Сегодня: Воскресенье 28 апреля 2024 г.

Мастер-класс от педагогов

№№22-24 22 февраля 2024 г.

13 и 14 февраля на базе отдела образования прошёл очередной этап ежегодного муниципального конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание...». В первый день свои мастер-классы представили участники двух номинаций «Лучший учитель» и «Лучший молодой учитель».

В течение 15 минут каждый из конкурсантов должен был представить мини-урок, на котором он продемонстрировал свой профессиональный уровень, показал индивидуальный педагогический стиль, а также поделился приёмами и методами, используемыми на занятиях.

По воле жребия право выступить первой получила молодой учитель английского языка Шайковской школы №2 Дарья Паринова. Она рассказала, что на самом деле каждый из нас уже знает более 50 тысяч английских слов. Дело в том, что в русском языке есть огромное количество заимствований, особенно в названиях профессий и научных терминах. И достаточно всего лишь знать, каким суффиксом можно заменить окончание русского слова, чтобы получить английское. Вместе с Дарьей Сергеевной остальные участники попробовали перевести несколько слов, используя этот приём.

Также Паринова в своём мастер-классе затронула такую интересную методику как мнемотехника. Она включает в себя приёмы кодирования информации в виде визуальных образов или лексического созвучия. Дарья Сергеевна предложила коллегам придумать свои предложения для лучшего запоминания английских слов. С этим заданием педагоги справились успешно.
Ещё одна участница номинации «Лучший молодой учитель» - Екатерина Никишкина из школы №7, начала свой мини-урок с демонстрации чёрного ящика и загадок об его содержимом. Внутри оказался текст, и был он там неслучайно: как учитель русского языка и литературы, Екатерина Алексеевна рассказала о приёмах смыслового чтения. Для работы с текстом до его прочтения Никишкина предложила использовать приём «Жонглёр». Конкурсанты разделились на группы и вместе изучали полученные карточки, пытались угадать, о чём будет текст. С помощью небольших зарисовок участники также изобразили своё впечатление от всех фрагментов прочитанного рассказа.
Преподаватель русского языка и литературы из школы №2 Светлана Харченко свой мастер-класс посвятила формированию читательской грамотности через когнитивный анализ. В первую очередь, это учит детей правильно пользоваться информацией, перерабатывать её и выделять для себя главное. Вместе со Светланой Владимировной учителя, психологи и воспитатели погрузились в сюжет повести А.С. Пушкина «Метель».
Что такое театрализованная педагогика? На этот вопрос ответил молодой учитель биологии Будо-Анисовской школы Сергей Ильюхин, который активно использует данную методику на своих занятиях. По его словам, вовлечение учеников в миниатюрные театральные постановки помогает детям лучше понять учебный материал, вызывает у них интерес к предмету. На мастер-классе Сергей Юрьевич поднял актуальную тему здоровья человека. На несколько минут педагоги примерили роль клетки, её оболочки и антител, а Ильюхин стал вирусом, пытающимся попасть в этот живой организм. Небольшая сценка позволила наглядно показать, как происходит защитная реакция нашей иммунной системы, когда мы заболеваем.
Учитель физики из школы №7 Алексей Аксютичев построил свой мастер-класс на теме «Атмосферное давление», затронутой на открытом уроке в рамках прошлого конкурсного этапа. Но на этот раз его «ученики» не открывали учебники и не записывали термины в тетрадь – они стали зрителями нескольких простых фокусов, основанных на физических явлениях. Даже у взрослых нехитрые трюки с листом бумаги и стаканом воды вызвали любопытство, почему же из перевёрнутого сосуда вода не вылилась, а бумага осталась будто приклеенной к стакану? Дети же реагируют на подобные опыты с ещё большим восторгом и с интересом погружаются в такую непростую науку как физика.
Ещё один педагог использует наглядные примеры на своих уроках – и это молодой учитель английского языка Воскресенской школы Светлана Агафонова. Несомненно, знакомство с любым иностранным языком начинается со слов, которые не всегда детям удаётся запомнить. В этом может помочь мнемотехника, уже упомянутая ранее Дарьей Париновой, но мастер-класс Агафоновой направлен больше на учащихся начальных классов. Светлана Александровна рассказала, что при изучении лексики, например, по теме «Дом» можно не использовать учебник с картинками, ведь нас уже окружают базовые предметы, такие, как стол, стул, стена и дверь. Указывая на объект и называя его вслух, дети быстрее запоминают новые слова.
Необычное название для своего мастер-класса выбрала учитель математики школы №1Эльвира Мальгичева – «Закон красоты». Для некоторых коллег Эльвиры Александровны красота – это внутренний мир человека, яркие, привлекательные детали в окружающих нас предметах. А для Мальгичевой – это гармония и порядок, на которых основана математика. Оказывается, с помощью этой науки можно высчитать, насколько красив и идеален тот или иной предмет. В этом поможет правило золотого сечения, согласно которому объект считается гармоничным, если его меньшая часть относится к большей так же, как большая часть – к целой. Такая идеальная пропорция всегда равна 1,6 и называется числом «фи».
После окончания всех выступлений от лица жюри к участникам обратилась начальник информационно-методического отдела Людмила Ивановна Гаврикова. Она поблагодарила учителей за интересные и творческие мастер-классы.
- Хочу отметить самое главное: в ваших открытых уроках и мастер-классах прослеживается то, что вы отражали в своих методических семинарах. Выбранная вами тема красной нитью проходит и в заочном, и в очном турах, это очень хорошо, - прокомментировала ход конкурсных испытаний Людмила Ивановна.
О финальном задании и результатах конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание» мы расскажем вам в следующем номере.

Зоя ФОКИНА.