Сегодня: Пятница 3 мая 2024 г.

Точка роста и развития

№№145-147 10 декабря 2021 г.

Уже три года в России действует проект «Точка роста», созданный Министерством просвещения в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на повышение уровня цифрового обучения в школах деревень и малых городов. В рамках «Точки роста» открываются современные классы с новым компьютерным оборудованием, 3D-принтерами и мультимедийными экранами-досками. В прошлом году центры «Точки роста» были открыты в школах №1,6,7 и Шайковской№2, а в этом году они появились в Кировском лицее имени Ю.Е.Уборцева.
Два класса, биологии и физики, стали экспериментальным полем для реализации проекта. В начале учебного года в них был выполнен ремонт, закуплена новая мебель, а также школа получила несколько современных цифровых досок.

Если кабинеты информатики, труда, ОБЖ отличались от других классов красно-белым дизайном, то символом кабинетов физики и биологии стали зелёно-белые тона. Традиционный рисунок «Точки роста» - дерево с мудрой совой, также выполнен в зелёном цвете.
В конце ноября в лицей поступили 11 цифровых лабораторий по физике и биологии, их можно использовать также на уроках экологии, физиологии. Это 11 ноутбуков с наборами цифровых датчиков, программным обеспечением. Наборы можно использовать на школьных уроках в качестве практического материала и для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Работу нового оборудования продемонстрировал учитель физики Виктор Николаевич Данилкин. Он объяснил, что основной элемент лаборатории – мультидатчик, маленький прямоугольный гаджет, умещающийся на ладони. На физике он позволяет измерить шесть параметров – силу тока, напряжение, температуру, магнитное поле, давление и ускорение. Для измерения не понадобится каких-то специальных навыков – достаточно подключить к компьютеру, ноутбуку, интерактивной доске или планшету флешку с программным обеспечением, а потом найти сам датчик по блютус (беспроводная передача данных с одного устройства на другое). Уникальность датчиков, поступивших в школу, в том, что их можно использовать как вместе, чтобы определить сразу несколько параметров, так и по отдельности.
Первым учитель провёл эксперимент по ускорению. Привязав к датчику груз, он прикрепил его к пружине, а затем привёл получившийся механизм в движение. График колебаний сразу же начал фиксироваться на интерактивной доске.
- Мы с вами можем повлиять на эксперимент в реальном времени, например, увеличить амплитуду колебаний, и датчик это сразу же отобразит. Для лабораторной работы мы можем измерить период колебаний, жёсткость пружины. Хорошо, что датчик легко можно использовать с традиционным лабораторным оборудованием, - отметил Данилкин.
Следующий опыт был посвящён магнитному полю. Преподаватель включил датчик, а затем поднёс его к магниту.
- Видим, как магнитное поле на графике увеличивается. Мы знаем, что если внести в магнит сердечник, магнитное поле станет ещё больше – это сразу же отобразится на графике. Я могу менять силу тока, и тут же будет изменяться магнитная редукция. Визуально этого не видно, а на графике это фиксируется, - объяснил преподаватель.
Для проведения самостоятельных экспериментов учеников разделили на три группы. Каждой из них предстояло самостоятельно поработать с мультидатчиком, разобраться в схеме работы и на опыте дать подтверждение физическим законам со страниц учебника. Первая группа проверяла закон Ома, вторая работала с параллельным соединением проводников, а третья с помощью датчиков измеряла КПД источника тока. Для этого на столе у каждой группы был ноутбук и цифровая лаборатория.
- Эти лаборатории созданы с целью развития у обучающихся математической, естественно-научной, информационной грамотности, а также улучшения критического и креативного мышления. Мы уже оценили их удобство - цифровые датчики оснащены встроенной памятью, на которой можно хранить данные до десяти экспериментов, они не требуют дополнительных согласующих устройств - соединение ведется через блютуз, без проводов, поэтому они максимально мобильны. А быстрый запуск экономит время измерения, - рассказал о впечатлениях от нового оборудования Виктор Николаевич Данилкин.
Преподаватель географии и биологии Елена Геннадьевна Петухова также провела открытый урок для ребят и их родителей, чтобы подробнее рассказать о применении мультидатчиков на уроках.
Она показала, как с помощью датчика измерить температуру окружающей среды. Вначале преподаватель подключила к датчику особый температурный щуп – и на экране сразу же появился график и замелькали цифры - температура в классе остановилась на отметке в 23 градуса Цельсия. Также с помощью температурного щупа можно измерить и температуру тела – для этого его нужно зажать в руке. Температурные данные на экране начали постепенно увеличиваться, график пополз вверх. Следующий опыт – измерение температуры воды. Преподаватель опустила щуп в мерный стаканчик, график на экране пополз вниз, а температура опустилась до 19,5 градуса Цельсия. Преподаватель объяснила, что температура воды всегда будет ниже температуры воздуха.
Елена Геннадьевна дала ребятам задание – измерить температуру окружающей среды. Разновозрастные группы учащихся работали с цифровыми лабораториями самостоятельно. Не сразу всё получилось, но учитель всегда приходил на помощь и объяснял алгоритм действий, выполнение которого помогло получить результат.
- Современный учитель не может обойтись без новых технологий, которые позволяют повысить наглядность урока и упростить материал для понимания учеников. Эти лаборатории просты в использовании. На занятии присутствовали разновозрастные группы учеников 6, 7 и 10 классов. Цифровые лаборатории помогают повысить научность лабораторных работ, точность измерений, позволяют контролировать процесс, сохранять, отображать и анализировать данные, которые были получены в результате работы на уроке, - отметила Елена Геннадьевна.
На открытые уроки были приглашены родители учеников. Одна из них Екатерина Александровна Гуникова. В лицее обучаются двое её детей – Лев в 5 «А» классе, а Варвара – во 2 «Б».
- Мне презентация понравилась, видно, что детям тоже было очень интересно. Они ведь дети 21-го века, любят гаджеты, поэтому, думаю, что это будет их мотивировать, и для школы это очень хорошо. Мне самой захотелось поработать с лабораторией. Жаль, что мало комплектов на класс, если бы на каждую парту, было бы замечательно, - отметила Екатерина Александровна.
Действительно, когда дети работают в группе, не у всех есть возможность лично провести весь эксперимент от и до. Но, с другой стороны, если ребёнок заинтересуется этой темой, он сможет поработать с цифровой лабораторией на дополнительных занятиях. А возможности мультидатчика довольно обширны – на биологии ребята смогут измерить влажность воздуха, электропроводимость, температуру окружающей среды, определить экологические параметры - мощность звука, влажность почвы, содержание кислорода, мутность, окись углерода. Среди показателей по физиологии - артериальное давление, пульс, температура тела, частота дыхания, а по физике - сила тока, напряжение, температура, магнитное поле, ускорение.
- Школа постепенно изменяется, у нас уже пять кабинетов оборудованы большими интерактивными экранами. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» ремонтируются кабинеты, приобретается новая мебель. Сейчас к нам в школу поступили цифровые лаборатории. Финансирование составило около двух миллионов рублей. Все положительные изменения коснутся и учителей, и детей, - отметила директор школы Наталья Николаевна Дедушкина.
Цифровизация школьного обучения – неминуемый процесс, и если в больших городах он идёт стремительно, малые города всегда находятся на шаг позади. Проект «Точка роста» создан для того, чтобы этот разрыв минимизировать и поставить образование в больших и малых городах примерно на один уровень. Благодаря этому проекту у детей из провинции есть шанс посмотреть на науку с другой стороны, стать авторами настоящих лабораторных экспериментов, и, конечно, реализовать себя в цифровых профессиях будущего.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.