что ситуация родительских сомнений и тревог за ребёнка - естественна, т.к. в ДОУ дети проводят большую часть дня.

Воспитатель рассмотрела несколько распространённых страхов и пути их решения. Например, часто родителей беспокоит отказ ребёнка от еды, которую готовят в детском саду. Воспитатель рекомендует родителям приучать ребёнка к еде из детского сада ещё до того, как ребёнок туда пойдёт, чтобы он привык к этой пище и не отказывался от неё. Ещё один повод для волнений родителей - частые болезни. Докладчик рассказала, что победить этот страх поможет профилактика заболеваний.

- Педиатры считают, что ребёнок, первый год посещающий детский сад, может болеть часто, и это не патология, - подчеркнула Анастасия Сергеевна.

Многие родители боятся, что их ребёнок в детском саду научится плохому. Докладчица отметила, что максимальное влияние на ребёнка оказывает домашняя среда, и если какая-то привычка или фраза будет "принесена" домой, то проблему решит разговор с ребёнком о том, что в обществе есть разные варианты поведения и не стоит подражать худшим из них.

Родители часто переживают о том, что ребёнок не найдёт взаимопонимания с воспитателем. В этой ситуации Пашкина рекомендует родителям заранее познакомиться с воспитателем, рассказать о ребёнке, его особенностях, чтобы работник детского сада смог найти подход к малышу.

По мнению Анастасии Сергеевны, победить родительские страхи возможно в сотрудничестве с воспитателями. Чем меньше родители будут переживать и проецировать свои чувства на ребёнка, тем более мягким будет переход детей от домашнего режима к жизни в детском коллективе.

Докладчица рекомендовала воспитателям самим делать первые шаги к взаимодействию с родителями: проводить "Школу молодых родителей" с консультациями педагога-психолога, мероприятия с родителями и детьми, общение в социальных сетях с периодическим выкладыванием фото и видеороликов из жизни малышей в детском саду, создавать памятки и буклеты по преодолению страхов родителей и лёгкой адаптации ребенка к ДОУ.

- Задача воспитателя - показать родителям, что ребёнку необходим детский сад. При этом педагоги должны активно взаимодействовать с семьями воспитанников, повышая уровень их доверия, а также вовлекать родителей в педагогическую и оздоровительную деятельность дошкольного учреждения, - заключила Анастасия Пашкина.

Ответственность воспитателя

Людмила Ивановна Мосягина рассмотрела "зеркальную" предыдущему докладу тему - "Основные страхи воспитателей при посещении детского сада детьми в возрасте до 3-х лет".

Людмила Ивановна отметила, что сложности могут возникать, прежде всего, у молодых специалистов, не обладающих соответствующим практическим опытом. В этом случае на помощь коллеге могут прийти руководитель, педагогический коллектив. Они поддержат морально, окажут необходимую профессиональную помощь, посоветуют.

Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу. Например, адаптация ребёнка к условиям детского сада чаще всего проходит болезненно, сопровождается громким плачем, истерикой, плохим поведением. В этом случае воспитателю нужно проявить терпение, выдержку, спокойствие. Трудности возникают и при работе с родителями. Для решения ежедневных вопросов воспитатель должен обладать запасом психолого-педагогических знаний, терпением и доброжелательностью, гасить любые конфликты.

Ещё один "страх" воспитателей - переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет воспитательную и образовательную деятельность, т.к. воспитателю очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников в течение дня. Выход из данной ситуации - открытие новых групп для детей раннего возраста или отдельных детских садов.

- Трудности при работе с детьми раннего возраста известны, нужно стремиться к их преодолению, - завершила выступление Л.И. Мосягина.

Жить по режиму

Татьяна Николаевна Даринская предложила поговорить на тему режимных моментов и определить, какую функцию они выполняют - воспитательную или ухода за детьми, а также возможно ли их разграничить.

Режимные моменты - это определённая последовательность организованного взаимодействия с детьми или, проще говоря, режим дня в детском саду. Режим занимает большую часть времени пребывания ребенка в ДОУ. Детям раннего возраста необходимо гораздо больше времени на подготовку к приёму пищи, на одевание и раздевание, на прогулку.

Чёткая структура режимных моментов разбивает время ребёнка на знакомые ему ситуации, в которых он легко ориентируется и может использовать как отправную точку своей активности.

- В соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, - подчеркнула Даринская. - Таким образом, присмотр и уход, как особый вид услуг ДОУ, отграничивается от образовательных услуг. Несмотря на это, режим дня - это возможность для обучения и воспитания детей.

Например, отмечает Татьяна Николаевна, даже во время обыденных процедур, таких как умывание, одевание, приём пищи и т.п., дети многому учатся. Во время обеда они могут узнать об овощах и фруктах, из которых приготовлены блюда, познакомиться с названием посуды и столовых приборов. Важный момент - и время подготовки ко сну. От того, как у ребенка развит навык складывать одежду, в дальнейшем во многом зависит аккуратность взрослого человека.

- В режимных процессах у детей формируются простейшие навыки самообслуживания, общения, воспитывается опрятность, - говорит воспитатель. - В ходе выполнения режимных процедур педагоги не только осуществляют присмотр и уход за детьми раннего возраста, но и активно используют это время в воспитательных целях. Считаю, что в отношении детей раннего возраста воспитание, уход и присмотр в режимных моментах разделить невозможно.

Среда имеет значение!

С докладом об обязательных элементах предметно-пространственной среды детского сада для детей до 3-х лет выступила Юлия Константиновна Капитонова.

Воспитатель рассказала, что среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей до 3-х лет: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность.

- С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, - отметила Юлия Константиновна.

Детский сад начинается с помещения для приёма детей. Оно должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками, расставляются стульчики для одевания и раздевания. При входе размещается стенд с необходимой информацией.

Ребёнок с раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы дети имели свободный доступ ко всему игровому материалу, ощупывали его, рассматривали со всех сторон (цвет, форма, величина, назначение).

В развивающей среде современных дошкольных учреждений оборудование размещается по секторам. Например, сектор сюжетных игр отделяется от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения поможет каждому ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие.

Игрушки, мебель и оборудование в группе должны оставлять достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, играть.

Также воспитатель считает необходимым предусмотреть в детском саду "уголок уединения", где малыш, испытывающий коммуникативные перегрузки, может уединиться и некоторое время побыть в одиночестве.

- В саду "Буратино" в группе раннего возраста уголком уединения служит пластиковый домик для детей, в котором могут разместиться 1-2 ребёнка, - отмечает Капитонова.

Воспитатель считает, что обновление предметной среды в группе расширит и разнообразит жизнь детей в детском саду, позволит обучаться через игровую деятельность.

Воспитатели Кировского района обменялись мнениями, обсудили свои доклады, подискутировали по самым волнующим моментам. Их выступления транслировались онлайн и в записи будут отправлены на сайт Министерства образования для того, чтобы опыт кировских педагогов был полезен воспитателям других регионов.

Специалисты Министерства образования проанализируют материалы тема-тических секций и дискуссионных площадок, на их основе будет выработана резолюция, она отразит ключевые направления государственной политики в сфере дошкольного образования.

Екатерина Семянищева.