Сегодня: Среда 8 мая 2024 г.

Научить ребёнка говорить

№№139-141 26 ноября 2021 г.

В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительное значение для формирования его личности, и в дальнейшем, при подготовке к школьному обучению.

В качестве обмена опытом, представленного комплексным подходом к формированию структурных компонентов речевой деятельности, в середине ноября в муниципальном казённом учреждении "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" в рамках районного методического объединения состоялся семинар на тему: "Эффективные методы и приёмы логопедической работы с неговорящими детьми раннего возраста ДОУ". На семинаре присутствовали учителя-логопеды общеобразовательных организаций города.

Е.А.Федоркова, учитель-логопед МКДОУ "Детский сад №14 "Ручеёк" рассказала о детско-родительских отношениях и их влиянии на развитие речи детей раннего возраста. Она напомнила, что под термином "неговорящий ребенок" понимают разные стадии развития речи:

1) ребёнок полностью молчит, используя лишь неинтонированные вокализации;

2) в речи ребёнка присутствуют только лепет или интонированные вокализации, не отнесённые к конкретному предмету или ситуации;

3) ребёнок использует только отдельные слова или звукоподражания;

4) ребёнок в активном запасе имеет много слов, но не строит простую фразу;

5) безречевым мы можем назвать ребёнка, который говорит развёрнутыми предложениями, возможно даже сложными, может читать стихи или пересказывать наизусть тексты в том случае, если его речь не функциональна, то есть не осознана и не осмыслена.

Елена Алексеевна отметила два основных фактора формирования речи ребёнка.

Во-первых, механизмы нарушения образования речи, а именно нарушение коммуникации, мотивационной сферы (ребёнок не чувствует потребность в общении по той или иной причине, поэтому не говорит), нарушение слухового гнозиса (ребёнок не диффиренцирует звуки речи, не понимает речь, следовательно для него это всего лишь шум без функционального назначения), нарушение когнитивной сферы (ребёнок не может вспомнить слова, сравнивать и классифицировать предметы между собой, выделять главные признаки и действия). В зависимости от того, что послужило механизмом отсутствия речи, строится коррекционная работа с ребёнком.

Во-вторых, одним из важных аспектов при формировании речи у ребёнка является влияние взрослых значимых людей, в первую очередь матери. Мать, воспитывающая ребёнка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью, позитивным отношением к себе и окружающим. Именно через "считывание" такого позитивного отношения ребёнок проникается первичным доверием к миру и начинает желать вступать с ним во взаимодействие, в том числе посредством речи. Развитие привязанности оказывает влияние в течение всей жизни человека. В случаях нарушения привязанности родителям трудно вести диалог с ребёнком.

Л.И.Мосягина, учитель-логопед МКОУ "СОШ №8" (дошкольные группы) обратила внимание на то, что логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону ребенка.

Людмила Ивановна заострила внимание на том, что специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, так как каждый ребёнок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности. Активизация речи детей или вызывание речевого подражания должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией. Был представлен видеофрагмент индивидуального занятия с ребёнком с использованием разнообразных игровых технологий, с проговариванием всех выполняемых действий с обязательным сопровождением положительных эмоций. На начальном этапе работы ответ ребёнка может воспроизводиться тем словарём, который он имеет, или просто ограничиться показом.

Н.Т.Богданова, учитель-логопед МКДОУ "Детский сад №10" "Буратино", рассказала о значении сенсомоторной интеграции для формирования речевой деятельности детей раннего возраста, о включении максимального количества сохранных анализаторов. "Ощущения можно уподобить пище для мозга. Они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением" (Э.Джин Айрес).

Чувственные компоненты необходимы для появления слова (понятия). Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития. Знания, не подкреплённые чувственным опытом, неотчётливые и непрочные, зачастую искажённые.

Наталья Тимофеевна представила практический наглядный материал (парковка, орбизы, массажные коврики, сухие бассейны, игры для развития обоняния - "Угадай, что ты ел", игры для развития тактильных рецепторов, включая различные материалы, такие, как "мех", "пух", ритмический круг, глазодвигательный тренажёр "Восьмёрка" ), который поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь, а в дальнейшем и способствовать развитию речевого подражания и активной речи ребенка.

Учителя-логопеды систематизировали и обновили знания о традиционных и инновационных методах и приёмах раннего речевого развития детей (1,5-3 г.) для дальнейшего применения полученного опыта в практической деятельности, ознакомились с новинками методической литературы по данной тематике.

В заключение семинара директор МКУ "Центр ППМС помощи" Л.В. Коноваленко пожелала педагогам творческих успехов, терпения, хороших результатов в работе.

М.Полевая, учитель-логопед ГКОУКО «Кировская школа- интернат».