Влюблённые в профессию
Заключительный
этап конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» - «Круглый стол» - один из
самых трудных. За час до начала обсуждения участникам предлагают вопросы, на
которые необходимо ответить, подготовив выступление. Оно должно быть кратким –
регламент всего пять минут, и в то же время ёмким – содержать не только главные
мысли на тему, но и опираться на профессиональный опыт педагога.
В этом году отдел образования предложил учителям подумать над четырьмя
глобальными вопросами: «Что вы понимаете под качеством общего образования? Как
повысить качество образования учащихся? Как повысить мотивацию школьников? В
чём заключается миссия школы/детского сада?».
И преподаватели активно включились в обсуждение.
Учитель русского языка и литературы Шайковской
школы №1 Татьяна Владимировна Стюфеева в своём выступлении обратила
внимание на низкую практическую направленность обучения:
- Дети не могут применить полученные знания на практике. Это говорит о том,
что от знаниевой формы мы должны переходить к компетентностной.
На примере своего предмета – литературы, Татьяна Владимировна показала, как
остро стоит вопрос чтения классической литературы большого объёма, который не
могут воспринять современные школьники.
- Изменения должны затронуть и эту сферу. И они происходят, это, например,
введение нового предмета «Родная литература», что, на мой взгляд, позволяет
один раз в две недели включать в программу произведения, в том числе и современных
авторов, небольшие по объёму. Дети читают их быстро. Убирать из программы
произведения классической литературы нельзя, но включать те, которые будут
ближе, понятнее детям – необходимо, - отметила педагог.
С коллегой солидарен и учитель
истории и обществознания школы №1 Андрей Владимирович Поляков:
- Для меня качество образования - это не просто успешный результат в школе, но
и то, как знания, умения и навыки, полученные за годы обучения, дети смогут
применить в дальнейшей жизни.
По мнению Андрея Владимировича, повысить качество образования поможет модернизация
системы кадров, предоставление выпускникам педагогических вузов мест в школах,
возможно, распределение, как это было в СССР.
Что касается миссии школы,
Поляков уверен, – возвращение образовательным учреждениям функции воспитания
даст определённые результаты.
Светлана Анатольевна Чибисова, учитель
начальных классов Будо-Анисовской школы, обратила внимание на необходимость
работы с семьями учеников. У них должна быть возможность получить
психолого-педагогическую помощь, выбрать модель обучения - дистанционную, на дому или семейную.
Миссию школы педагог видит в поддержке одарённых детей.
Воспитатели детских садов в своих выступлениях единодушны – детский сад,
начальная ступень образования, должна быть доступна всем детям, должна готовить
ребёнка к следующей ступени обучения, чтобы, выпускаясь из детского сада, он был
всесторонне развит и хорошо воспитан.
Воспитатель д/с «Сказка» Юлия Юрьевна
Аввакумова считает, что для улучшения качества образования дети должны
всегда видеть положительные результаты своей деятельности. Не обойтись в этом
деле без грамотных педагогов.
- Педагог должен повышать свою квалификацию, внедрять в учебный процесс что-то
новое, - считает Аввакумова.
Миссию детского сада воспитатель видит в том, чтобы давать детям те знания,
которые пригодятся в дальнейшем, а также эмоционально и психологически
подготовить ребёнка к школе.
Елена Алексеевна Прискокова,
воспитатель, д/с «Берёзка», подчеркнула, что цель дошкольного образования –
развитие полноценной и гармонично развитой личности. Тогда, выпускаясь из
детского сада, ребёнок будет обладать знаниями в пяти образовательных областях
– познавательной, физической, художественно-эстетической, социальной,
коммуникативной.
Елена Алексеевна выделила и одну из проблем, в связи с которой теряется
качество образования.
- Часто родители участвуют в гонке за количеством, они с раннего возраста
записывают детей сразу в несколько кружков. В связи с этим возрастает нагрузка,
а качество образования снижается, - заметила воспитатель.
Наталья Владимировна Затеева,
воспитатель д/с «Ручеёк», дополнила выступление коллег, подчеркнув, что
главная миссия детского сада – воспитать ребёнка:
- Тогда он будет уважать старших, не кинет мимо урны бумажку, не обидит
животных.
Педагоги-психологи, участвующие в круглом столе, обратили внимание на проблемы
современной системы образования, которые ещё предстоит решить.
Педагог-психолог Больше-Желтоуховской
школы Анна Алексеевна Веселова выделила несколько пунктов, которые повлияют
на улучшение качества образования. Психолог
отметила взаимозависимость качества образования и материально-технической базы учебных заведений, важность
индивидуального подхода к каждому ребёнку, необходимость высокой
профессиональной подготовки педагогов и привлечения в профессию молодых кадров.
- Не каждый выпускник педагогического вуза идёт работать в школу. Самый острый вопрос – это зарплаты
воспитателей. Для своей работы хотелось бы улучшить материально-техническую
базу, повысить квалификацию для того, чтобы сделать работу более эффективной, -
подчеркнула Анна Алексеевна.
Венера Раджабовна Новикова,
педагог-психолог школы №1, сосредоточила своё выступление на участниках
образовательного процесса: учителе, ребёнке и родителе. Новикова считает, что
повышение качества образования невозможно без заинтересованности родителей в
образовании своих детей. Вторя коллеге, Венера Раджабовна рассказала о
недостаточной материально-технической базе – для работы психолога в школе не
хватает электронных ресурсов. В каждом классе около 30 человек, дети отвечают
на тесты в 100 вопросов. Результаты теста подсчитывает психолог. Вручную. А
ведь от данных теста зависит, как скоро специалист сможет узнать о внутреннем
состоянии ребёнка, его проблемах с одноклассниками и психологическом состоянии.
- Такие электронные системы для проведения диагностики учащихся есть лишь в
нескольких школах района, они очень дорого стоят, но облегчают работу психолога
и увеличивают скорость подсчёта данных. Конечно, считать тесты на бумаге очень
тяжело, но мы справляемся, - отметила Новикова.
Мария Дмитриевна Чупрунова, педагог-психолог
школы №5, дополнила высказывания коллег, отметив, что качество образования –
это индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его способностей и
возможностей. А чтобы повысить это качество, необходимо говорить о значимости
профессии педагога, рассказывать детям, почему она необходима в обществе.
Мария Дмитриевна отметила и важную проблему современного образования – это нехватка
узких специалистов:
- Моя миссия, как психолога, поддержка всех участников образовательного
процесса, преодоление стрессовых и конфликтных ситуаций, которые часто
возникают в школе. Но не в каждом образовательном учреждении есть педагоги-психологи,
логопеды, дефектологи, а они, я считаю, просто необходимы.
Не остались в стороне от обсуждения и молодые учителя. Каждый из них высказался
о необходимости повышения квалификации педагогов, которые работают с
современным оборудованием.
Учитель физической культуры
Большесавкинской школы Иван Николаевич Топал отметил, что повысить качество
образования – значит создать единую структуру на всех его ступенях –
дошкольной, школьной и вузовской. По его мнению, к общему знаменателю должны
быть приведены и школьные учебники.
- Книги, по которым обучаются дети, не должны зависеть от мнения авторов. Один
уделил теме несколько строк, а другой - главу. По-моему мнению, это является
большой проблемой современного образования.
С коллегой согласилась и учитель биологии школы №2 Дарья Васильевна Новикова:
- По каждому школьному предмету нужна единая система обучения. Например, в
школах района дети занимаются по разным учебникам биологии. А при переходе из
одной школы в другую они столкнутся с совершенно разной подачей материала в
книге.
Ещё одна проблема, о которой высказалась молодой педагог – объём нагрузки на
детей и учителей. Для получения всей информации, необходимой для подготовки к
экзаменам, ученики много занимаются дополнительно и сильно устают. А учителя, в
свою очередь, перегружены методической
работой, заполнением отчётов, хотя это время они могли бы потратить на
составление интересных уроков.
Динара Дамировна Тимиркаева, учитель
физики Шайковской школы №2, сосредоточила своё выступление на миссии школы.
По её мнению, она заключается в подготовке
ученика к взрослой жизни и раскрытии его потенциала.
- Лично для меня качество знаний – это не цифры в отчете. Это то, как ребёнок
усвоил материал. Часто стараюсь давать не просто «сухие» знания из учебника, а
приглашать кого-то, кто уже работает по определенной специальности. В прошлом
году в 11 классе на урок по теме «Трансформаторы» пришёл мой муж. Он рассказал
ребятам, как применяет знания из учебника в своей работе, - рассказала педагог.
Учитель начальных классов школы №5 Диана Александровна Якунина поддержала
высказывания коллег и добавила, что качество образования зависит от всех
вышеперечисленных факторов – использования современных технологий, единой
системы программ и учебников, состояния материально-технической базы, но, по
мнению молодого учителя, главное в этой формуле – постоянное самообразование
педагогов.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА. Фото автора.