Сегодня: Вторник 7 мая 2024 г.

Влюбленные в профессию

№№22-24 25 февраля 2022 г.

Влюблённые в профессию
Заключительный этап конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» - «Круглый стол» - один из самых трудных. За час до начала обсуждения участникам предлагают вопросы, на которые необходимо ответить, подготовив выступление. Оно должно быть кратким – регламент всего пять минут, и в то же время ёмким – содержать не только главные мысли на тему, но и опираться на профессиональный опыт педагога.
В этом году отдел образования предложил учителям подумать над четырьмя глобальными вопросами: «Что вы понимаете под качеством общего образования? Как повысить качество образования учащихся? Как повысить мотивацию школьников? В чём заключается миссия школы/детского сада?».
И преподаватели активно включились в обсуждение.
Учитель русского языка и литературы Шайковской школы №1 Татьяна Владимировна Стюфеева в своём выступлении обратила внимание на низкую практическую направленность обучения:
- Дети не могут применить полученные знания на практике. Это говорит о том, что от знаниевой формы мы должны переходить к компетентностной.
На примере своего предмета – литературы, Татьяна Владимировна показала, как остро стоит вопрос чтения классической литературы большого объёма, который не могут воспринять современные школьники.
- Изменения должны затронуть и эту сферу. И они происходят, это, например, введение нового предмета «Родная литература», что, на мой взгляд, позволяет один раз в две недели включать в программу произведения, в том числе и современных авторов, небольшие по объёму. Дети читают их быстро. Убирать из программы произведения классической литературы нельзя, но включать те, которые будут ближе, понятнее детям – необходимо, - отметила педагог.
С коллегой солидарен и учитель истории и обществознания школы №1 Андрей Владимирович Поляков:
- Для меня качество образования - это не просто успешный результат в школе, но и то, как знания, умения и навыки, полученные за годы обучения, дети смогут применить в дальнейшей жизни.
По мнению Андрея Владимировича, повысить качество образования поможет модернизация системы кадров, предоставление выпускникам педагогических вузов мест в школах, возможно, распределение, как это было в СССР.
Что касается миссии школы, Поляков уверен, – возвращение образовательным учреждениям функции воспитания даст определённые результаты.
Светлана Анатольевна Чибисова, учитель начальных классов Будо-Анисовской школы, обратила внимание на необходимость работы с семьями учеников. У них должна быть возможность получить психолого-педагогическую помощь, выбрать модель обучения - дистанционную, на дому или семейную.
Миссию школы педагог видит в поддержке одарённых детей.
Воспитатели детских садов в своих выступлениях единодушны – детский сад, начальная ступень образования, должна быть доступна всем детям, должна готовить ребёнка к следующей ступени обучения, чтобы, выпускаясь из детского сада, он был всесторонне развит и хорошо воспитан.
Воспитатель д/с «Сказка» Юлия Юрьевна Аввакумова считает, что для улучшения качества образования дети должны всегда видеть положительные результаты своей деятельности. Не обойтись в этом деле без грамотных педагогов.
- Педагог должен повышать свою квалификацию, внедрять в учебный процесс что-то новое, - считает Аввакумова.
Миссию детского сада воспитатель видит в том, чтобы давать детям те знания, которые пригодятся в дальнейшем, а также эмоционально и психологически подготовить ребёнка к школе.
Елена Алексеевна Прискокова, воспитатель, д/с «Берёзка», подчеркнула, что цель дошкольного образования – развитие полноценной и гармонично развитой личности. Тогда, выпускаясь из детского сада, ребёнок будет обладать знаниями в пяти образовательных областях – познавательной, физической, художественно-эстетической, социальной, коммуникативной.
Елена Алексеевна выделила и одну из проблем, в связи с которой теряется качество образования.
- Часто родители участвуют в гонке за количеством, они с раннего возраста записывают детей сразу в несколько кружков. В связи с этим возрастает нагрузка, а качество образования снижается, - заметила воспитатель.
Наталья Владимировна Затеева, воспитатель д/с «Ручеёк», дополнила выступление коллег, подчеркнув, что главная миссия детского сада – воспитать ребёнка:
- Тогда он будет уважать старших, не кинет мимо урны бумажку, не обидит животных.
Педагоги-психологи, участвующие в круглом столе, обратили внимание на проблемы современной системы образования, которые ещё предстоит решить.
Педагог-психолог Больше-Желтоуховской школы Анна Алексеевна Веселова выделила несколько пунктов, которые повлияют на улучшение качества образования. Психолог отметила взаимозависимость качества образования и материально-технической базы учебных заведений, важность индивидуального подхода к каждому ребёнку, необходимость высокой профессиональной подготовки педагогов и привлечения в профессию молодых кадров.
- Не каждый выпускник педагогического вуза идёт работать в школу. Самый острый вопрос – это зарплаты воспитателей. Для своей работы хотелось бы улучшить материально-техническую базу, повысить квалификацию для того, чтобы сделать работу более эффективной, - подчеркнула Анна Алексеевна.
Венера Раджабовна Новикова, педагог-психолог школы №1, сосредоточила своё выступление на участниках образовательного процесса: учителе, ребёнке и родителе. Новикова считает, что повышение качества образования невозможно без заинтересованности родителей в образовании своих детей. Вторя коллеге, Венера Раджабовна рассказала о недостаточной материально-технической базе – для работы психолога в школе не хватает электронных ресурсов. В каждом классе около 30 человек, дети отвечают на тесты в 100 вопросов. Результаты теста подсчитывает психолог. Вручную. А ведь от данных теста зависит, как скоро специалист сможет узнать о внутреннем состоянии ребёнка, его проблемах с одноклассниками и психологическом состоянии.
- Такие электронные системы для проведения диагностики учащихся есть лишь в нескольких школах района, они очень дорого стоят, но облегчают работу психолога и увеличивают скорость подсчёта данных. Конечно, считать тесты на бумаге очень тяжело, но мы справляемся, - отметила Новикова.
Мария Дмитриевна Чупрунова, педагог-психолог школы №5, дополнила высказывания коллег, отметив, что качество образования – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его способностей и возможностей. А чтобы повысить это качество, необходимо говорить о значимости профессии педагога, рассказывать детям, почему она необходима в обществе.
Мария Дмитриевна отметила и важную проблему современного образования – это нехватка узких специалистов:
-
Моя миссия, как психолога, поддержка всех участников образовательного процесса, преодоление стрессовых и конфликтных ситуаций, которые часто возникают в школе. Но не в каждом образовательном учреждении есть педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, а они, я считаю, просто необходимы.
Не остались в стороне от обсуждения и молодые учителя. Каждый из них высказался о необходимости повышения квалификации педагогов, которые работают с современным оборудованием.
Учитель физической культуры Большесавкинской школы Иван Николаевич Топал отметил, что повысить качество образования – значит создать единую структуру на всех его ступенях – дошкольной, школьной и вузовской. По его мнению, к общему знаменателю должны быть приведены и школьные учебники.
- Книги, по которым обучаются дети, не должны зависеть от мнения авторов. Один уделил теме несколько строк, а другой - главу. По-моему мнению, это является большой проблемой современного образования.
С коллегой согласилась и учитель биологии школы №2 Дарья Васильевна Новикова:
- По каждому школьному предмету нужна единая система обучения. Например, в школах района дети занимаются по разным учебникам биологии. А при переходе из одной школы в другую они столкнутся с совершенно разной подачей материала в книге.
Ещё одна проблема, о которой высказалась молодой педагог – объём нагрузки на детей и учителей. Для получения всей информации, необходимой для подготовки к экзаменам, ученики много занимаются дополнительно и сильно устают. А учителя, в свою очередь, перегружены методической работой, заполнением отчётов, хотя это время они могли бы потратить на составление интересных уроков.
Динара Дамировна Тимиркаева, учитель физики Шайковской школы №2, сосредоточила своё выступление на миссии школы. По её мнению, она заключается в подготовке ученика к взрослой жизни и раскрытии его потенциала.
- Лично для меня качество знаний – это не цифры в отчете. Это то, как ребёнок усвоил материал. Часто стараюсь давать не просто «сухие» знания из учебника, а приглашать кого-то, кто уже работает по определенной специальности. В прошлом году в 11 классе на урок по теме «Трансформаторы» пришёл мой муж. Он рассказал ребятам, как применяет знания из учебника в своей работе, - рассказала педагог.
Учитель начальных классов школы №5 Диана Александровна Якунина поддержала высказывания коллег и добавила, что качество образования зависит от всех вышеперечисленных факторов – использования современных технологий, единой системы программ и учебников, состояния материально-технической базы, но, по мнению молодого учителя, главное в этой формуле – постоянное самообразование педагогов.


Екатерина СЕМЯНИЩЕВА. Фото автора.