Сегодня: Понедельник 6 мая 2024 г.

Средь шумного бала

№№37-39 1 апреля 2022 г.
Сохранение традиций, признание их ценности как одного из компонентов современной массовой культуры - ведущее направление в воспитании и обучении молодёжи. Одна из таких традиций, пришедшая к нам с принудительными танцевальными ассамблеями Петра I, воспетая поэтами и писателями, ставшая синонимом первого выхода в свет Наташи Ростовой в романе Льва Толстого "Война и мир", была возобновлена в Кирове среди учащихся школ и студентов города и района. Имя этой традиции - бал.

Пятый Сретенский бал православной молодёжи состоялся 25 марта в танцевальном зале Дворца культуры "Юбилейный”. Он собрал небывалое количество гостей: три ряда кресел обрамляли заветные места для конкурсантов. В зал вновь и вновь прибывали зрители: мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры, друзья, одноклассники и однокурсники - всем хотелось увидеть завораживающее действо.
В коридорах царило оживление, громкий смех и нервные взмахи веерами - девушки в изящных платьях и юноши во фраках и строгих костюмах готовились к дебюту. Правда, среди участников были те, кто уже танцевал на балу в прошлом "сезоне", но, как известно, каждый выход на сцену, когда на тебя направлено всё внимание, - как в первый раз.
Отмечая начало бала, прогремели фанфары, и к микрофонам вышли ведущие, распорядители вечера Анна Овчинникова и Алексей Гладких. Они представили первый номер - на сцену с вариацией вальса вышел народный хореографический ансамбль "Эдельвейс". Девушки в платьях цвета лимонных лилий, взмахивая светло-зелёным шифоном, кружились, напоминая о возрождении природы от сна, встречи хмурой и холодной зимы с яркой и тёплой весной.
Среди организаторов бала - отдел культуры, ДК "Юбилейный" совместно с отделом образования и кафедральным собором святого благоверного князя Александра Невского. Казалось, сам зал способствовал созданию светлой и умиротворённой атмосферы. Сквозь большие окна, обрамлённые розовым и сиреневым капроном, струящийся свет напоминал небо на закате, когда солнце уже скрылось, но сиренево-золотое сияние всё ещё теплится на горизонте, что добавляло таинственности происходящему.
И вот на другом конце зала открылись двери, и пары одна за другой появились на импровизированной сцене.
Анна Кузнецова и Никита Корнеев представили школу №1. Небесно-голубое платье Анны и кадетская форма Никиты напомнили балы в кадетских училищах 90-х годов XIX века. Такие балы считались наградой для кадетов, они целый год разучивали танцы, чтобы накануне святочных торжеств станцевать с барышнями из петербургских и московских пансионов. А открывали такие вечера особо выдающиеся ученики и ученицы, которые имели отличные оценки по всем предметам и служили примером для своих сверстников.
С восторгом зрители встретили Дарью Мухамадиеву и Дениса Плещёва из Больше-Желтоуховской школы, Михаила Солдатова и Анастасию Олешко, Ирину Креул и Владислава Мадаминова из Кировского индустриально-педагогического колледжа. Платья девушек были будто из разных модных течений XIX века. На Ирине - насыщенно-синее, пышное, расшитое пайетками, с обязательной лёгкой пелериной, закрывающей плечи, представляло моду середины века. В жемчужном платье Дарьи, украшенном вышивкой и кружевом, с поясом, подчёркивающим осиную талию, угадывается мода конца 80-х годов. Силуэт светло-изумрудного платья Анастасии с драпировкой и кружевными вставками - прямиком из моды двадцатых, с утончённым минимализмом.
Элегантные чёрные фраки юношей и изысканные наряды девушек словно перенесли присутствующих на бал в Московском Благородном собрании, куда каждую неделю съезжались молодые люди Москвы и Петербурга. В отличие от придворных балов, где на первое место ставили церемонию, московские балы отличались простотой обращения и весельем, что особо ценила светская молодёжь.
Большую популярность в начале XX века приобрёл бал-маскарад. На него приходили в масках и плащах домино, что придавало балу таинственности, Дресс-код на таких балах был самым причудливым - платья и причёски разных эпох и сословий помогали людям перевоплощаться, играть роли прекрасных дам и загадочных кавалеров.
Гармонично в такой бал вписались бы Даниил Сынчиков и Ксения Кошмарова, Анна Казаченкова и НикитаЛешонков из школы №6, Вадим Колеченков и Вероника Алтышкина, представившие Кировский индустриально-педагогически колледж. Светло-аквамариновое платье Ксении с вышивкой, кружевом возвращает к началу ХIХ века, причудливое платье Анны облачно-снежное, вышитое пайетками - авангардный образчик моды 20-х годов XX века. Светло-бирюзовое платье Вероники с драпировкой и кружевными вставками - пример моды 30-40-х годов XX века. Под стать дамам были и кавалеры - их костюмы ладно сочетались с нарядами участниц.
Под аплодисменты в зал вошли Данила Лин и Таисия Бондаренко, Артём Куракин и Алина Алёшина, Никита Воробьёв и Лилия Московская - танцевальные пары из школы №2, Кировского лицея и школы №7. Белое платье Таисии, золотое - Алины, лазурное - Лилии, с кружевными вставками, вышивкой, драпировкой и чёткими силуэтами, модные приталенные костюмы Данилы, Артёма и Никиты вызвали ассоциации с бальными вечерами Парижа 20-30 годов XX века. Они проходили уже не в огромных залах с пышным убранством, но в больших квартирах, где вальсировали русская дворянская молодёжь и представители культурной интеллигенции.
Пары заняли свои места, и ведущие представили членов жюри. В этом году танцевальное мастерство и грациозность пар оценивали ведущий эксперт отдела образования Кировской районной администрации Ирина Ивановна Рудкина; директор Центра досуга "Гармония" Надежда Павловна Давыдова; преподаватель хореографических дисциплин детской школы искусств №1 Майя Владимировна Киселёва; преподаватель хореографических дисциплин школы искусств №2 Александр Сергеевич Ложников; председатель жюри - благочинный первого округа Песоченской епархии, настоятель собора святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Рябов.
Жюри предстояло оценить не только умение участников держаться на площадке и танцевать, их грациозность, манеры, но и созданный для бала образ. Каждый танец оценивался по десятибалльной системе.
- Я рад, что несмотря на трудности бал всё-таки состоялся, и вы смогли достойно подготовиться к этому праздничному событию. Было непросто, ведь вы изучали танцы XVII, XVIII, XIX веков, узнавали традиции, культурные особенности времени и старались воплотить всё это в жизнь. Хочу пожелать вам успехов, чтобы вы раскрыли себя с лучшей стороны. И помните, ваше участие здесь - уже победа, - обратился председатель жюри к участникам праздника.
Бал был объявлен открытым, и в центре зала выстроились элегантные пары. Итак, полонез - танец польских крестьян, два века спустя ставший церемониальным при монарших домах Европы. Для него характерен умеренный темп, фигуры и проходы пар, их разделение и встреча - атавизм народных гуляний, когда девушки дарили венки понравившимся юношам. И конкурсанты справились превосходно - величественный строй танца стал достойным открытием бального вечера.
Второй номер программы - русский падеграс, придуманный в начале XX века хореографом Евгением Ивановым. Юноши и девушки перемещались по кругу, выполняя различные фигуры. Они менялись парами так, чтобы каждый участник сменил несколько танцевальных партнёров. Кажется, что танец прост, в нём нет замысловатых движений и слишком быстрого темпа, но его красота в деталях - пластика девушек и юношей, плавность походки и красота осанки - всё это выявил и позволил оценить падеграс.
Кружение, лёгкость, воздушность и строгость линий - всё это вальс. Для участников организаторы предложили фигурный вальс и вальс-знакомство - юноши и девушки по очереди выбирали себе пару из предложенных кандидатов.
Элегантный вальс сменился энергичной и весёлой полькой, а затем быстрой и чувственной мазуркой. Юноши вставали на одно колено, а девушки, кружась вокруг партнёра, демонстрировали лёгкость и непринуждённость хореографического рисунка.
Но были средь шумного бала и остановки. Организаторы предложили участникам викторину о святом преподобном Сергии Радонежском. Ребята отвечали на вопросы ведущих, а правильные ответы приносили дополнительные баллы от жюри.
Вскоре на бал прибыли и почётные гости - юные солисты вокального ансамбля "Колокольчик" и хореографического ансамбля "Забавушка" школы искусств №2.
Романс "Я вас любил" эмоционально исполнил Владислав Хатаженков, песни "Девочка-Россия", "Всё ещё впереди" представила талантливая Вероника Иванова, а композиция "Взмахни крылами, Русь" от Павла Хатаженкова оставила яркие впечатления.
"Адажио" прозвучало в исполнении преподавателя детской школы искусств №1 Натальи Евгеньевны Панюшевой, а песню "Лебединая верность" подарила зрителям Анастасия Журавлёва.
Танцевальное попурри для гостей и участников бала исполнили воспитанники "Забавушки". Вальс сменился латвийским вару-вару, композиция "Сударушка" - вальсом-мазуркой, краковяк трансформировался в танец ланце. Коллектива отлично справился с задачей, показав своё высокое мастерство.
Обрамлял выступления оркестр русских народных инструментов под руководством дирижёра, заслуженного работника культуры РФ Владимира Ивановича Мартынова.
Совсем незаметно нас-тал вечер, и бал подошёл к концу. Компетентное жюри объявило победителей в различных номинациях. Самой изящной парой были признаны учащиеся школы №2 Таисия Бондаренко и Данила Лин, самой танцующей парой объявили Никиту Корнеева и Анну Кузнецову из школы №1.
Ученики "Кировского лицея" Алина Алёшина и Артём Куракин стали лауреатами в номинации "Лучшие манеры", учащихся школы №6 - Даниила Сынчикова и Ксению Кошмарову - жюри отметило как создателей лучшего бального образа. Представителей школы №7 - Лилию Московскую и Никиту Воробьёва - признали самой элегантной парой вечера. Самой блистательной парой бала стали Денис Плещёв и Дарья Мухамадиева, ученики Больше-Желтоуховской школы. Студенты Кировского индустриально-педагогического колледжа Анастасия Олешко и Михаил Солдатов сумели очаровать жюри и зрителей, за что и получили Дипломы, как самая очаровательная пара. Звание самой грациозной пары жюри присвоило студентам Кировского индустриально-педагогического колледжа Вадиму Колеченкову и Веронике Алтышкиной, а самой обаятельной парой стали Ирина Креул и Владислав Мадаминов, также представлявшие колледж. Победителями бала были признаны учащиеся школы №6 Анна Казаченкова и Никита Лешонков.
Смелые и талантливые ребята, их педагоги проделали по-настоящему большую работу. Когда пары кружились в танце, в их движениях не было напряжения, той натянутой струны, по которой зрители видят - танцевать очень трудно и тяжело. На их лицах цвели смущённые и радостные улыбки, одно движение продолжало другое, создавая непрерывное биение красоты. Девушки, с чуть тронувшим щёки румянцем и непослушными локонами, юноши с бравой выправкой и строгими лицами - всё, как много лет назад. Такие же эмоции от своих первых балов испытывали сотни молодых людей, чьи семьи съезжались на торжества со всей Российской империи. Кажется, что на несколько часов в ДК "Юбилейный" временные линии пересеклись, и всё повторилось вновь - так в современных поколениях оживают культурные традиции народа, его история.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА,

Фото автора.