Конкурсы
профессионального мастерства среди педагогов нацелены, прежде всего, на обмен
опытом. Маститые учителя, молодые преподаватели, воспитатели детских садов и
педагоги-психологи учатся друг у друга, чтобы затем применить новые знания в
своей работе.
Третий
этап конкурса "Я в педагогике нашёл своё призвание" - мастер-класс,
прошёл на базе школы №1 в кабинете "Точка роста". За 10 минут педагоги должны были показать
жюри методики и приёмы, которые делают их уроки увлекательными и
запоминающимися.
Конкурсный
день открыла Мария Сергеевна Простихина, учитель английского языка
Воскресенской школы. Она представила эффективные техники запоминания английских слов. Каждый
день учитель иностранного языка расширяет словарь своих подопечных, чтобы
читать и составлять тексты на различные темы, но запоминать слова другого языка
- сложно. Мария Сергеевна нашла выход - с помощью педагогических приёмов она
превращает запоминание слов в игру. Например, приём ассоциаций. Слово
"еye" - глаз, по-русски произносится как "ай" - будто
что-то в этот глаз попало. Это ассоциация с ощущениями. Чтобы запомнить глагол
"to grab" - схватить, учитель предлагает ребятам вспомнить грабли,
которые "хватают" листья. Это приём фонетических ассоциаций. Ещё один
способ изучения новых слов - сос-тавление стишков, которые легко запоминают
младшие школьники: "Прибежала к Айболиту/ Мышка маленькая,
little./"Сделай, - говорит,- чтоб в
миг/ Стала я большою, big.".
Педагог
использует технику "цепочки слов", из которых учитель вместе с детьми
составляет какой-нибудь весёлый текст. И пусть получится даже что-то вроде
"Путаницы" Чуковского, главное, чтобы в сознании закреплялась связь: иностранный
язык - радость.
Игру
в ассоциации Мария Сергеевна предложила и своим коллегам.
-
Эти приёмы не только увлекательны, но и эффективны. А главное, они будут
интересны для всех возрастов, - отметила Простихина.
Эстафету
мастер-классов принял учитель школы №1 Андрей Владимирович Поляков. Он
сразу поставил задачу перед коллегами: предложил построить треугольник,
соединив четыре точки. Оказалось, что не все справились с задачей, потому что
для её решения необходимо выйти за границы квадрата, который "рисует"
мозг.
-
Мы привыкли работать в рамках, но на своих уроках я пытаюсь выйти за рамки учебника,
параграфа и предложить детям что-то новое. В этом мне помогает техника
"Сторителлинг". Это рассказ историй определенной структуры, где
необходимо соединить факт и эмоцию, рациональное и чувственное, - рассказал
педагог.
Он
пригласил коллег поучаствовать в мастер-классе и всем вместе рассказать
небольшую историю. А началась она 1 сентября… Но не в школе, а в деревне Фили близ Москвы в 1812 году.
Именно там состоялся знаме-нитый военный совет, пов-лиявший на течение
Отечественной войны. Здесь - завязка конфлик-та, главный герой - Михаил
Илларионович Кутузов, а также его сторонники и антагонисты. Им нужно принять
судьбоносное решение - оставить Москву или дать сражение под стенами древнего
города.
Педагоги
примерили на себя роли генералов войны 1812 года, противников плана отступления
- Дохтурова, Ермолова, Беннигсена, Коновницына.
Мы
знаем, какое решение принял главнокомандующий, и к чему оно привело, но тогда
это был мужественный шаг в неизвестность.
-
Данную технологию можно использовать не только на уроках истории и
обществознания, историями пропитана вся наша жизнь. Не бойтесь выходить за
рамки, там может быть много интересного, - подчеркнул Поляков.
Следующей
перед коллегами выступила Светлана Анатольевна Чибисова, учитель начальных
классов Будо-Анисовской школы. Она предложила учителям практическую работу
- создание презентации с анимационными
элементами. На каждом слайде - примеры с вариантами ответа и новогодняя ель. Но
на ней нет шариков. Чтобы нарядить её, нужно найти правильный ответ. Снеговичок
поможет ученикам переходить по слайдам, а также вешать на ёлку разноцветные
игрушки, когда примеры на слайде решены правильно. Так обычная презентация
становится мини-игрой и способом мотивации.
-
С помощью такой презентации можно проверить знания первоклассников по навыкам
сложения, пов- торить изученный материал и проконтролировать их знания по теме.
Плюс такого тренажёра в том, что его можно использовать как на уроках, так и во
время дистанционного обучения, - добавила Светлана Анатольевна.
С
вопроса "Как прив-лечь детей к чтению?" свой мастер-класс начала учитель
русского языка и литературы Татьяна Владимировна Стюфеева. Как педагога,
увлечённого профессией, её волнует отношение современных детей к книгам. На
своих уроках она требует не просто прочтения, но и понимания произведения.
Приёмы смыслового чтения, которые Стюфеева использует в работе, она
продемонстрировала коллегам на примере урока русской литературы.
Вместе
с Татьяной Владимировной преподаватели обсуждали небольшой рассказ Анатолия
Прис- тавкина "Золотая рыбка" о маленькой девочке, сестре автора,
которая во время Великой Отечественной войны оказалась в детском доме и от
голода ела золотых рыбок из большого аквариума. И если в истории, рассказанной
Прис- тавкиным, всё заканчивается хорошо, то в реальной жизни финал у истории
был жестоким.
Чтение
по цепочке поз-волило педагогам воспользоваться приёмом "чтение с
остановками", они анализировали прочитанное, а наводящие вопросы автора
мастер-класса помогли понять, почему автор изменил конец реальной истории,
сконцентрировав в нём главную мысль произведения.
-
Я думаю, для того, чтобы привлечь детей к чтению, нужно размышлять до чтения,
задумываться во время процесса и продолжать размышления после. Как это делали
мы с вами. Тогда каждый ребёнок сможет стать идеальным читателем, - отметила
педагог.
Динара
Дамировна Тимиркаева, учитель физики Шайковской школы №2, предложила коллегам
помечтать о море. Как оно призывно шумело, кричало чайками и звало с
аудиозаписи! До летнего отпуска педагогам ещё далеко, но Динара Дамировна
напомнила, что каждый из нас уже находится в море информации. Чтобы в нём не
утонуть, нужно уметь информацию классифицировать. Молодой педагог разделила
коллег на три команды: "пловцы" записывали в таблицу общие и единичные
понятия, "спортсмены" работали с системой координат, а
"олимпийские чемпионы" учились классифицировать информацию с помощью
электронных таблиц "Exсel". Чтобы во время работы конкурсантов жюри
не скучало, Тимиркаева предложила им игру "Цифры жизненного пути". А
пока члены жюри выясняли, кто из них "философ", "светоч",
"труженик", "большой босс" или "целитель",
участники конкурса попробовали высказаться "за" и "против"
компьютерных технологий.
К
минусам повсеместной компьютеризации учителя отнесли недостаток живого общения,
пробле-мы со зрением и осанкой, к плюсам - расширение кругозора, развитие
познавательной сферы, быстрый доступ к нужной информации. Но все согласились,
что компьютерная грамотность - необходимый для современного учителя навык.
"Этапы
формирования естественно-научной грамотности на уроках биологии" - так
назвала свой мастер-класс Дарья Васильевна Новикова, учитель биологии школы
№2.
Новикова
представила чётко выстроенную схему своей работы, в которой использует задания
на развитие универсальных учебных действий.
На
примере темы "Эфелиды" (или веснушки) Дарья Васильевна показала, как
с помощью наводящих вопросов, работы с текстами и аудиторией выполнить задания
на понимание учебного мате-риала, развитие внимания и логических операций, постановку и решение проблемной ситуации,
формирование общеучебных умений и навыков.
В
свой мини-урок молодой учитель включила и теоретический эксперимент, в котором
проанализировала генетическую предрасположенность к веснушкам, и рассказ о
рисках для чувствительной кожи с эфелидами и её защите.
Педагог
ставит перед собой задачу не только помочь ученикам овладеть знаниями, но и
научить тому, как применить их в реальной жизни.
Диана
Александровна Якунина, учитель начальных классов школы №5, поделилась с коллегами опытом применения
кьюар-кода в образовательном процессе. Она предложила поучаствовать в
мастер-классе не только участникам конкурса, но и жюри. Тем более, что для
этого понадобился только мобильный телефон. Педа-гоги узнали, что в интернете
есть множество генераторов по созданию уникальных кьюар-кодов. В них можно
закодировать любую информацию - текст, ссылку, изображение. Получившийся код
сохраняется в виде картинки или распечатывается, чтобы с помощью мобильного
телефона каждый смог прочитать "спрятанную" в нём информацию.
-
Плюс кьюар-кода в том, что он не отвлекает от основной работы и повышает
мотивацию детей. Они стараются выполнить задания правильно, чтобы посмотреть,
что интересного им приготовил педагог в зашифрованном виде. Кьюар-код может стать
интересным методом прив-лечения внимания учащихся и сделать урок интереснее, -
отметила Диана Александровна.
Завершил
конкурсный день учитель физической культуры Большесавкинской школы Иван
Николаевич Топал. Он уверен, что физическая культура - один из главных
школьных предметов. Но ей занимаются только дети, а вот учителя, которые
уделяют работе огромную долю своего личного времени, часто не заботятся о своём
здоровье.
Поэтому
педагог предложил коллегам подвижный мастер-класс. Вместе с Иваном Николаевичем
педагоги тянули руки вверх, распрямляя позвоночный столб, выполняли
антистрессовую гимнастику для пальцев и упражнение "канатоходец" для
борьбы с бессонницей, маршировали на месте и учились дыхательной гимнастике.
- Задача
образования - сохранение и укрепление здоровья детей. Но учителя - также
участники образовательного процесса, и им необходимо заботиться о себе, подавая
пример своим воспитанникам, - сказал Иван Николаевич.
Екатерина
СЕМЯНИЩЕВА.
Фото автора.