Сегодня: Суббота 4 мая 2024 г.

Оттенки смысла

№№19-21 18 февраля 2022 г.

Искусство фотографии покоряется лишь тем, кто обладает терпением, выдержкой, особым видением окружающего мира - умеет строить кадр сначала взглядом, а потом уже третьим «глазом» объектива.
В современном мире, где каждый за несколько секунд может «щёлкнуть» фото на телефон, особо ценятся выстроенные, продуманные фотографии, в которых мысль соединяется с образом, создавая не просто красивую картинку, а визуальную формулу действительности. Именно поэтому очередная выставка фотохудожника Михаила Прокофьевича Нестерова становится важным событием для ценителей искусства фотографии.

«Оттенки смысла» - название экспозиции, которая разместилась в выставочном зале историко-краеведческого музея.
- Это юбилейная - десятая персональная выставка автора, проводимая в нашем городе. Всего их было 24 на просторах России и за её пределами. На выставке представлено 75 фоторабот, выполненных за последние два года, в основном это натюрморты. Выставка важна для Михаила Прокофьевича ещё и тем, что в 2022 году он будет отмечать 40 лет творческой деятельности, - пояснил заведующий музеем Андрей Анатольевич Бауэр.
Простое увлечение фотографией в юном возрасте постепенно переросло у Нестерова в профессиональный интерес. Он начинал фотокорреспондентом в районной газете «Знамя труда», учился, работал в отделе культуры, руководил телекомпанией "КНТ". Но с фотоаппаратом Михаил не расставался никогда, продолжая постоянно совершенствовать своё мастерство. Фотография стала не только его хобби, но и способом творческой самореализации.
Каждая выставка Нестерова – это разговор со зрителем на определённую тему. Если в 2019 г. Михаил Прокофьевич представил монолог в портретах земляков, знаменитостей, людей, которых встречал в путешествиях по свету, то в 2022 году, надеясь на диалог, автор посвятил свои натюрморты кинематографу, театру, музыке и литературе.
Фотоработы разделены на циклы: «Игра в кино», «Чувство джаза», «Оттенки смысла», "Уехали" … И все они вписались в общую идею автора – «поиск в живой действительности пространственных форм, линий и соотношений».
Большинство снимков в чёрно-белых красках, но есть и яркие, насыщенные и совершенно волшебные. В долгую русскую зиму фоторабота «Мэри Поппинс» показалась окном в вечное лето – пальмы, зелень, голубое небо с редкими облаками. По алее, среди сотен зонтиков, идёт девушка в белом, как облако, платье. Фотошоп – подумали посетители выставки.
- Это обычный жанровый снимок. Я сделал его в Таиланде, в парке миллионолетних камней. Зонтики – это элемент ландшафтного дизайна, подвешенные между деревьями, они закрывали аллею от жгучих лучей солнца, и, как только ветер сменился на восточный, в кадре появилась Мэри Поппинс.
А вот несколько работ на тему пандемии. «Самоизоляция» напоминает тюрьму в четырёх стенах, и человеку ничего не остаётся, как уйти в себя или уснуть в голубом гамаке (медицинской маске), «укрывшись тишиной». В другой работе "#останьсядома" на серой деревянной стене висят ласты, а в окне старенького сарая зритель видит голубую воду, окружающую далёкий зелёный остров.
Цикл «Уехали» – история в фотографиях… В «Арбатском дворике» автор запечатлел памятник Булату Окуджаве, будто тот просто уходит от зрителя, убирая в карман брюк листок с только что написанными стихами. Чёрно-белое фото делает памятник частью улицы и в то же время на секунду заставляет поверить в то, что удаляющаяся фигура – живой человек. Как и его стихи.
В ахроматических цветах и работа «Тени времени». Автор запечатлел сгорбленного старика и разветвлённую, скрученную тень дерева. Кажется, что ещё минута - и контуры фигуры начнут тускнеть, также превращаясь лишь в тень на стене. Но и тень можно сохранить на снимке.
В работе «Супрематизм» крошечная репродукция Малевича соседствует с переплетением труб. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» - спрашивал авангардист Маяковский. У Нестерова получилось.
Несколько фоторабот посвящены фильмам Тарковского. «Иваново детство» - склонившийся над колодцем мальчик пытается разглядеть звёзды. «Сталкер» - хрупкий жёлтый одуванчик на границе серого асфальта и железного люка. Снимок «Бегство мистера Мак-Кинли» объединил и литературную, и кинематографическую интерпретацию, о нём рассказал сам автор:
- Идея снимка родилась в 1975 году, а сделал я его только в 2020. Леонид Леонов написал киноповесть «Бегство Мистера Мак-Кинли» об истории маленького человека. Он бежит не столько от действительности, сколько от самого себя. А кинематографическая интерпретация Михаила Швейцера говорит о том, что убежать и от мира, и от себя не получится. Нужно самому делать так, чтобы жить было лучше на этой планете, в каждую единицу своего времени, - отметил Нестеров.
Проникла в фотографии и музыкальная тема – «Вечерний блюз» в цитрусово -каштановых тонах, «Ушёл слушать джаз» - атмосфера затерянного во времени старого бара, где музыканты, готовясь начать концерт, открывают футляры, пахнущие кожей и металлом инструментов.
Возможностью поговорить с автором, задать ему вопрос или вступить в дискуссию воспользовались посетители вернисажа. Михаил, со свойственной ему ироничностью, не оставил без профессионального ответа ни одного из своих зрителей. Заведующая людиновской галереей искусств Наталья Волкова спросила, что предпочтительнее для фотохудожника - долгое выстраивание снимка или быстрые кадры экспромтом?
- У меня, особенно в репортаже, случайные кадры редко бывают удачными, главное чтобы в кадре не было случайностей, - с улыбкой ответил Михаил.
И всё же на выставке есть несколько фотографий, сделанных случайно. Работа «Jazz party» в настроении лёгкой джазовой вечеринки, где рассвет можно спутать с закатом, потому что каждый – апельсиново-ярок и душист. Одна из самых удивительных фотографий выставки «Урок рисования». Однажды дети из школы искусств вместе с преподавателями вынесли мольберты на природу, а автор, проходя мимо, увидел прислонённый к мольберту телефон, на котором была открыта знаменитая икона Андрея Рублёва. В этом снимке, случайном по словам фотографа, как ни странно, – квинтэссенция всей выставки – старый мольберт, хаотично изрисованный красками, где словно круги лет на срубленных деревьях, отпечатались четырёхугольники от ватманов, следы от кнопок, краски, годы ученического труда, детского смеха и … «Троица». Рядом. На экране современного телефона. Искусство, пронзающее время.
Нестеров не оставил без внимания и свой родной город. Он создал коллаж из старых и новых, узнаваемых и затерянных в городском пространстве зданий и достопримечательностей Кирова, заполнив ими всю площадь кадра. С работами мастера познакомился и поделился впечатлениями глава Кировской районной администрации Игорь Николаевич Феденков:
- Каждая работа выставки притягивает, и в целом искусство фотографии - это очень интересно. Я рад, что в нашем городе есть такие увлеченные люди. Успехов вам, Михаил Прокофьевич, новых работ, радуйте нас своим творчеством!
Глава вручил Михаилу Нестерову Благодарственное письмо.
-Тонкий оттенок смысла – это нюанс, то есть едва заметный переход от одного к другому - в цвете, в мысли, в звуке … И всё это я попытался использовать для создания художественного образа в каждой работе. Давайте вместе будем искать эти смысловые оттенки, - предложил Михаил Нестеров.
Выставка будет работать в музее до апреля, а затем переедет в Людиновскую Галерею искусств.

Екатерина Семянищева.

Фото автора и Михаила Нестерова.

Фоторепортаж по ссылке http://kirovzt.ru/photoreport/963