Весной
этого года в Калуге собрались участники ежегодного регионального конкурса
профессионального мастерства среди педагогических работников. Это те люди,
которые с гордостью могут заявить: «Мы в педагогике нашли своё призвание!».
Среди них - Дарья Новикова, учитель биологии СОШ №2 им. генерала армии В.И.
Исакова. С честью пройдя все конкурсные испытания, Новикова заняла третье место
в номинации «Лучший молодой учитель».
Кировчанка Дарья Новикова ещё со
школьной скамьи знала, что свяжет свою жизнь с биологией. В притягательный мир живой
природы её увлекла преподаватель родной школы №7 Наталья Андреевна Голышкина,
которая стала для ученицы примером. Поэтому после окончания Кировского
индустриального педагогического колледжа по специальности «учитель начальных
классов» Дарья в 2020 году прошла профессиональную переподготовку и стала преподавать
биологию в школе №2. Сейчас девушка продолжает обучение, заочно осваивает
профессию психолога-консультанта в Московском гуманитарном экономическом
университете. На этот важный шаг Новикову вдохновила преподаватель психологии
колледжа Инна Юрьевна Жабина, после занятий с ней захотелось пойти по её
стопам.
В этом году Дарья решила принять участие
в конкурсе профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание»,
подав заявку в номинацию «Лучший молодой учитель». Выиграв муниципальный этап,
Новиковой предстояло региональное испытание. Спустя пару месяцев, когда все
волнения остались далеко позади, мы встретились с педагогом и поговорили об её
впечатлениях от конкурса.
-
Давайте вернёмся в начало года, когда состоялся муниципальный этап. Сейчас,
когда уже можно трезво оценить всё произошедшее, каковы ваши ощущения?
- Сначала было очень страшно от
неизвестности, что ждёт впереди. Готовиться к конкурсу было непросто, потому
что в это же время я сдавала зимнюю сессию. Но на самом деле это был для меня
интересный опыт. На конкурсе я узнала много полезного для себя и обрела новые
знакомства.
-
Мы с вами встречались на открытом уроке. Тогда вы сказали, что это для вас
лучшее испытание очного тура. Но впереди ещё оставались мастер-класс и круглый
стол. Ваше мнение изменилось?
- Нет, мне интереснее было работать с
детьми, чем давать мастер-класс. Открытый урок был сложным в подготовке, но он
понравился мне больше остальных заданий. Хотя на мастер-классе я почерпнула для
себя несколько полезных вещей. Например, идею работы с куар-кодами на уроках,
которую предложила Диана Якунина (учитель
начальных классов школы №5 – прим. автора). Таким образом можно кодировать
разного вида информацию и задания: изображение, ссылку, видео. Это интересная
задумка!
-
Вы, наверно, как молодой педагог, стремитесь сделать учебный процесс более
современным?
- Да, с удовольствием бы ввела и
куар-коды в свои занятия, и работала бы с интерактивной доской. Это гораздо
интереснее для детей, ярко и наглядно. А в биологии самое главное – показать на
каком-нибудь примере, например, как проходят те или иные процессы в организме.
Современная доска позволяет также показывать детям интерактивные презентации,
где можно не просто посмотреть, но ещё и нажать, самому передвинуть объекты на
экране и получить результат.
-
Наступил день объявления результатов конкурса. Что вы чувствовали в тот момент,
когда вас назвали победителем в вашей номинации?
-Для меня это было очень волнующе и
неожиданно, хотя я и стремилась к этому результату. На награждение пришли мои
коллеги: завуч Светлана Николаевна Бобылёва, председатель профсоюза Наталья
Петровна Федотова и заместитель директора Елена Николаевна Филимонова. Они были
очень рады моему успеху, душевно поздравили с победой, вручили цветы. Я
благодарна им и всему коллективу школы за неоценимую поддержку на протяжении
всего конкурса!
-
Давайте теперь перенесёмся на региональный этап. В чём различие с
муниципальным?
- По конкурсным заданиям различий нет.
Наш конкурс максимально приблизили к областному. Точно также был кейс, открытый
урок, мастер-класс и круглый стол, уже с министром образования Калужской
области. И с учётом того, что я уже готовилась к этим заданиям, мне было
гораздо проще. Я понимала, что меня там ждёт. Различия были в регламенте. У нас
до финала дошли все участники, а в Калуге после каждого этапа происходило
отсеивание. Изначально заявления в номинации «Лучший молодой учитель» подали
четырнадцать человек. После заочного этапа нас осталось шестеро, а после кейса
и открытого урока – только трое.
-
Чувствовали уверенность в своих силах?
- Я бы не сказала, что моя уверенность
была стопроцентной, но всё-таки я надеялась на успех. Баллы после заочного
этапа были хорошие, кейс мы успешно прошли, к открытому уроку я готовилась
достаточно долго. Это и дало свой результат.
-
Что вы делали с коллегами на кейсе?
-Мы решали проблемную ситуацию: у
ребёнка были сложности с родителями и с общением в классе. В числе проблем были
переходный возраст, отсутствие толерантности в классе, недостаток внимания в
семье. Мы решили подойти к заданию творчески, с фантазией. И я решила
приготовить волшебное зелье. В нём были важные ингредиенты – советы от
классного руководителя, родителей, психолога. Мы сделали красочный плакат,
который понравился членам жюри.
-
В Кирове вы проводили открытый урок у пятого класса, обсуждали с детьми, что
такое среда обитания. Какая была выбрана тема на областном конкурсе?
- Урок я давала на этот раз в восьмом
классе, мы проходили анализаторы – органы чувств. Как молодой специалист, я
имела право провести занятие на базе своей школы. С ребятами мы провели
несколько небольших экспериментов: проверили вкусовые ощущения и чувство
равновесия.
Есть такая теория - если у нас перестаёт
работать один из анализаторов, то другие начинают проявлять себя более активно.
Ученики закрывали глаза повязками, затем получали в руки конфеты. Конечно, без
зрения, на ощупь, они могли описать только её форму.
Потом мы проверяли вкусовые рецепторы.
Вместе с глазами закрывался и нос. Для пробы были апельсин и огурец, дети
должны были понять, что им предлагается. У кого-то это получалось без проблем,
а у кого-то всё же возникли сложности. Например, когда мы открывали ученикам
нос, но при этом оставляли их глаза закрытыми, ребята ели огурец, но говорили,
что это апельсин из-за его яркого запаха.
Также у нас была на полу выложена тонкая
тропинка. Вначале предлагалось пройти с закрытыми глазами по ней, что давалось
детям с трудом, так как они лишились одного из анализаторов. Зато потом, с
открытыми глазами, они проходили по ней уже более уверенно и быстро.
-
Как проходили в Калуге мастер-классы?
- Одни коллеги выступали с
презентациями, другие показывали свои методы через практические занятия. Было
достаточно много интересного, но, к сожалению, я в своей практике не всё могу
использовать. Например, был очень увлекательный мастер-класс по декоративному
творчеству, очень понравился, но, увы, мне он никак не подходит.
-
О чём вы беседовали с министром образования региона за круглым столом?
- В отличие от нашего конкурса, где мы
готовились целый час и была одна общая тема, здесь она была своя у каждого
участника, её вытягивали по жребию. На подготовку было буквально десять-пятнадцать
минут. На выступление отводилось ровно пять минут, даже включали таймер. Кто не
укладывался, тех вежливо прерывали. Обсуждали различные темы: и ФГОСы нового
поколения, и театр в школах… Я выступала на тему «Цифровые образовательные
ресурсы и искусственный интеллект – альтернатива педагогу или партнёр». Как раз
сюда подходит непосредственно работа с той же интерактивной доской, что мне
близко.
- Есть
ли желание через несколько лет вновь попробовать себя в конкурсе
профессионального мастерства?
- Всё возможно. Главное – накопить
побольше опыта. Сейчас всё же для меня было много трудностей, именно с
методической точки зрения. Надо было всё грамотно составить: портфолио, план
урока. Занятия готовились полностью по ФГОС, это достаточно объёмная работа.
-
Перейдём от конкурсного урока к обычному, школьному. У вас с этого года введена
система поощрений за отличные ответы. Расскажите про неё поподробнее, как вы к
ней пришли?
- Система поощрений – это сертификаты,
купоны четырёх видов: антидвойка, повышение отметки на балл, невыполнение домашнего
задания и подсказка на контрольной. Впервые я увидела это у одного из
учителей-блогеров. Он сам преподаёт в начальных классах. Я думала ввести эту
систему для пятиклассников, потому что им ещё тяжело влиться в новую систему
образования. То у них был один учитель, то теперь много, все по разным
предметам. Но оказалось, что эти поощрения интересны и старшим классам. У них
появляется азарт, чтобы заработать три пятёрки подряд в журнале и получить
заветный купон. Даже те ребята, которые не стремились учиться в прошлом году, в
этом буквально «загорелись» благодаря новому стимулу. Когда эта система
появилась, вся школа гудела, дети показывали другим учителям эти купоны,
рассказывали друг другу. Мой опыт спустя некоторое время переняли: у кого-то из
коллег я заметила такие же карточки. Детям такие поощрения нравятся.
-
Дарья Васильевна, вы попадаете в категорию «молодой специалист» и «молодой
педагог». Вам положены выплаты от Законодательного Собрания Калужской
области?
- Да, для этого меня включили в реестр
молодых специалистов, а спустя год можно было получить выплату. Тот же самый
принцип был для подачи документов как молодой педагог. Выплаты производятся раз
в год на протяжении трёх лет. Я считаю, что это хорошее подспорье для молодых
специалистов в нашей области!
-
Что бы вы пожелали молодым педагогам, которые пришли в школу в первый раз?
- Я думаю, что самое главное - это не
закрываться в общении, а постараться познакомиться с новым коллективом, найти
общий язык. В первый год мне все помогали, поддерживали. И сейчас можно к
любому педагогу подойти с вопросом, всегда подскажут нужное решение, за что
коллегам большое спасибо!
С детьми можно и нужно находить
взаимопонимание, расположить их к себе, но важно не переходить границы в
общении. На занятиях я могу быть доброй и вместе с этим следить за дисциплиной
на уроке. Во всём надо соблюдать баланс.
-
Желаем вам удачи и профессионального роста!
Интервью
взяла Зоя ФОКИНА.
Фото из личного архива Дарьи Новиковой.