Сегодня: Четверг 2 мая 2024 г.

Откуда мы родом?

№№133-135 12 ноября 2021 г.

В октябре в Доме культуры сельского поселении «Деревня Гавриловка» состоялась презентация новой книги Виктора Боченкова, посвященной истории этой старообрядческой деревни. В книге собраны материалы о жизни деревни, её обитателях с самого основания и до наших дней.

Издание было осуществлено на средства благотворителя Сергея Кондрашова. Деревня Гавриловка была малой родиной его матери.

В основе книги - материалы из архивов Калужской области, архивов Русской Православной Старообрядческой церкви, из районных газет. Тираж книги 1000 экземпляров.

Как сказано в аннотации к этому исследованию, а оно вышло в виде книги в полном смысле этого слова – 192 страницы, его отличительная черта заключается в том, что конфессиональная история раскрывается в контексте многих других событий. Автор пытается проследить историю деревни с момента основания.

Гавриловка принадлежала трём разным помещикам, переселившим сюда крепостных крестьян. С годами она разрослась, после реформы 1861 года крестьяне со временем выкупили земли у бывших владельцев. Старообрядцам Гавриловки пришлось отстаивать свой молитвенный дом и бороться за сохранение кладбища. Одно время калужская власть запретила на нём хоронить и, чтобы доказать неправоту такого решения, пришлось обращаться в Сенат.

История прихода – история людей, с ним связанных. Не ограничиваясь дореволюционным периодом и «золотым веком» старообрядчества, когда в деревне был построен храм, автор идёт дальше.

Советская эпоха – это организация колхозов, Великая Отечественная война, когда многие жители деревни ушли на фронт, это мирная жизнь второй половины ХХ века, наконец, современность и возрождение храма и прихода. Через призму разных событий автор стремится донести мысль о важности сохранения памяти о прошлом, о людях и их делах как значимом факторе личного и общенационального «самостоянья».

Почему Гавриловка?

Каждая деревня, по словам Виктор Боченкова, имеет своё лицо, своё своеобразие. Так, например, в старообрядческой деревеньке Таракановке Медынского уезда возникла своя типография, работавшая подпольно, поскольку официального разрешения на её открытие добиться в XIX веке было невозможно. Этот факт заставляет задуматься о грамотности крестьянского населения в старообрядческих сёлах. Именно сюда был рукоположен первый в Калужской губернии старообрядческий священник. В начале ХХ столетия здесь действовал приход, был храм. Ныне, к сожалению, деревня исчезла, хотя пока остаётся на картах, сохранилась каменная колокольня. В 2014 году старообрядцы Калуги установили на месте храма памятный крест.

У деревни Гавриловка тоже есть своё лицо, хотя её судьба сложилась совсем по-другому. Здешние жители восстановили небольшой храм, где, пусть пока без священника, но ведётся регулярное богослужение. Это значит, что храм нужен, что не исчезла память о родовых корнях. Старообрядцы Гавриловки показали, как нужно отстаивать свои права, когда была предпринята попытка отнять у них кладбище. А ведь дело не только в правах, не только в законах. Некрополь – это, как и храм, то место, где ощущается и хранится родовая память. Отнять кладбище - значит отнять и эту память.

Наконец, ещё одна черта, характерная для Гавриловки. В прошлом году здесь был открыт мемориал, посвящённый всем жителям (в том числе ближайших деревень, ныне входящих в сельское поселение), кто ушёл в годы Великой Отечественной войны на фронт. Погиб или нет, получил награды или нет – неважно. Особенность мемориала, где на каменных плитах выбиты имена земляков, в том, что все они названы поимённо. Вместо инициалов – полное имя и отчество, и там, где это было возможно установить, – годы жизни. Такой мемориал возник стараниями самих жителей. Как говорится, «инициатива снизу». Для области это уникальный случай.

«Книга показывает как через развитие деревни проходило и развитие страны. Важно возвращаться на свою малую родину и отдавать дань памяти своим предкам. Знание своих корней – это основа движения вперёд», - подчеркнул Сергей Кондрашов.

Своей жизнью жила деревня в послевоенные годы. Восстанавливалось хозяйство, работала школа, библиотека, сложилась своя сельская интеллигенция. Об этом говорит в книге один из уроженцев Гавриловки Анатолий Горбачев, ныне живущий в Хабаровске:

«Все это вместе, то есть школа, библиотека, клуб, особенности церковного благочестия и наши традиции, что в малой доле описано выше, и сформировало в своей совокупности у нас образ гавриловского старообрядца, человека с открытой душой. И будет в этой душе всегда жить его ностальгия о прошлом, о будущем, о его культуре, в которой заложен бездонный колодец Старообрядческой Веры, будет дорога памяти, как наша «каменка», на всём его пути. И по воле судьбы, если кто-то из нас, уехавших из Гавриловки, вдруг снова окажется в деревне, то он непременно вспомнит, откуда он родом, и станет среди всех таким же, как и был ранее, таким же её жителем, как и все старообрядцы, проживающие в ней».

Каменкой здесь назван участок дороги, проходящей через деревню, он вымощен камнем. Это своеобразный исторический символ деревни. Именно так: всем нам, русским, нужно вспомнить, откуда мы родом, осмыслить причины трагического церковного раскола.

В книге затронута история ещё одной, соседней деревни Коновки. Она тоже была полностью старообрядческой. Подробно рассказывается о жизненном пути старообрядческого епископа Лукиана (Абрамкина) Клинцовского и Ржевского, уроженца Гавриловки.

В презентации книги «Гавриловка. История одной старообрядческой деревни» приняли участие и выступили с кратким словом глава администрации Кировского района Игорь Феденков, сам автор, Сергей Кондрашов, краевед А. Бауэр и другие.

Вячеслав Петров.