В октябре в Доме
культуры сельского поселении «Деревня Гавриловка» состоялась презентация новой
книги Виктора Боченкова, посвященной истории этой старообрядческой деревни. В книге собраны материалы о жизни деревни, её обитателях с
самого основания и до наших дней.
Издание было
осуществлено на средства благотворителя Сергея Кондрашова. Деревня Гавриловка была малой родиной его матери.
В основе книги - материалы из архивов Калужской области,
архивов Русской Православной Старообрядческой церкви, из районных газет. Тираж
книги 1000 экземпляров.
Как сказано в аннотации
к этому исследованию, а оно вышло в виде книги в полном смысле этого слова –
192 страницы, его отличительная черта заключается в том, что конфессиональная
история раскрывается в контексте многих других событий. Автор пытается
проследить историю деревни с момента основания.
Гавриловка принадлежала
трём разным помещикам, переселившим сюда крепостных крестьян. С годами она
разрослась, после реформы 1861 года крестьяне со временем выкупили земли у
бывших владельцев. Старообрядцам Гавриловки пришлось отстаивать свой
молитвенный дом и бороться за сохранение кладбища. Одно время калужская власть
запретила на нём хоронить и, чтобы доказать неправоту такого решения, пришлось
обращаться в Сенат.
История прихода –
история людей, с ним связанных. Не ограничиваясь дореволюционным периодом и
«золотым веком» старообрядчества, когда в деревне был построен храм, автор идёт
дальше.
Советская эпоха – это
организация колхозов, Великая Отечественная война, когда многие жители деревни
ушли на фронт, это мирная жизнь второй половины ХХ века, наконец, современность
и возрождение храма и прихода. Через призму разных событий автор стремится
донести мысль о важности сохранения памяти о прошлом, о людях и их делах как
значимом факторе личного и общенационального «самостоянья».
Почему Гавриловка?
Каждая деревня, по
словам Виктор Боченкова, имеет своё лицо, своё своеобразие. Так, например, в
старообрядческой деревеньке Таракановке Медынского уезда возникла своя
типография, работавшая подпольно, поскольку официального разрешения на её открытие
добиться в XIX веке было невозможно. Этот факт заставляет задуматься о
грамотности крестьянского населения в старообрядческих сёлах. Именно сюда был
рукоположен первый в Калужской губернии старообрядческий священник. В начале ХХ
столетия здесь действовал приход, был храм. Ныне, к сожалению, деревня исчезла,
хотя пока остаётся на картах, сохранилась каменная колокольня. В 2014 году
старообрядцы Калуги установили на месте храма памятный крест.
У деревни Гавриловка тоже
есть своё лицо, хотя её судьба сложилась совсем по-другому. Здешние жители
восстановили небольшой храм, где, пусть пока без священника, но ведётся
регулярное богослужение. Это значит, что храм нужен, что не исчезла память о
родовых корнях. Старообрядцы Гавриловки показали, как нужно отстаивать свои
права, когда была предпринята попытка
отнять у них кладбище. А ведь дело не только в правах, не только в законах.
Некрополь – это, как и храм, то место, где ощущается и хранится родовая память.
Отнять кладбище - значит отнять и эту память.
Наконец, ещё одна черта,
характерная для Гавриловки. В прошлом году здесь был открыт мемориал, посвящённый
всем жителям (в том числе ближайших деревень, ныне входящих в сельское поселение),
кто ушёл в годы Великой Отечественной войны на фронт. Погиб или нет, получил
награды или нет – неважно. Особенность мемориала, где на каменных плитах выбиты
имена земляков, в том, что все они названы поимённо. Вместо инициалов – полное
имя и отчество, и там, где это было возможно установить, – годы жизни. Такой
мемориал возник стараниями самих жителей. Как говорится, «инициатива снизу».
Для области это уникальный случай.
«Книга показывает как
через развитие деревни проходило и развитие страны. Важно возвращаться на свою
малую родину и отдавать дань памяти своим предкам. Знание своих корней – это
основа движения вперёд», - подчеркнул Сергей Кондрашов.
Своей жизнью жила
деревня в послевоенные годы. Восстанавливалось хозяйство, работала школа,
библиотека, сложилась своя сельская интеллигенция. Об этом говорит в книге один
из уроженцев Гавриловки Анатолий Горбачев, ныне живущий в Хабаровске:
«Все это вместе, то
есть школа, библиотека, клуб, особенности церковного благочестия и наши
традиции, что в малой доле описано выше, и сформировало в своей совокупности у
нас образ гавриловского старообрядца, человека с открытой душой. И будет в этой
душе всегда жить его ностальгия о прошлом, о будущем, о его культуре, в которой
заложен бездонный колодец Старообрядческой Веры, будет дорога памяти, как наша «каменка»,
на всём его пути. И по воле судьбы, если кто-то из нас, уехавших из Гавриловки,
вдруг снова окажется в деревне, то он непременно вспомнит, откуда он родом, и
станет среди всех таким же, как и был ранее, таким же её жителем, как и все
старообрядцы, проживающие в ней».
Каменкой здесь назван
участок дороги, проходящей через деревню, он вымощен камнем. Это своеобразный
исторический символ деревни. Именно так: всем нам, русским, нужно вспомнить,
откуда мы родом, осмыслить причины трагического церковного раскола.
В книге затронута
история ещё одной, соседней деревни Коновки. Она тоже была полностью
старообрядческой. Подробно рассказывается о жизненном пути старообрядческого
епископа Лукиана (Абрамкина) Клинцовского и Ржевского, уроженца Гавриловки.
В презентации книги «Гавриловка. История одной старообрядческой
деревни» приняли участие и выступили с кратким словом глава
администрации Кировского района Игорь Феденков, сам автор, Сергей Кондрашов,
краевед А. Бауэр и другие.
Вячеслав Петров.