Константин Станиславский говорил, что театр для
зрителя начинается с вешалки, а для актёра – с внимания, полностью
сосредоточенного на роли. Заветов великого мастера в своей работе придерживается
и режиссёр ДК «Юбилейный» Елена Александровна Сорокина. Она руководит юными
актёрами Народного молодёжного театра «Кировчанка», ставит на сцене захватывающие детские спектакли, пишет
сценарии и проводит массовые городские мероприятия.
Мы встретились с Еленой Александровной накануне Дня работника культуры, чтобы
поговорить о профессии, о творческом пути и театре.
Первые шаги
Любовь к
театру у Елены была всегда. Ещё маленькой девочкой ей нравилось примерять
разные роли, играть за противоположных по характеру персонажей. В начальной школе
увлечение окрепло - весь класс участвовал в кукольных спектаклях. Несколько школьных
стульев, занавеска, любимые игрушки - так рождались первые самодеятельные постановки.
В средней школе увлечение ребят поддержала классный руководитель – учитель
английского языка Александра Фёдоровна Гаврилина, известный в городе театрал. В
её спектаклях, в том числе и на иностранном языке, играла и Елена.
В ДК
«Юбилейный» театральный кружок вёл Николай Васильевич Якушев. Один из основоположников
Народного драматического театра в Кирове, он занимался с ребятами актёрским
мастерством. Николай Николаевич Лесин преподавал искусство пластики. Эти люди
стали для Елены примером любви к работе, искусству.
Высокая планка
И девушка решила связать свою жизнь с творческой профессией – после школы она
поступила в Петербургское училище культуры. Конкурс был огромным, но, значит, что-то
увидели в девушке её будущие преподаватели, заметили искру, которая озаряет
талантливого, увлечённого человека. Мастером Елены стал актёр театра и кино,
режиссёр Владимир Алексеевич Марков. Снимавшийся во многих культовых советских
фильмах, таких как «Шерлок Холмс» и «Отцы и дети», Марков был требовательным
педагогом, никому не давал поблажек – нельзя было опаздывать на лекции и репетиции,
забыть режиссёрский дневник, куда студенты записывали ход занятий. Но, несмотря
на строгость, преподавателя любили и уважали все студенты.
- Он всегда учил, что театр – это дисциплина. Сначала дисциплина, потом талант,
- вспоминает Сорокина.
Продолжив учёбу, Елена получила высшее образование в Смоленском государственном
институте искусств, но уроки наставников театрального училища, их
непревзойдённый профессионализм остались той планкой, на которую она до сих пор
равняется.
С верой и надеждой
В конце 1992 года молодой специалист вернулась в родной город и была принята в
коллектив ДК «Юбилейный». Вместе с коллегой - Ниной Лёвиной, Елена организовала
детский театральный кружок. В это время здесь гремела молодёжная агитбригада «Кировчанка»
под руководством режиссёра Марии Владимировны Рубцовой. Ещё в конце 80-х годов
коллектив получил звание Народного. В 1996 году агитбригаду переименовали в
молодёжный театр, а в начале двухтысячных его возглавили Елена Александровна и
Нина Ивановна, тандем дополнил звукорежиссёр Александр Сорокин.
Уже больше 22 лет театром руководят увлечённые и творческие личности. Елена
Сорокина является режиссёром рождественских спектаклей, которые становятся подарком для 1-1.5 тысяч детей и
их родителей из нашего и других районов. Они пронизаны духовностью, учат добру,
которое обязательно победит зло. А вера и надежда обязательно приведут нас к
чудесам. Они возникают незаметно – нарисованные деревья превращаются в
настоящие, перо жар-птицы из мишуры и блестящей бумаги сияет драгоценным
светом, а рождественская звезда светлячком спускается с неба прямо в руки
маленькой девочки. Так наступает волшебство. Но за ним – труд актёров и большая
работа режиссёра, который превращает театр в священное место встречи с
искусством.
От идеи – к сказке
Елена Александровна увлечённо показывала декорации последней постановки –
сказки «Конёк-горбунок». Многослойные, причудливые, необычные, они украсили
сцену, превратив её в портал в параллельный мир.
- Сейчас модно выступать без декораций. Но я их люблю и не хочу от них
отказываться. Считаю, что тогда театр теряет в выразительных средствах, -
считает Сорокина.
В сказке «Конёк-горбунок» 16 картин, на каждую были нужны свои нарисованные
декорации. И художник потрудился на славу – на сцене появились и башни замка, и
деревья с наливными яблочками, и даже огромный чудо-юдо-рыба-кит. Чтобы
добиться глубины пространства на сцене, Сорокина применила большой экран,
сделав из него самостоятельную мультимедийную декорацию, создав на сцене
пейзажный объём, позволивший и актёрам, и зрителям быстрее включиться в
действие и поверить в происходящее. Спектакль шёл почти два часа, а подготовка
к нему заняла несколько месяцев.
Работа
Сорокиной многогранна. Режиссер должен организовать весь процесс на сцене, отточить
роли, продумать всё до мелочей, вплоть до движений и эмоциональных всплесков, подготовить
декорации, музыкальное оформление, костюмы.
- Сценические наряды для актёров приходится собирать из отдельных элементов. К
старой юбке добавили блестящие нашивки - получился наряд феи; обрезали платье,
кто-то достал красивый пояс, девочка
принесла свою белую блузку – так создали платье принцессы, - рассказывает
режиссёр.
После новогодней сказки про Конька-горбунка труппа пополнилась новыми юными
актёрами. Сейчас в коллективе «Кировчанки» занимаются ребята от 6 до 20 лет,
всего 23 человека. И каждый, по словам режиссера, особенный и талантливый.
Мастер ведёт вперёд
Елена
Александровна подготовила очень сильный состав. Вместе с ребятами она поставила на сцене ДК «Юбилейный» сказки «Волшебное
кольцо», «Рождественская звезда», «Холодное сердце», «Конёк-горбунок». Актёры
молодёжного театра участвуют также в городских праздниках, ведут мероприятия.
Для них Сорокина – мастер, наставник, непререкаемый авторитет.
- Главное, чему я стараюсь научить детей – это верить в себя. Если они поверят
в то, что стали Золушкой, Мачехой, Принцем, то и зритель поверит. И когда дети выходят
на сцену и забывают об этом, полностью вживаясь в роль, это очень ценно, -
отмечает Елена Александровна.
Каждым своим воспитанником она гордится, про каждого говорит с теплом и
заботой. Многие из них в составе коллектива с начальной школы, росли и взрослели
на её глазах, стали подростками, а теперь учатся отстаивать своё мнение, становятся личностями.
В книге Джоан Роулинг злой волшебник разделил свою душу на семь частей, чтобы
стать бессмертным. Но, думается, он не знал о другом способе – поделиться
добром и светом своей души с другими людьми, которые пронесут его через всю жизнь.
Как сделал мастер Владимир Марков, как делает сейчас Елена Александровна –
мастер для «своих детей».
«На
сцене надо жить!»
Первые репетиции проходят в кабинете Сорокиной и Лёвиной на втором этаже ДК -
небольшая сцена, стулья, портреты прославленных мастеров – Станиславского,
Мейерхольда. А ещё шкафы во всю стену с залежами театральных богатств –
костюмов и реквизита. Здесь ребята впервые учатся управлять вниманием, видеть в
обычном стуле увитую плющом башню принцессы, а в берёзовом венике – перо жар-птицы.
Здесь режиссер показывает им, что возможности воображения безграничны. Репетиции
продолжаются в танцевальном зале Дворца культуры, где звучит музыка, вводятся
элементы декораций, и только потом дети выходят на сцену, где каждый из них –
творец истории, творец сказки.
Кроме больших постановок, которые могут репетировать каждый день, в течение года
занятия проходят два раза в неделю. Каждое заканчивается работой на сцене -
этюдом. Этюды, кроме режиссёра, оценивают дети, говорят о плюсах и минусах.
- Мы играем каждой клеточкой своего тела. Мейерхольд называл это психофизическим
аппаратом. Станиславский разработал систему, как это натренировать. На сцене
должна быть жизнь. Я говорю ребятам - вы чувствуете, как меняетесь во время
роли? Они отвечают – да. Значит, моя функция, как режиссёра, выполнена, - улыбается
Сорокина.
Масштаб впечатляет
Кроме организации театральных постановок на сцене ДК «Юбилейный, Сорокина занимается
режиссурой значимых городских мероприятий. Это и День города, и Масленица, и
Троица... А литературно-музыкальные композиции, с которыми молодёжный театр
выступает 9 мая на площади Победы, заставляют зрителей плакать и переживать,
как будто с той поры не прошло более 70 лет. И юные участники этих спектаклей
обязательно станут патриотами своей страны.
Запомнилось многим кировчанам впечатляющее
открытие Ледовой арены и хоккейного турнира им. генерала армии Владимира Ильича
Исакова. В этой постановке также проявился самобытный талант режиссера Елены
Сорокиной. Именно она придумала поставить на льду мини-спектакль, где ребёнок,
еле-еле стоящий на коньках, благодаря упорному труду, превращается в
олимпийского чемпиона, где на бешеной скорости проносятся по арене хоккеисты с
развевающимися флагами, где прекрасная Зима в невесомом снежном платье передаёт
ключ от новой городской достопримечательности главе Кировской районной
администрации. Незабываемые эмоции подарили также выступления юных фигуристов
из Москвы и Твери. Зрители выражали свой искренний восторг. И даже губернатор
Калужской области Владислав Валерьевич Шапша отметил, что праздник получился
отличный.
Сохраняя
духовность
Елена Сорокина вместе с Ниной Лёвиной стали инициаторами ещё одного масштабного
городского конкурса - «Святые родники», посвящённого 800-летию со дня рождения
святого благоверного князя Александра Невского. В нём приняли участие около 180
детей и педагогов. Пять возрастных номинаций позволили отметить большое количество
талантливых ребят. Передать духовно-нравственные основы русской культуры – тоже
часть работы Сорокиной, как преподавателя.
- Русская культура традиционна. Этот фундамент, созданный многими поколениями
людей, нельзя разрушать. К сожалению, многие культурные мероприятия сейчас
уходят в попсу. И здесь важно показать детям, что традиции народа, его
культурный пласт намного более интересен и удивителен, - отметила Елена
Александровна.
Заслуженная награда
Про актёров и режиссёров говорят, что они не работают в театре, а служат в нём.
Такие люди, как Елена Сорокина, всецело посвящают себя творчеству, работе,
доводя её до высоких степеней мастерства. Располагая малыми средствами,
режиссёр создаёт масштабные постановки, грандиозные декорации и необычные костюмы,
организует талантливых детей, учит их верить в себя, популяризирует культуру и
искусство.
Во время
спектаклей она чаще всего за сценой, за «кадром», но её верность и любовь к профессии заслуживают высокого уважения и
признания. И многолетняя работа режиссёра была оценена – в этом году Елена
Александровна была удостоена звания Заслуженный работник культуры Калужской
области.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.