Уже три
года в России действует проект «Точка роста», созданный Министерством
просвещения в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на
повышение уровня цифрового обучения в школах деревень и малых городов. В рамках
«Точки роста» открываются современные классы с новым компьютерным
оборудованием, 3D-принтерами и мультимедийными экранами-досками.
В прошлом году центры «Точки роста» были открыты в школах №1,6,7 и Шайковской№2,
а в этом году они появились в Кировском лицее имени Ю.Е.Уборцева.
Два класса, биологии и физики, стали экспериментальным полем для реализации
проекта. В начале учебного года в них был выполнен ремонт, закуплена новая
мебель, а также школа получила несколько современных цифровых досок.
Если
кабинеты информатики, труда, ОБЖ отличались от других классов красно-белым
дизайном, то символом кабинетов физики и биологии стали зелёно-белые тона. Традиционный
рисунок «Точки роста» - дерево с мудрой совой, также выполнен в зелёном цвете.
В конце ноября в лицей поступили 11 цифровых лабораторий по физике и биологии,
их можно использовать также на уроках экологии, физиологии. Это 11 ноутбуков с
наборами цифровых датчиков, программным обеспечением. Наборы можно использовать
на школьных уроках в качестве практического материала и для подготовки к ЕГЭ и
ОГЭ.
Работу
нового оборудования продемонстрировал учитель физики Виктор Николаевич
Данилкин. Он объяснил, что основной элемент лаборатории – мультидатчик,
маленький прямоугольный гаджет, умещающийся на ладони. На физике он позволяет измерить
шесть параметров – силу тока, напряжение, температуру, магнитное поле, давление
и ускорение. Для измерения не понадобится каких-то специальных навыков –
достаточно подключить к компьютеру, ноутбуку, интерактивной доске или планшету
флешку с программным обеспечением, а потом найти сам датчик по блютус
(беспроводная передача данных с одного устройства на другое). Уникальность
датчиков, поступивших в школу, в том, что их можно использовать как вместе,
чтобы определить сразу несколько параметров, так и по отдельности.
Первым учитель провёл эксперимент по ускорению. Привязав к датчику груз, он прикрепил
его к пружине, а затем привёл получившийся механизм в движение. График
колебаний сразу же начал фиксироваться на интерактивной доске.
- Мы с вами можем повлиять на эксперимент в реальном времени, например,
увеличить амплитуду колебаний, и датчик это сразу же отобразит. Для
лабораторной работы мы можем измерить период колебаний, жёсткость пружины.
Хорошо, что датчик легко можно использовать с традиционным лабораторным
оборудованием, - отметил Данилкин.
Следующий опыт был посвящён магнитному полю. Преподаватель включил датчик, а
затем поднёс его к магниту.
- Видим, как магнитное поле на графике увеличивается. Мы знаем, что если внести
в магнит сердечник, магнитное поле станет ещё больше – это сразу же отобразится
на графике. Я могу менять силу тока, и тут же будет изменяться магнитная
редукция. Визуально этого не видно, а на графике это фиксируется, - объяснил
преподаватель.
Для проведения самостоятельных экспериментов учеников разделили на три группы.
Каждой из них предстояло самостоятельно поработать с мультидатчиком,
разобраться в схеме работы и на опыте дать подтверждение физическим законам со
страниц учебника. Первая группа проверяла закон Ома, вторая работала с
параллельным соединением проводников, а третья с помощью датчиков измеряла КПД
источника тока. Для этого на столе у каждой группы был ноутбук и цифровая
лаборатория.
- Эти лаборатории созданы с целью развития у обучающихся математической,
естественно-научной, информационной грамотности, а также улучшения критического
и креативного мышления. Мы уже оценили их удобство - цифровые датчики оснащены
встроенной памятью, на которой можно хранить данные до десяти экспериментов,
они не требуют дополнительных согласующих устройств - соединение ведется через
блютуз, без проводов, поэтому они максимально мобильны. А быстрый запуск
экономит время измерения, - рассказал о впечатлениях от нового оборудования
Виктор Николаевич Данилкин.
Преподаватель географии и биологии Елена Геннадьевна Петухова также провела
открытый урок для ребят и их родителей, чтобы подробнее рассказать о применении
мультидатчиков на уроках.
Она показала, как с помощью датчика измерить температуру окружающей среды.
Вначале преподаватель подключила к датчику особый температурный щуп – и на
экране сразу же появился график и замелькали цифры - температура в классе
остановилась на отметке в 23 градуса Цельсия. Также с помощью температурного
щупа можно измерить и температуру тела – для этого его нужно зажать в руке.
Температурные данные на экране начали постепенно увеличиваться, график пополз
вверх. Следующий опыт – измерение температуры воды. Преподаватель опустила щуп
в мерный стаканчик, график на экране пополз вниз, а температура опустилась до
19,5 градуса Цельсия. Преподаватель объяснила, что температура воды всегда
будет ниже температуры воздуха.
Елена Геннадьевна дала ребятам задание – измерить температуру окружающей среды.
Разновозрастные группы учащихся работали с цифровыми лабораториями
самостоятельно. Не сразу всё получилось, но учитель всегда приходил на помощь и
объяснял алгоритм действий, выполнение которого помогло получить результат.
- Современный учитель не может обойтись без новых технологий, которые позволяют
повысить наглядность урока и упростить материал для понимания учеников. Эти
лаборатории просты в использовании. На занятии присутствовали разновозрастные
группы учеников 6, 7 и 10 классов. Цифровые лаборатории помогают повысить
научность лабораторных работ, точность измерений, позволяют контролировать
процесс, сохранять, отображать и анализировать данные, которые были получены в
результате работы на уроке, - отметила Елена Геннадьевна.
На открытые уроки были приглашены родители учеников. Одна из них Екатерина
Александровна Гуникова. В лицее обучаются двое её детей – Лев в 5 «А» классе, а Варвара – во 2 «Б».
- Мне презентация понравилась, видно, что детям тоже было очень интересно. Они
ведь дети 21-го века, любят гаджеты, поэтому, думаю, что это будет их мотивировать,
и для школы это очень хорошо. Мне самой захотелось поработать с лабораторией.
Жаль, что мало комплектов на класс, если бы на каждую парту, было бы
замечательно, - отметила Екатерина Александровна.
Действительно, когда дети работают в группе, не у всех есть возможность лично
провести весь эксперимент от и до. Но, с другой стороны, если ребёнок заинтересуется
этой темой, он сможет поработать с цифровой лабораторией на дополнительных
занятиях. А возможности мультидатчика довольно обширны – на биологии ребята
смогут измерить влажность воздуха, электропроводимость, температуру окружающей среды,
определить экологические параметры - мощность звука, влажность почвы,
содержание кислорода, мутность, окись углерода. Среди показателей по физиологии
- артериальное давление, пульс, температура тела, частота дыхания, а по физике
- сила тока, напряжение, температура, магнитное поле, ускорение.
- Школа постепенно изменяется, у нас уже пять кабинетов оборудованы большими
интерактивными экранами. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» ремонтируются
кабинеты, приобретается новая мебель. Сейчас к нам в школу поступили цифровые
лаборатории. Финансирование составило около двух миллионов рублей. Все положительные
изменения коснутся и учителей, и детей, - отметила директор школы Наталья
Николаевна Дедушкина.
Цифровизация школьного обучения – неминуемый процесс, и если в больших городах
он идёт стремительно, малые города всегда находятся на шаг позади. Проект
«Точка роста» создан для того, чтобы этот разрыв минимизировать и поставить
образование в больших и малых городах примерно на один уровень. Благодаря этому
проекту у детей из провинции есть шанс посмотреть на науку с другой стороны, стать
авторами настоящих лабораторных экспериментов, и, конечно, реализовать себя в
цифровых профессиях будущего.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.