Сегодня: Среда 8 мая 2024 г.

Учитель нового поколения

№№79-81 8 июля 2022 г.

Весной этого года в Калуге собрались участники ежегодного регионального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников. Это те люди, которые с гордостью могут заявить: «Мы в педагогике нашли своё призвание!». Среди них - Дарья Новикова, учитель биологии СОШ №2 им. генерала армии В.И. Исакова. С честью пройдя все конкурсные испытания, Новикова заняла третье место в номинации «Лучший молодой учитель».

Кировчанка Дарья Новикова ещё со школьной скамьи знала, что свяжет свою жизнь с биологией. В притягательный мир живой природы её увлекла преподаватель родной школы №7 Наталья Андреевна Голышкина, которая стала для ученицы примером. Поэтому после окончания Кировского индустриального педагогического колледжа по специальности «учитель начальных классов» Дарья в 2020 году прошла профессиональную переподготовку и стала преподавать биологию в школе №2. Сейчас девушка продолжает обучение, заочно осваивает профессию психолога-консультанта в Московском гуманитарном экономическом университете. На этот важный шаг Новикову вдохновила преподаватель психологии колледжа Инна Юрьевна Жабина, после занятий с ней захотелось пойти по её стопам.

В этом году Дарья решила принять участие в конкурсе профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание», подав заявку в номинацию «Лучший молодой учитель». Выиграв муниципальный этап, Новиковой предстояло региональное испытание. Спустя пару месяцев, когда все волнения остались далеко позади, мы встретились с педагогом и поговорили об её впечатлениях от конкурса.

- Давайте вернёмся в начало года, когда состоялся муниципальный этап. Сейчас, когда уже можно трезво оценить всё произошедшее, каковы ваши ощущения?

- Сначала было очень страшно от неизвестности, что ждёт впереди. Готовиться к конкурсу было непросто, потому что в это же время я сдавала зимнюю сессию. Но на самом деле это был для меня интересный опыт. На конкурсе я узнала много полезного для себя и обрела новые знакомства.

- Мы с вами встречались на открытом уроке. Тогда вы сказали, что это для вас лучшее испытание очного тура. Но впереди ещё оставались мастер-класс и круглый стол. Ваше мнение изменилось?

- Нет, мне интереснее было работать с детьми, чем давать мастер-класс. Открытый урок был сложным в подготовке, но он понравился мне больше остальных заданий. Хотя на мастер-классе я почерпнула для себя несколько полезных вещей. Например, идею работы с куар-кодами на уроках, которую предложила Диана Якунина (учитель начальных классов школы №5 – прим. автора). Таким образом можно кодировать разного вида информацию и задания: изображение, ссылку, видео. Это интересная задумка!

- Вы, наверно, как молодой педагог, стремитесь сделать учебный процесс более современным?

- Да, с удовольствием бы ввела и куар-коды в свои занятия, и работала бы с интерактивной доской. Это гораздо интереснее для детей, ярко и наглядно. А в биологии самое главное – показать на каком-нибудь примере, например, как проходят те или иные процессы в организме. Современная доска позволяет также показывать детям интерактивные презентации, где можно не просто посмотреть, но ещё и нажать, самому передвинуть объекты на экране и получить результат.

- Наступил день объявления результатов конкурса. Что вы чувствовали в тот момент, когда вас назвали победителем в вашей номинации?

-Для меня это было очень волнующе и неожиданно, хотя я и стремилась к этому результату. На награждение пришли мои коллеги: завуч Светлана Николаевна Бобылёва, председатель профсоюза Наталья Петровна Федотова и заместитель директора Елена Николаевна Филимонова. Они были очень рады моему успеху, душевно поздравили с победой, вручили цветы. Я благодарна им и всему коллективу школы за неоценимую поддержку на протяжении всего конкурса!

- Давайте теперь перенесёмся на региональный этап. В чём различие с муниципальным?

- По конкурсным заданиям различий нет. Наш конкурс максимально приблизили к областному. Точно также был кейс, открытый урок, мастер-класс и круглый стол, уже с министром образования Калужской области. И с учётом того, что я уже готовилась к этим заданиям, мне было гораздо проще. Я понимала, что меня там ждёт. Различия были в регламенте. У нас до финала дошли все участники, а в Калуге после каждого этапа происходило отсеивание. Изначально заявления в номинации «Лучший молодой учитель» подали четырнадцать человек. После заочного этапа нас осталось шестеро, а после кейса и открытого урока – только трое.

- Чувствовали уверенность в своих силах?

- Я бы не сказала, что моя уверенность была стопроцентной, но всё-таки я надеялась на успех. Баллы после заочного этапа были хорошие, кейс мы успешно прошли, к открытому уроку я готовилась достаточно долго. Это и дало свой результат.

- Что вы делали с коллегами на кейсе?

-Мы решали проблемную ситуацию: у ребёнка были сложности с родителями и с общением в классе. В числе проблем были переходный возраст, отсутствие толерантности в классе, недостаток внимания в семье. Мы решили подойти к заданию творчески, с фантазией. И я решила приготовить волшебное зелье. В нём были важные ингредиенты – советы от классного руководителя, родителей, психолога. Мы сделали красочный плакат, который понравился членам жюри.

- В Кирове вы проводили открытый урок у пятого класса, обсуждали с детьми, что такое среда обитания. Какая была выбрана тема на областном конкурсе?

- Урок я давала на этот раз в восьмом классе, мы проходили анализаторы – органы чувств. Как молодой специалист, я имела право провести занятие на базе своей школы. С ребятами мы провели несколько небольших экспериментов: проверили вкусовые ощущения и чувство равновесия.

Есть такая теория - если у нас перестаёт работать один из анализаторов, то другие начинают проявлять себя более активно. Ученики закрывали глаза повязками, затем получали в руки конфеты. Конечно, без зрения, на ощупь, они могли описать только её форму.

Потом мы проверяли вкусовые рецепторы. Вместе с глазами закрывался и нос. Для пробы были апельсин и огурец, дети должны были понять, что им предлагается. У кого-то это получалось без проблем, а у кого-то всё же возникли сложности. Например, когда мы открывали ученикам нос, но при этом оставляли их глаза закрытыми, ребята ели огурец, но говорили, что это апельсин из-за его яркого запаха.

Также у нас была на полу выложена тонкая тропинка. Вначале предлагалось пройти с закрытыми глазами по ней, что давалось детям с трудом, так как они лишились одного из анализаторов. Зато потом, с открытыми глазами, они проходили по ней уже более уверенно и быстро.

- Как проходили в Калуге мастер-классы?

- Одни коллеги выступали с презентациями, другие показывали свои методы через практические занятия. Было достаточно много интересного, но, к сожалению, я в своей практике не всё могу использовать. Например, был очень увлекательный мастер-класс по декоративному творчеству, очень понравился, но, увы, мне он никак не подходит.

- О чём вы беседовали с министром образования региона за круглым столом?

- В отличие от нашего конкурса, где мы готовились целый час и была одна общая тема, здесь она была своя у каждого участника, её вытягивали по жребию. На подготовку было буквально десять-пятнадцать минут. На выступление отводилось ровно пять минут, даже включали таймер. Кто не укладывался, тех вежливо прерывали. Обсуждали различные темы: и ФГОСы нового поколения, и театр в школах… Я выступала на тему «Цифровые образовательные ресурсы и искусственный интеллект – альтернатива педагогу или партнёр». Как раз сюда подходит непосредственно работа с той же интерактивной доской, что мне близко.

- Есть ли желание через несколько лет вновь попробовать себя в конкурсе профессионального мастерства?

- Всё возможно. Главное – накопить побольше опыта. Сейчас всё же для меня было много трудностей, именно с методической точки зрения. Надо было всё грамотно составить: портфолио, план урока. Занятия готовились полностью по ФГОС, это достаточно объёмная работа.

- Перейдём от конкурсного урока к обычному, школьному. У вас с этого года введена система поощрений за отличные ответы. Расскажите про неё поподробнее, как вы к ней пришли?

- Система поощрений – это сертификаты, купоны четырёх видов: антидвойка, повышение отметки на балл, невыполнение домашнего задания и подсказка на контрольной. Впервые я увидела это у одного из учителей-блогеров. Он сам преподаёт в начальных классах. Я думала ввести эту систему для пятиклассников, потому что им ещё тяжело влиться в новую систему образования. То у них был один учитель, то теперь много, все по разным предметам. Но оказалось, что эти поощрения интересны и старшим классам. У них появляется азарт, чтобы заработать три пятёрки подряд в журнале и получить заветный купон. Даже те ребята, которые не стремились учиться в прошлом году, в этом буквально «загорелись» благодаря новому стимулу. Когда эта система появилась, вся школа гудела, дети показывали другим учителям эти купоны, рассказывали друг другу. Мой опыт спустя некоторое время переняли: у кого-то из коллег я заметила такие же карточки. Детям такие поощрения нравятся.

- Дарья Васильевна, вы попадаете в категорию «молодой специалист» и «молодой педагог». Вам положены выплаты от Законодательного Собрания Калужской области?

- Да, для этого меня включили в реестр молодых специалистов, а спустя год можно было получить выплату. Тот же самый принцип был для подачи документов как молодой педагог. Выплаты производятся раз в год на протяжении трёх лет. Я считаю, что это хорошее подспорье для молодых специалистов в нашей области!

- Что бы вы пожелали молодым педагогам, которые пришли в школу в первый раз?

- Я думаю, что самое главное - это не закрываться в общении, а постараться познакомиться с новым коллективом, найти общий язык. В первый год мне все помогали, поддерживали. И сейчас можно к любому педагогу подойти с вопросом, всегда подскажут нужное решение, за что коллегам большое спасибо!

С детьми можно и нужно находить взаимопонимание, расположить их к себе, но важно не переходить границы в общении. На занятиях я могу быть доброй и вместе с этим следить за дисциплиной на уроке. Во всём надо соблюдать баланс.

- Желаем вам удачи и профессионального роста!

Интервью взяла Зоя ФОКИНА.
Фото из личного архива Дарьи Новиковой.