Сегодня: Четверг 25 апреля 2024 г.

Мастер-класс от педагогов

№№19-21 19 февраля 2021 г.

Муниципальный конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» вышел на финишную прямую – на этой неделе педагоги прошли третье задание очного тура - «Мастер-класс». По регламенту участницам было дано всего 10 минут на демонстрацию своих профессиональных умений и навыков. Они показали педагогические приёмы, в основе которых игра и творчество. Их учителя используют в работе, чтобы завладеть вниманием аудитории, увлечь, вызвать эмоции и добиться высокого уровня запоминания. Игра, в которую на уроке может пригласить детей педагог, или творческий процесс делают нас соучастниками «открытий чудных», надолго задерживающихся в памяти.

Первой свой мастер-класс «Просто, легко, весело или «пока едет лифт» провела учитель английского языка школы №1 Ольга Николаевна Янченко. Она обратила внимание коллег на высокую популярность командных методик воспитания и обучения. Разделение на команды помогает преподавателю уменьшить время выполнения задания, актуализирует внимание участников, потому что на каждом из них лежит ответственность за общий успех. И вот уже в борьбу за лидерство вступили две команды. Им предстоит решить непростую задачу. Известно, что сегодня в школах очень мало педагогов-мужчин. Как вернуть их в учебные заведения, какими они должны быть? Конкурсантка предложила составить портрет идеального педагога-мужчины при помощи подручных материалов и обучающих структур «Модель Фрейер» (в ней участницы вывели «формулу» идеального педагога), а также «Сингл райнд робин» (командная работа проговаривания получившихся критериев «идеала» по кругу). Эти структуры помогают всесторонне изучить «героя» и запомнить его характеристики. Участницам второй группы пришлось поучаствовать в спектакле и уговорить «учителя-мужчину» устроиться на работу в школу. Так за несколько минут учитель построила модель взаимодействия с аудиторией, выявила проблему и предложила найти её решение, итогом «урока» стал мини-проект.
Учитель английского языка школы №7 Любовь Владимировна Наумкина темой своего мастер-класса выбрала арт-терапию – обучение с помощью творчества. Уроки преподаватель начинает с разминки, используя приём «Фонетический этюд»: стихотворение или четверостишие дети читают парами, как шепчущиеся подружки, как диалог мамы и ребёнка.
- Во время проговаривания по ролям или под музыку возникает ритмическое запоминание, - объясняет Любовь Владимировна.
Английские фразовые глаголы педагог заучивает с учениками с помощью приёма интерпретации, т.е. значение глагола показывают действиями – вместе с коллегами Любовь Наумкина ищет, (
look for), убирается (cleanup), веселится (cheerup) на примерах понятных всем движений. Так у детей формируется мышечная память. Для отработки сложных правил лексики, грамматики, английских времён на урок с помощью проектора «приглашаются» популярные певцы, исполняющие песни на английском. Тексты песен используются как учебные тексты – можно предложить ученикам вставить подходящие по смыслу слова, изменить формы глаголов, провести аудирование и т.д. Для демонстрации приёма педагог выбрала песню Бритни Спирс «Oops I did it again», и коллеги Наумкиной побывали в роли её учеников – поиграли и «поймали» нужные слова песни.
- Благодаря этим приёмам у детей формируется эмоциональная память, закрепляется позитивный момент, связанный с изучением английского языка, - отметила Любовь Наумкина, - зазубривание приносит свои плоды, но если мы любое знание совместим с эмоцией, мы получим от обучения гораздо больший эффект.
Эстафету мастер-классов приняла учитель географии Кировского лицея Елена Геннадьевна Петухова. Она предложила коллегам логическую игру - поиск Острова Невезения, про который в фильме «Бриллиантовая рука» пел актёр Андрей Миронов. Текст песни Леонида Дербенёва учителя использовали как устную карту. Остров находится в океане, покрыт зеленью, там водятся крокодилы и растут кокосы – значит, ареал поиска сужается до тропических и субэкваториальных широт. На острове живут люди-дикари, они несчастны, но трудолюбивы, молятся богу – исповедуют монотеистическую религию. А строчка «В день какой – неведомо, в никаком году» приводит педагогов к 180-му меридиану или к «линии перемены дат», пересекая которую можно попасть из одних суток в другие. В полюсе 180-го меридиана – несколько островов: Врангеля, Фиджи, Семисопочный… Но какой из них «невезучий»? Фиджи «выходит из чата» – там живут каннибалы, а не добрые люди-дикари. Педагоги сравнивают климатограммы островов Врангеля и Семисопочного. На острове Врангеля холодно, мало дождей, а на Семисопочном – влажный и тёплый климат, и население присутствует – алеуты, православные рыбаки и земледельцы – всё подходит. Семисопочный - остров вулканического происхождения, и в 1987 году особенно сильное извержение вулкана стёрло рыбацкие поселения алеутов с лица земли. Но Елена Геннадьевна напоминает, что текст Дербенёва был написан в 1969 году, когда остров Семисопочный был ещё обитаем. Всё совпало, педагоги нашли Остров Невезения, решили задачу, которая казалась невыполнимой, и научились применять в поиске субширотную и субмеридиальную логику.
Педагог-психолог Воскресенской школы Ольга Александровна Луковцева предложила коллегам провести минутку релаксации, закрыть глаза, расслабиться, вообразить небо и самую яркую звезду, свет которой наполнит положительной энергией. Запечатлеть символ энергии психолог предложила с помощью арт-техники торцевания – маленькие квадратики стороной 1- 2 см накручивают на палочки, а затем приклеивают на заранее нарисованный контур. Получается объёмное изображение.
- Метод торцевания очень полезен в работе как с детьми, так и со взрослыми, - отметила Ольга Александровна, - он позволяет успокоиться, сосредоточиться, аппликация получается быстро, и результат всегда смотрится красиво.
Педагог-психолог школы №2 Наталья Игоревна Борисова применяет арт-терапию для снижения агрессивности детей. Для демонстрации мастер-класса психолог выбрала изотерапию и музыкотерапию. Перед основным заданием – музыкальная зарядка, она помогает избавиться от накопившейся усталости. Психолог разделила коллег на две команды, одна выполняла методику «Кляксография», а вторая училась методике «Монотипия». Работа с яркими красками, незацикленность на готовом рисунке освобождают от страха неудачи, и из клякс рождаются животные, города, деревья, лица и человечки. У каждого конкурсанта - уникальные, свои.
- Теперь и вы убедились, что от негативных эмоций, в нашем случае это волнение, можно избавиться с помощью терапии искусством и творчеством, - отметила педагог, обращаясь к коллегам.
Педагог-психолог школы №8 Галина Ивановна Мешкова отметила, что одно из основных направлений работы школьного психолога – это борьба с повышенной тревожностью у детей. В работе с такими школьниками Галина Ивановна использует метод изотерапии. Для мастер-класса Мешкова выбрала технику оттиска. Она предложила педагогам изобразить зимний лес. На столах участниц – капустные листы, засушенные листья папоротника, спонжи и зубочистки. Всё это – инструменты для создания картин. Листы пекинской капусты густо мазали белой краской и получали отпечаток запорошенного снегом дерева, листья папоротника отпечатались на листе зелёными елями, спонжами педагоги сделали на своих картинах высокие сугробы, а зубочистками поставили белые пушистые снежинки. Красота! Мешкова рассказала, что техника оттиска – отличный способ тренировать фантазию, например, с помощью разрезанного напополам кочана пекинской капусты можно «отпечатать» на бумаге букет роз. Главное – видеть красоту в деталях и учить этому детей.
Как с помощью обычного листа белой бумаги показать ребёнку волшебную сказку с множеством объектов? Об этом знает учитель начальных классов Воскресенской школы Мария Сергеевна Короткова. На своих уроках она использует технику оригами. Оригами – древнее мастерство, помогает развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук и, конечно, это искусство, которому нужно учиться. Этим и предложила заняться Мария на своём мастер-классе.
Из подручных материалов на столе у каждой участницы только квадрат белой бумаги. Смотря за действиями мастера, педагоги повторяли «шаги» техники оригами и слушали сказку про Иванушку. Белый квадрат становился барским полем, орденом, кораблём, сапожками, шляпой, штанами, столами дубовыми, ножницами и лодкой.
- Больше всего дети любят слушать, смотреть, инсценировать, пересказывать сказки. Для развития ребенка важно, как сказка ему преподносится, особенно его удивят фигурки, трансформирующиеся у него на глазах, - отметила Мария Сергеевна.
Татьяна Владимировна Кашеварова, учитель английского языка школы №2, в своей работе использует приёмы проблемного обучения. Они подходят для тренировки разговорного английского языка. Тема мастер-класса преподавателя – фрукты, а в основе – игра. Коллегам Татьяна предложила задания на внимание. Педагоги угадывали, какой фрукт исчез с картинки на доске, подбирали к фруктам прилагательные, описывающие их свойства, а затем угадывали его по наводящим вопросам. Затем каждый преподаватель выбрал свой любимый фрукт и описал его на английском. Конкурсантка отметила, что процесс говорения неразрывно связан с психологическими особенностями человека, и её приёмы направлены на то, чтобы включить в работу на уроке всех детей, независимо от того, как они информацию воспринимают

Мастер-класс – один из самых зрелищных элементов конкурса, он проходит в творческой, открытой атмосфере, где каждая из участниц играет роль и учителя, и ученика. Но самое главное, что на этом этапе участники конкурса делятся с коллегами педагогическими и психологическими приёмами, технологиями, методиками. Это значит, что учителя смогут адаптировать увиденные педагогические «лайфхаки» к своим занятиям и получить от преподавания новый вдохновляющий опыт.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.