Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

«Финансовую грамотность - в школу»

22 апреля 2021 г.

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Немецкий писатель Бертольд Авербах

Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.

Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Все мы не раз присматривались к поведению и прислушивались к разговорам своих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. Создаётся впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги. И именно школа обязана обеспечить получение базовых знаний, умений и навыков. Именно школа должна содействовать формированию у школьников экономических компетенций, навыков рационального экономического поведения

Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах.

Воспитывать финансовую грамотность можно через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения.

Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках математики по программе «Школа России» дети знакомятся с единицей изменений стоимости: копейкой, рублём, монетами различного достоинства, вводится понятие денег и их функции, меры стоимости, средства обращения, средства накопления. Дети учатся переводить рубли в копейки и обратно, знакомятся с понятиями цена товара, количество, стоимость покупки, решают задачи на стоимость товара, оплата товара, получение сдачи.

На уроках русского языка по ходу изучения тем по финансовой грамотности используется познавательный и занимательный материал: загадки, пословицы, поговорки, ребусы. Это мотивирует детей к изучению.

Решая поставленные учебные задачи, обучающиеся развивают финансовой мышление, логику, учатся анализировать, делать выводы о тратах и сбережениях. Повышая тем самым уровень своей финансовой культуры. Устно народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

В 3-4 классах на уроках окружающего мира возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, могут быть представлены в виде защиты проекта.

Проектная деятельности направлена на реализацию различных социальных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Активное участие в проектной деятельности позволит младшим школьникам получить начальные исследовательские навыки ориентирования в мире финансов. На уроках окружающего мира также с детьми ведётся разговор о карманных деньгах. Дети учатся разбираться в ценах на продукты питания, одежду. Знакомятся с такими понятиями как статья расходов и доходов семьи, планирование семейного бюджета. Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

Изучение основ финансовой грамотности предполагает использование различных форм внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревновании.

С 1 класса в рамках внеклассной работы проводятся классные часы на тему: «Что такое деньги?», «Экономика в покупках», «Доходы и расходы».

Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие у нас вся школа.

Примером такого проекта является организация осенних ярмарок. Такие социальные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих планов и идей. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.

Основным видом деятельности в начальной школе является игровая деятельность. Дидактический потенциал игровой технологии и особенности содержания финансовых игр, позволяет эффективно организовать работу по формированию финансовой грамотности младшего школьника. Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся, но и первые шаги экономического образования в начальной школе.

Большую популярность у современных школьников приобретают веб-квесты. Данная технология в полной мере позволяет реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Технология веб-квест - это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель обучения.

Квест-игры могут быть посвящены теме повседневного взаимодействия с деньгами. Их целью является формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете в младшем школьном возрасте.

Таким образом, финансовые знания полезны и доступны младшим школьникам, интересны детям, родителям и педагогам. Начиная учится в школе дети делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы они не растеряли и стали в будущем финансово благополучными людьми, им необходимо освоить Азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Получить финансовые знания, ребёнок может более осознано подумать о своём будущем.

Н.П.Шилова, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 5».