Сегодня: Вторник 7 мая 2024 г.

Мастер-класс - знаний запас

№№22-24 25 февраля 2022 г.

Конкурсы профессионального мастерства среди педагогов нацелены, прежде всего, на обмен опытом. Маститые учителя, молодые преподаватели, воспитатели детских садов и педагоги-психологи учатся друг у друга, чтобы затем применить новые знания в своей работе.

Третий этап конкурса "Я в педагогике нашёл своё призвание" - мастер-класс, прошёл на базе школы №1 в кабинете "Точка роста". За 10 минут педагоги должны были показать жюри методики и приёмы, которые делают их уроки увлекательными и запоминающимися.

Конкурсный день открыла Мария Сергеевна Простихина, учитель английского языка Воскресенской школы. Она представила эффективные техники запоминания английских слов. Каждый день учитель иностранного языка расширяет словарь своих подопечных, чтобы читать и составлять тексты на различные темы, но запоминать слова другого языка - сложно. Мария Сергеевна нашла выход - с помощью педагогических приёмов она превращает запоминание слов в игру. Например, приём ассоциаций. Слово "еye" - глаз, по-русски произносится как "ай" - будто что-то в этот глаз попало. Это ассоциация с ощущениями. Чтобы запомнить глагол "to grab" - схватить, учитель предлагает ребятам вспомнить грабли, которые "хватают" листья. Это приём фонетических ассоциаций. Ещё один способ изучения новых слов - сос-тавление стишков, которые легко запоминают младшие школьники: "Прибежала к Айболиту/ Мышка маленькая, little./"Сделай, - говорит,- чтоб в миг/ Стала я большою, big.".

Педагог использует технику "цепочки слов", из которых учитель вместе с детьми составляет какой-нибудь весёлый текст. И пусть получится даже что-то вроде "Путаницы" Чуковского, главное, чтобы в сознании закреплялась связь: иностранный язык - радость.

Игру в ассоциации Мария Сергеевна предложила и своим коллегам.

- Эти приёмы не только увлекательны, но и эффективны. А главное, они будут интересны для всех возрастов, - отметила Простихина.

Эстафету мастер-классов принял учитель школы №1 Андрей Владимирович Поляков. Он сразу поставил задачу перед коллегами: предложил построить треугольник, соединив четыре точки. Оказалось, что не все справились с задачей, потому что для её решения необходимо выйти за границы квадрата, который "рисует" мозг.

- Мы привыкли работать в рамках, но на своих уроках я пытаюсь выйти за рамки учебника, параграфа и предложить детям что-то новое. В этом мне помогает техника "Сторителлинг". Это рассказ историй определенной структуры, где необходимо соединить факт и эмоцию, рациональное и чувственное, - рассказал педагог.

Он пригласил коллег поучаствовать в мастер-классе и всем вместе рассказать небольшую историю. А началась она 1 сентября… Но не в школе, а в деревне Фили близ Москвы в 1812 году. Именно там состоялся знаме-нитый военный совет, пов-лиявший на течение Отечественной войны. Здесь - завязка конфлик-та, главный герой - Михаил Илларионович Кутузов, а также его сторонники и антагонисты. Им нужно принять судьбоносное решение - оставить Москву или дать сражение под стенами древнего города.

Педагоги примерили на себя роли генералов войны 1812 года, противников плана отступления - Дохтурова, Ермолова, Беннигсена, Коновницына.

Мы знаем, какое решение принял главнокомандующий, и к чему оно привело, но тогда это был мужественный шаг в неизвестность.

- Данную технологию можно использовать не только на уроках истории и обществознания, историями пропитана вся наша жизнь. Не бойтесь выходить за рамки, там может быть много интересного, - подчеркнул Поляков.

Следующей перед коллегами выступила Светлана Анатольевна Чибисова, учитель начальных классов Будо-Анисовской школы. Она предложила учителям практическую работу - создание презентации с анимационными элементами. На каждом слайде - примеры с вариантами ответа и новогодняя ель. Но на ней нет шариков. Чтобы нарядить её, нужно найти правильный ответ. Снеговичок поможет ученикам переходить по слайдам, а также вешать на ёлку разноцветные игрушки, когда примеры на слайде решены правильно. Так обычная презентация становится мини-игрой и способом мотивации.

- С помощью такой презентации можно проверить знания первоклассников по навыкам сложения, пов- торить изученный материал и проконтролировать их знания по теме. Плюс такого тренажёра в том, что его можно использовать как на уроках, так и во время дистанционного обучения, - добавила Светлана Анатольевна.

С вопроса "Как прив-лечь детей к чтению?" свой мастер-класс начала учитель русского языка и литературы Татьяна Владимировна Стюфеева. Как педагога, увлечённого профессией, её волнует отношение современных детей к книгам. На своих уроках она требует не просто прочтения, но и понимания произведения. Приёмы смыслового чтения, которые Стюфеева использует в работе, она продемонстрировала коллегам на примере урока русской литературы.

Вместе с Татьяной Владимировной преподаватели обсуждали небольшой рассказ Анатолия Прис- тавкина "Золотая рыбка" о маленькой девочке, сестре автора, которая во время Великой Отечественной войны оказалась в детском доме и от голода ела золотых рыбок из большого аквариума. И если в истории, рассказанной Прис- тавкиным, всё заканчивается хорошо, то в реальной жизни финал у истории был жестоким.

Чтение по цепочке поз-волило педагогам воспользоваться приёмом "чтение с остановками", они анализировали прочитанное, а наводящие вопросы автора мастер-класса помогли понять, почему автор изменил конец реальной истории, сконцентрировав в нём главную мысль произведения.

- Я думаю, для того, чтобы привлечь детей к чтению, нужно размышлять до чтения, задумываться во время процесса и продолжать размышления после. Как это делали мы с вами. Тогда каждый ребёнок сможет стать идеальным читателем, - отметила педагог.

Динара Дамировна Тимиркаева, учитель физики Шайковской школы №2, предложила коллегам помечтать о море. Как оно призывно шумело, кричало чайками и звало с аудиозаписи! До летнего отпуска педагогам ещё далеко, но Динара Дамировна напомнила, что каждый из нас уже находится в море информации. Чтобы в нём не утонуть, нужно уметь информацию классифицировать. Молодой педагог разделила коллег на три команды: "пловцы" записывали в таблицу общие и единичные понятия, "спортсмены" работали с системой координат, а "олимпийские чемпионы" учились классифицировать информацию с помощью электронных таблиц "Exсel". Чтобы во время работы конкурсантов жюри не скучало, Тимиркаева предложила им игру "Цифры жизненного пути". А пока члены жюри выясняли, кто из них "философ", "светоч", "труженик", "большой босс" или "целитель", участники конкурса попробовали высказаться "за" и "против" компьютерных технологий.

К минусам повсеместной компьютеризации учителя отнесли недостаток живого общения, пробле-мы со зрением и осанкой, к плюсам - расширение кругозора, развитие познавательной сферы, быстрый доступ к нужной информации. Но все согласились, что компьютерная грамотность - необходимый для современного учителя навык.

"Этапы формирования естественно-научной грамотности на уроках биологии" - так назвала свой мастер-класс Дарья Васильевна Новикова, учитель биологии школы №2.

Новикова представила чётко выстроенную схему своей работы, в которой использует задания на развитие универсальных учебных действий.

На примере темы "Эфелиды" (или веснушки) Дарья Васильевна показала, как с помощью наводящих вопросов, работы с текстами и аудиторией выполнить задания на понимание учебного мате-риала, развитие внимания и логических операций, постановку и решение проблемной ситуации, формирование общеучебных умений и навыков.

В свой мини-урок молодой учитель включила и теоретический эксперимент, в котором проанализировала генетическую предрасположенность к веснушкам, и рассказ о рисках для чувствительной кожи с эфелидами и её защите.

Педагог ставит перед собой задачу не только помочь ученикам овладеть знаниями, но и научить тому, как применить их в реальной жизни.

Диана Александровна Якунина, учитель начальных классов школы №5, поделилась с коллегами опытом применения кьюар-кода в образовательном процессе. Она предложила поучаствовать в мастер-классе не только участникам конкурса, но и жюри. Тем более, что для этого понадобился только мобильный телефон. Педа-гоги узнали, что в интернете есть множество генераторов по созданию уникальных кьюар-кодов. В них можно закодировать любую информацию - текст, ссылку, изображение. Получившийся код сохраняется в виде картинки или распечатывается, чтобы с помощью мобильного телефона каждый смог прочитать "спрятанную" в нём информацию.

- Плюс кьюар-кода в том, что он не отвлекает от основной работы и повышает мотивацию детей. Они стараются выполнить задания правильно, чтобы посмотреть, что интересного им приготовил педагог в зашифрованном виде. Кьюар-код может стать интересным методом прив-лечения внимания учащихся и сделать урок интереснее, - отметила Диана Александровна.

Завершил конкурсный день учитель физической культуры Большесавкинской школы Иван Николаевич Топал. Он уверен, что физическая культура - один из главных школьных предметов. Но ей занимаются только дети, а вот учителя, которые уделяют работе огромную долю своего личного времени, часто не заботятся о своём здоровье.

Поэтому педагог предложил коллегам подвижный мастер-класс. Вместе с Иваном Николаевичем педагоги тянули руки вверх, распрямляя позвоночный столб, выполняли антистрессовую гимнастику для пальцев и упражнение "канатоходец" для борьбы с бессонницей, маршировали на месте и учились дыхательной гимнастике.

- Задача образования - сохранение и укрепление здоровья детей. Но учителя - также участники образовательного процесса, и им необходимо заботиться о себе, подавая пример своим воспитанникам, - сказал Иван Николаевич.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.

Фото автора.