Сегодня: Воскресенье 19 мая 2024 г.

"Евангелие Достоевского"

№№49-51 29 апреля 2022 г.

14 апреля в Кировской модельной библиотеке №4 состоялось мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения великого писателя, мыслителя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского. Главным событием встречи стало открытие передвижного культурно-просветительского проекта «Евангелие Достоевского».

Сегодня Фёдор Михайлович Достоевский - самый читаемый русский писатель в мире, и его творчество является достоянием не только русской, но и мировой литературы.

На встрече в библиотеке вниманию присутствующих было представлено факсимильное издание личного экземпляра Фёдора Михайловича - "Евангелие Достоевского". Это шедевр мировой книжной культуры, подаренный писателю по дороге в ссылку.

Эту книгу он читал всю свою жизнь до самой смерти.

На мероприятии присутствовали почётные гости: глава Кировской районной администрации Игорь Феденков, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий Комогоров и другие. Первыми прикоснуться к истории русской литературы смогли также педагоги и библиотекари района.

К присутствующим обратился архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Он отметил особенность «Евангелия Достоевского», книги, которая изменила жизнь Фёдора Михайловича.

- Суровые условия заточения изменили внутренний мир Достоевского. Он был потрясён тем, что с ним произошло, а Евангелие стало своего рода «спасательным кругом», который помогал ему в тяжёлые минуты. Книга кардинально поменяла его мировоззрение. Если в ссылку он попал революционером, бунтарём, то из ссылки вернулся православным крестьянином, терпеливым, смиренным и трудолюбивым. Книга открыла ему духовное зрение, ведь такого писателя-психолога у нас никогда не было. Я надеюсь, что эта передвижная выставка поможет посмотреть на Евангелие уже не как на литературное творение, а как на книгу, которая может исправить, изменить душу человека, - сказал владыка.

Подробно о деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви и проекте «Евангелие Достоевского» рассказал заместитель председателя религиозного объединения иеромонах Макарий Комогоров.

- Митрополит Калужский и Боровский Климент кроме того, что возглавляет Калужскую митрополию, ещё и руководит Издательским Советом Русской Православной церкви. Совет в общецерковном масштабе занимается развитием книжной культуры в обществе. Взаимодействие с библиотеками – это важнейшее направление нашей работы. В Церковной библиотечной сети насчитывается более 1500 библиотек, это церковные, епархиальные, монастырские, духовных школ. Развивая эту деятельность, мы очень тесно сотрудничаем с региональными и муниципальными библиотеками.

Хочется поговорить с вами об этом проекте как с профессионалами, не только с точки зрения содержания священного писания, но и о том, как интересно, глубоко и очень современно реализован этот проект, - обратился к присутствующим иеромонах Макарий Комогоров.

Священнослужитель рассказал, что это обычное факсимильное издание Нового Завета, выполненное в половине 19-го столетия, но именно оно принадлежало русскому писателю Ф.М. Достоевскому. Книга была подарена ему Натальей Дмитриевной Фонвизиной в 1850 году во время пребывания в тюремном замке в Тобольске.

Это священное писание было передано всем, кто отправлялся на каторгу.Супруги декабристов вложили Фёдору Михайловичу ещё и некую сумму денег в книгу, чтобы поддержать, помочь ему в тяжёлое время. Конечно же, Наталья Дмитриевна не могла ожидать, что гораздо важнее тех небольших средств станет само священное писание. Оно будет краеугольным камнем всей жизни, всего творческого пути Фёдора Михайловича. Благодаря этому не только для России Достоевский станет великим писателем и совестью русской литературы, но и для всего мира.

Что касается самой книги, на протяжении всех дней жизни писателя именно этот Новый Завет всегда сопровождал его. С первых месяцев на каторге томик всегда находился рядом. Даже во сне очень часто он оставлял его при себе. Также в книге хранилась «Сибирская тетрадь». Это те записки, зарисовки, которые Фёдор Михайлович делал во время нахождения в заключении. Известно, что до конца своих дней Фёдор Михайлович обращался к священному писанию. Об этом вспоминала и супруга писателя. Даже за несколько часов до смерти они открывали Новый Завет и читали строки, которые очень укрепили Фёдора Михайловича.

После этого вместе со всем фондом писателя, его рукописями, дневниками всё это сохранялось в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки и находится там до сих пор.

В 2018 году фонд «Возрождение Тобольска» во главе с Аркадием Григорьевичем Елфимовым, одним из больших подвижников возрождения и развития книжной культуры в нашем обществе, заинтересовался периодом пребывания Достоевского на каторге и Новым Заветом. У фонда большая издательская программа, здесь очень бережно обращаются с книжными, рукописными памятниками, которые тем или иным образом относятся к Тобольскому краю, к Сибири.

- Аркадий Григорьевич со специалистами Российской государственной библиотеки обратились к оригиналу этого Нового Завета. Когда руководитель фонда взял его в руки, то увидел, что книга испещрена множеством пометок. Они были выполнены самым разным способом: где-то карандашом, где-то сухим пером, где-то выцарапаны ногтем. И поскольку он человек очень практичный, то организовал оптико-электронную экспертизу оригинала Нового Завета. Когда она была проведена, оказались выявлены сотни пометок. В итоге всё это было отражено в двух сборниках «Описание маргиналий», чётные и нечётные страницы. Каждая пометка дополнена, каким образом она выполнена и какой текст отмечен, - рассказал иеромонах Макарий Комогоров. - Дальше уже специалисты-достоеведы из Государственного института русского языка им. Пушкина и других ведущих научных центров составили два тома комментариев: «Исследования. Материалы к комментарию», «Свидетельства. Критика. Богословие».

К 200-летию писателя было принято решение издать Новый Завет факсимильно, со всеми материалами и исследованиями, с комментарием в таком необычном виде.

- Само по себе факсимильное издание выполнено удивительно. Когда вы берёте его в руки, складывается впечатление, что книге более 150 лет. Но это не так. Это современное издание, оно выполнено с использованием уникальных полиграфических технологий, на специально состаренной бумаге, чтобы достоверно передать вид оригинала, который хранится в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Кроме этого, был ещё и разработан оригинальный вариант оформления – деревянная коробка, которая символизирует собой тюремную камеру, переносит нас к событиям ссылки Фёдора Михайловича, - описал комплект священнослужитель. – Этот издательский продукт обращает нас к искусству книги. Здесь мы видим, что искусство книги – это нечто большее, чем просто передача информации, оно живёт, развивается, и оно востребовано.

О том, как Евангелие повлияло на творческий путь Фёдора Михайловича, рассказала кандидат филологических наук, специалист издательского совета Русской Православной церкви Валентина Алексеевна Курицына.

- Как известно, у калужской земли на Фёдора Михайловича особые права. Все знают, что будучи уже зрелым человеком, в очень тяжёлый для себя период жизни, после потери одного из сыновей, он нашёл утешение в Оптиной пустыни. Не только утешение, но и прототипы своих будущих героев. Но ведь это далеко не все связи с калужской землёй. На самом деле Фёдор Михайлович наш и по рождению. Дед со стороны матери родился в Боровске, - так начала своё выступление специалист.

Валентина Алексеевна напомнила присутствующим, что все считают Достоевского петербургским писателем, однако родился он в Москве. Его отец служил врачом в Мариинской больнице для бедных. Рассказывают, что он был замкнутым, вспыльчивым, раздражительным, но Валентина Алексеевна оправдывает мужчину, разве может плохой человек посвятить свою жизнь врачебному искусству, помогать бедным?

Со слов кандидата филологических наук сам Фёдор Михайлович писал, что родился в патриархальной религиозной семье, часто ходил с родителями в Московские соборы, это было для него событием. О своём детстве отзывался хорошо, часто вспоминал образ деда Фёдора Нечаева. Очень тепло относился к своей матери Марии Фёдоровне. Она была женщиной талантливой, музыкальной, прекрасной хозяйкой, умела уживаться с мужем, который действительно имел непростой характер. Все её очень любили, но, к сожалению, очень рано умерла от туберкулёза. Отец пережил Марию Фёдоровну ненадолго. И, конечно, обе смерти для Фёдора Михайловича стали большой трагедией.

Большую роль в формировании личности писателя сыграла и первая книга. Дети Достоевских учились читать по книге «Сто четыре священных историй Ветхого и Нового Заветов».

- Сейчас перед нами Евангелие, но та самая детская книжка была для Достоевского не менее важна. Когда потом, уже в зрелом возрасте, Достоевский нашёл похожий экземпляр, он его берёг до конца жизни, - отметила Валентина Алексеевна.

Вернувшись к биографии писателя, спикер рассказала, что родители Достоевского были небогатыми, но все дети получили достойное образование. Михаил и Фёдор учились в частном пансионе в Москве. Потом юноши осваивали науки в Военно-инженерном училище. Фёдор Михайлович был образованнее многих русских литераторов того времени.

Молодого писателя сравнивали с Гоголем. Первый роман «Бедные люди» получил широкую известность, и было понятно, что даже молодой Достоевский внутренний мир человека передаёт глубже, сильнее.

- В юности Достоевский увлекся идеями кружка Петрашевского. а самом деле, насколько глубоко он вошёл в политическую, социальную составляющую, неизвестно. Сохранились не все страницы этого дела. Но, в первую очередь, он был привлечён за чтение и распространение знаменитого «Письма Белинского к Гоголю», - рассказала специалист. – Это считалось довольно серьёзным преступлением. Всё в жизни Фёдора Михайловича связано с литературой, и тюремное заключение тоже. Фёдор Михайлович оказывается надолго в крепости.

Сначала Достоевский был приговорён к смертной казни и до самого конца к ней готовился.

Достоевский оказывается в совсем других для себя условиях, всё-таки он дворянин, для большинства каторжников - чужой. Далеко не сразу его примут как равного. Достоевский и до конца жизни не идеализировал народ. С простыми людьми он сталкивался в больнице для бедных в детстве, потом с крестьянами, когда родители смогли купить небольшую усадьбу, и теперь эти простые люди на каторге.

Идеал народа для него - Христос. Вот главный пункт новых убеждений Достоевского. Он их не идеализирует, но видит истинную суть.

- Первые годы заключения писать Достоевскому было запрещено. Он бесконечно читает Евангелие. Мы не знаем другого автора в литературе, который бы на протяжении четырёх лет читал только одну книгу. У него нет письменных принадлежностей. Когда хочется что-то отметить, делает это ногтем, потом, благодаря доктору в лазарете, у него появляется бумага, и со временем он собирает «Сибирскую тетрадь».

Положение бывших петрашевцев становится всё лучше, уже на поселении он может писать. В первую очередь обращается к брату, а он обременён семьёй, поэтому отвечает ему сухо. Ещё он пишет Наталье Фонвизиной, той самой, которая когда-то дала ему Евангелие.

Это Евангелие прошло с Достоевским всю каторгу, и потом он с ним не расставался. За 2 часа до смерти Фёдор Михайлович передал его сыну Фёдору.

- Все следующие произведения, написанные им, будут проникнуты светом Евангелия. На вопрос, есть ли Бог, написаны все главные романы Достоевского. И в своих зрелых произведениях писатель теперь проводит мысль, что по-настоящему изменить человека, улучшить мир, может не какое-то социальное или политическое переустройство, а понимание человеком его ответственности за содеянное перед Богом. Человек не должен переступать через нравственные законы, у него нет права нарушать их, даже если он убеждён, что совершает что-либо во время великих целей. Страдания, по мысли Достоевского, необходимы человеку для спасения, - процитировала спикер.

Произведения Достоевского называют психологической прозой. В первую очередь, это внимание к внутреннему миру, к тончайшим движениям души.

- Проект «Евангелие Достоевского даёт нашим детям возможность познакомиться с тем, с чем некоторое время назад не могли соприкоснуться даже специалисты, - завершила выступление Валентина Алексеевна.

В рамках мероприятия представители Издательского Совета Русской Православной Церкви передали кировским библиотекам и Песоченской епархии издание Нового Завета, три выпуска журнала «Православное книжное обозрение», сборник «Серебряный луч», «Катехизис» митрополита Иллариона и Евангелие для детей. Затем присутствующим был предложен к просмотру фильм «Русская классика. Преступление и наказание».

В завершение мероприятия все желающие смогли познакомиться с выставкой, посвящённой 200-летию со дня рождения великого писателя, подготовленной работниками модельной библиотеки №4. В центре экспозиции – знаменитое «Пятикнижие» Фёдора Михайловича.

Продукт издательского искусства «Евангелие Достоевского» провёл в Кирове чуть больше недели, до 25 апреля работники Модельной библиотеки знакомили с этим произведением издательской культуры подрастающее поколение - кировских школьников.

Отметим, что сейчас выпущено несколько сотен комплектов «Евангелия Достоевского». Часть из них переданы в библиотеки духовных учебных заведений, региональные библиотеки.

В полном виде материалы оптико-электронной экспертизы представлены на сайте фонда «Возрождение Тобольска». И это даёт возможность каждому, кто интересуется жизнью и творчеством Фёдора Михайловича, пусть не прикоснуться, но хотя бы ознакомиться с содержанием великого труда. Это современный формат, когда книга существует вместе с её электронной версией на сайте. Благодаря этому «Евангелие Достоевского» становится чем-то большим, чем просто издание, это уникальный культурный, просветительский, образовательный проект.

Ольга МАЛЬЦЕВА.

Фото автора.