Сегодня: Суббота 4 мая 2024 г.

Вся жизнь - театр

№№34-36 25 марта 2022 г.

Константин Станиславский говорил, что театр для зрителя начинается с вешалки, а для актёра – с внимания, полностью сосредоточенного на роли. Заветов великого мастера в своей работе придерживается и режиссёр ДК «Юбилейный» Елена Александровна Сорокина. Она руководит юными актёрами Народного молодёжного театра «Кировчанка», ставит на сцене захватывающие детские спектакли, пишет сценарии и проводит массовые городские мероприятия.
Мы встретились с Еленой Александровной накануне Дня работника культуры, чтобы поговорить о профессии, о творческом пути и театре.


Первые шаги

Любовь к театру у Елены была всегда. Ещё маленькой девочкой ей нравилось примерять разные роли, играть за противоположных по характеру персонажей. В начальной школе увлечение окрепло - весь класс участвовал в кукольных спектаклях. Несколько школьных стульев, занавеска, любимые игрушки - так рождались первые самодеятельные постановки.
В средней школе увлечение ребят поддержала классный руководитель – учитель английского языка Александра Фёдоровна Гаврилина, известный в городе театрал. В её спектаклях, в том числе и на иностранном языке, играла и Елена.

В ДК «Юбилейный» театральный кружок вёл Николай Васильевич Якушев. Один из основоположников Народного драматического театра в Кирове, он занимался с ребятами актёрским мастерством. Николай Николаевич Лесин преподавал искусство пластики. Эти люди стали для Елены примером любви к работе, искусству.

Высокая планка

И девушка решила связать свою жизнь с творческой профессией – после школы она поступила в Петербургское училище культуры. Конкурс был огромным, но, значит, что-то увидели в девушке её будущие преподаватели, заметили искру, которая озаряет талантливого, увлечённого человека. Мастером Елены стал актёр театра и кино, режиссёр Владимир Алексеевич Марков. Снимавшийся во многих культовых советских фильмах, таких как «Шерлок Холмс» и «Отцы и дети», Марков был требовательным педагогом, никому не давал поблажек – нельзя было опаздывать на лекции и репетиции, забыть режиссёрский дневник, куда студенты записывали ход занятий. Но, несмотря на строгость, преподавателя любили и уважали все студенты.
- Он всегда учил, что театр – это дисциплина. Сначала дисциплина, потом талант, - вспоминает Сорокина.
Продолжив учёбу, Елена получила высшее образование в Смоленском государственном институте искусств, но уроки наставников театрального училища, их непревзойдённый профессионализм остались той планкой, на которую она до сих пор равняется.

С верой и надеждой

В конце 1992 года молодой специалист вернулась в родной город и была принята в коллектив ДК «Юбилейный». Вместе с коллегой - Ниной Лёвиной, Елена организовала детский театральный кружок. В это время здесь гремела молодёжная агитбригада «Кировчанка» под руководством режиссёра Марии Владимировны Рубцовой. Ещё в конце 80-х годов коллектив получил звание Народного. В 1996 году агитбригаду переименовали в молодёжный театр, а в начале двухтысячных его возглавили Елена Александровна и Нина Ивановна, тандем дополнил звукорежиссёр Александр Сорокин.
Уже больше 22 лет театром руководят увлечённые и творческие личности. Елена Сорокина является режиссёром рождественских спектаклей, которые становятся подарком для 1-1.5 тысяч детей и их родителей из нашего и других районов. Они пронизаны духовностью, учат добру, которое обязательно победит зло. А вера и надежда обязательно приведут нас к чудесам. Они возникают незаметно – нарисованные деревья превращаются в настоящие, перо жар-птицы из мишуры и блестящей бумаги сияет драгоценным светом, а рождественская звезда светлячком спускается с неба прямо в руки маленькой девочки. Так наступает волшебство. Но за ним – труд актёров и большая работа режиссёра, который превращает театр в священное место встречи с искусством.

От идеи – к сказке

Елена Александровна увлечённо показывала декорации последней постановки – сказки «Конёк-горбунок». Многослойные, причудливые, необычные, они украсили сцену, превратив её в портал в параллельный мир.
- Сейчас модно выступать без декораций. Но я их люблю и не хочу от них отказываться. Считаю, что тогда театр теряет в выразительных средствах, - считает Сорокина.
В сказке «Конёк-горбунок» 16 картин, на каждую были нужны свои нарисованные декорации. И художник потрудился на славу – на сцене появились и башни замка, и деревья с наливными яблочками, и даже огромный чудо-юдо-рыба-кит. Чтобы добиться глубины пространства на сцене, Сорокина применила большой экран, сделав из него самостоятельную мультимедийную декорацию, создав на сцене пейзажный объём, позволивший и актёрам, и зрителям быстрее включиться в действие и поверить в происходящее. Спектакль шёл почти два часа, а подготовка к нему заняла несколько месяцев.

Работа Сорокиной многогранна. Режиссер должен организовать весь процесс на сцене, отточить роли, продумать всё до мелочей, вплоть до движений и эмоциональных всплесков, подготовить декорации, музыкальное оформление, костюмы.
- Сценические наряды для актёров приходится собирать из отдельных элементов. К старой юбке добавили блестящие нашивки - получился наряд феи; обрезали платье, кто-то достал красивый пояс, девочка принесла свою белую блузку – так создали платье принцессы, - рассказывает режиссёр.
После новогодней сказки про Конька-горбунка труппа пополнилась новыми юными актёрами. Сейчас в коллективе «Кировчанки» занимаются ребята от 6 до 20 лет, всего 23 человека. И каждый, по словам режиссера, особенный и талантливый.

Мастер ведёт вперёд

Елена Александровна подготовила очень сильный состав. Вместе с ребятами она поставила на сцене ДК «Юбилейный» сказки «Волшебное кольцо», «Рождественская звезда», «Холодное сердце», «Конёк-горбунок». Актёры молодёжного театра участвуют также в городских праздниках, ведут мероприятия. Для них Сорокина – мастер, наставник, непререкаемый авторитет.
- Главное, чему я стараюсь научить детей – это верить в себя. Если они поверят в то, что стали Золушкой, Мачехой, Принцем, то и зритель поверит. И когда дети выходят на сцену и забывают об этом, полностью вживаясь в роль, это очень ценно, - отмечает Елена Александровна.
Каждым своим воспитанником она гордится, про каждого говорит с теплом и заботой. Многие из них в составе коллектива с начальной школы, росли и взрослели на её глазах, стали подростками, а теперь учатся отстаивать своё мнение, становятся личностями.
В книге Джоан Роулинг злой волшебник разделил свою душу на семь частей, чтобы стать бессмертным. Но, думается, он не знал о другом способе – поделиться добром и светом своей души с другими людьми, которые пронесут его через всю жизнь. Как сделал мастер Владимир Марков, как делает сейчас Елена Александровна – мастер для «своих детей».

«На сцене надо жить!»
Первые репетиции проходят в кабинете Сорокиной и Лёвиной на втором этаже ДК - небольшая сцена, стулья, портреты прославленных мастеров – Станиславского, Мейерхольда. А ещё шкафы во всю стену с залежами театральных богатств – костюмов и реквизита. Здесь ребята впервые учатся управлять вниманием, видеть в обычном стуле увитую плющом башню принцессы, а в берёзовом венике – перо жар-птицы. Здесь режиссер показывает им, что возможности воображения безграничны. Репетиции продолжаются в танцевальном зале Дворца культуры, где звучит музыка, вводятся элементы декораций, и только потом дети выходят на сцену, где каждый из них – творец истории, творец сказки.
Кроме больших постановок, которые могут репетировать каждый день, в течение года занятия проходят два раза в неделю. Каждое заканчивается работой на сцене - этюдом. Этюды, кроме режиссёра, оценивают дети, говорят о плюсах и минусах.
- Мы играем каждой клеточкой своего тела. Мейерхольд называл это психофизическим аппаратом. Станиславский разработал систему, как это натренировать. На сцене должна быть жизнь. Я говорю ребятам - вы чувствуете, как меняетесь во время роли? Они отвечают – да. Значит, моя функция, как режиссёра, выполнена, - улыбается Сорокина.

Масштаб впечатляет

Кроме организации театральных постановок на сцене ДК «Юбилейный, Сорокина занимается режиссурой значимых городских мероприятий. Это и День города, и Масленица, и Троица... А литературно-музыкальные композиции, с которыми молодёжный театр выступает 9 мая на площади Победы, заставляют зрителей плакать и переживать, как будто с той поры не прошло более 70 лет. И юные участники этих спектаклей обязательно станут патриотами своей страны.

Запомнилось многим кировчанам впечатляющее открытие Ледовой арены и хоккейного турнира им. генерала армии Владимира Ильича Исакова. В этой постановке также проявился самобытный талант режиссера Елены Сорокиной. Именно она придумала поставить на льду мини-спектакль, где ребёнок, еле-еле стоящий на коньках, благодаря упорному труду, превращается в олимпийского чемпиона, где на бешеной скорости проносятся по арене хоккеисты с развевающимися флагами, где прекрасная Зима в невесомом снежном платье передаёт ключ от новой городской достопримечательности главе Кировской районной администрации. Незабываемые эмоции подарили также выступления юных фигуристов из Москвы и Твери. Зрители выражали свой искренний восторг. И даже губернатор Калужской области Владислав Валерьевич Шапша отметил, что праздник получился отличный.

Сохраняя духовность
Елена Сорокина вместе с Ниной Лёвиной стали инициаторами ещё одного масштабного городского конкурса - «Святые родники», посвящённого 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В нём приняли участие около 180 детей и педагогов. Пять возрастных номинаций позволили отметить большое количество талантливых ребят. Передать духовно-нравственные основы русской культуры – тоже часть работы Сорокиной, как преподавателя.
- Русская культура традиционна. Этот фундамент, созданный многими поколениями людей, нельзя разрушать. К сожалению, многие культурные мероприятия сейчас уходят в попсу. И здесь важно показать детям, что традиции народа, его культурный пласт намного более интересен и удивителен, - отметила Елена Александровна.

Заслуженная награда
Про актёров и режиссёров говорят, что они не работают в театре, а служат в нём. Такие люди, как Елена Сорокина, всецело посвящают себя творчеству, работе, доводя её до высоких степеней мастерства. Располагая малыми средствами, режиссёр создаёт масштабные постановки, грандиозные декорации и необычные костюмы, организует талантливых детей, учит их верить в себя, популяризирует культуру и искусство.

Во время спектаклей она чаще всего за сценой, за «кадром», но её верность и любовь к профессии заслуживают высокого уважения и признания. И многолетняя работа режиссёра была оценена – в этом году Елена Александровна была удостоена звания Заслуженный работник культуры Калужской области.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.

Фото из архива Елены Сорокиной.