Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Быть директором – непросто!

№№25-27 1 марта 2024 г.

На протяжении месяца проходил ежегодный муниципальный конкурс профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание». Напомним, что в этом году в нём приняли участие 13 педагогических работников Кировского района в четырёх номинациях: «Лучший учитель», «Лучший молодой учитель», «Лучший воспитатель» и «Лучший педагог-психолог».

Позади остались непростые испытания заочного и очного туров: «Методическое портфолио», «Кейс», открытые занятия и мастер-классы. По традиции в финале конкурса состоялось обсуждение в рамках круглого стола. Заведующая отделом образования Ольга Александровна Лукьянова предложила конкурсантам смоделировать следующую ситуацию: каждый из них - руководитель образовательной организации, которому необходимо определить первоочередные задачи для себя и коллектива и предложить решения насущных проблем. В течение получаса участники сосредоточенно готовили своё профессионально-педагогическое выступление, вживались в непривычную для себя роль директора учреждения.

Первой слово взяла молодой учитель русского языка и литературы школы №7 Екатерина Никишкина. В деятельности на посту руководителя она придерживалась бы принципов основоположника российской педагогики Константина Ушинского. Огромное значение должно быть уделено воспитанию подрастающего поколения, развитию и популяризации таких молодёжных проектов как «Движение Первых», «Орлята России». Никишкина также ставит своей целью создать благоприятную атмосферу среди учащихся и педагогического коллектива, а также учитывать особенности каждого ребёнка при выстраивании образовательного процесса. Через различные кружки и секции важно раскрывать творческие способности не только учеников, но и их наставников.

Схожие мысли выразила в своём выступлении ещё один молодой педагог - английского языка - Шайковской школы №2 Дарья Паринова. Будучи директором, она предложила бы для расширения кругозора учащихся внедрить в школьную программу такие дисциплины как экономика и финансовая грамотность. Важно идти в ногу со временем и грамотно использовать информационные технологии, которые дают возможность, например, совершать познавательные онлайн-экскурсии. Одной из самых главных задач для Париновой было бы развитие патриотического воспитания. Для этого Дарья Сергеевна старалась бы организовать встречи учащихся с ветеранами, Героями России, а в планах было бы открытие комнаты Боевой славы.

О создании военно-патриотического музея задумался также учитель физики школы №7 Алексей Аксютичев. Как директор, он проводил бы ещё и Недели мужества ко Дню защитника Отечества и Дню Победы для укрепления патриотического духа среди учащихся. Алексей Викторович озвучил следующий тезис: современная школа должна подготовить выпускника, который может подстраиваться к быстро изменяемым условиям жизни, это он поставил бы своей задачей. По мнению Аксютичева, необходимо ещё уделять внимание школьной безопасности и проведению профилактических лекций на тему борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Тему безопасности учебных учреждений в своих выступлениях также затронули учитель математики школы №1 Эльвира Мальгичеваи учитель русского языка и литературы школы №2 Светлана Харченко. В число мер, предлагаемых обоими педагогами, входят проверка надёжности всей инфраструктуры учреждения (кабинеты, мебель, двери и окна, школьный транспорт), повышение уровня информационной безопасности, установка пандусов. Одной из основных целей для Харченко стало бы обновление каталога методической литературы и повышение имиджа школы путём участия в различных конкурсах и олимпиадах. Мальгичева же считает, что школа может дать достойное воспитание только вместе с семьёй, поэтому, как директор, она старалась бы вместе с коллективом чаще привлекать родителей к участию в кружках и секциях.

Этих же взглядов об увеличении роли семьи в воспитании детей придерживались и воспитатели: Анжелика Прокопчук (д/с №12 «Колокольчик»), Екатерина Трегубова(д/с №5 «Тополёк») и Александра Лустина(дошкольная группа школы №8). Все единогласно высказались за организацию совместных занятий с родителями, хотя бы раз в месяц, это позволит выработать единый механизм подхода к ребёнку. Заботит воспитателей также и высокая нагрузка на коллег, а также психолого-эмоциональное напряжение. Для его снятия Анжелика Вячеславовна, например, предложила участие педагогов в тренингах. Екатерина Владимировна, будучи директором, организовала бы раз в месяц занятие по танцам для коллектива. А Александра Евгеньевна в своём выступлении обратила внимание на материальную базу: её первоочередной задачей на посту руководителя был бы ремонт учреждения.

С темой выступления повезло Марии Обуховой, психологу из Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Неделю назад ей как раз пришлось исполнять обязанности директора, поэтому Обухова хорошо представляет ту непростую ношу ответственности, которая лежит на плечах руководителя. В первую очередь, Мария Алексеевна пошла бы на курсы повышения квалификации и управления персоналом, обсудила бы с коллективом те проблемы, которые есть в учреждении. Директор вместе с сотрудниками выяснила бы, что можно решить своими силами, а в чём понадобится помощь отдела образования или других учреждений. Ориентируясь на Год семьи, объявленный Президентом, Обухова предложила бы создать семейные клубы, где родители получали бы актуальную информацию, на что стоит обратить внимание при воспитании ребёнка.

Выполняя роль руководителя, психолог Фоминичской школы Александра Драгунова постаралась бы создать подходящие условия для инклюзивного образования и организовать курсы компьютерной грамотности для возрастных педагогов. Драгунова также поддержала идею Екатерины Никишкиной, высказанную ранее, о создании анонимной психологической помощи для учащихся.

Про важность создания комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья сказала в своём выступлении и психолог Бережковской школы Ольга Цуникова. Она также заметила, что в сельских образовательных учреждениях не хватает «Точек роста», и, как директор, Цуникова постаралась бы организовать в своей школе такое учебное пространство. По мнению Ольги Александровны, в отдалённых школах необходимо уделять внимание развитию детского досуга, поэтому стоило бы приглашать хотя бы раз в неделю педагогов дополнительного образования из городских школ искусств и Дома детского творчества.

В этом с психологом согласна молодой учитель английского языка Воскресенской школы Светлана Агафонова. Помимо преподавателей по рисованию или танцам, Агафонова стала бы организатором живых или виртуальных встреч с выдающимися личностями, например, в рамках «Разговоров о важном». Став директором, Светлана Александровна в первую очередь вместе с коллективом установила бы уровень материально-технической базы организации. С помощью опросов педагогов, родителей и учеников она определила бы профиль образования как школы в целом, так и отдельных классов. Важным направлением Агафонова считает сохранение будущих молодых специалистов, поэтому необходимо проводить профориентационные мероприятия на местных предприятиях, таких как «Кировская керамика», «Зелёные линии», ПЧМ Фаянсовая, «Желдормаш» и т.д.

Молодой биолог из Будо-Анисовской школы Сергей Ильюхинстремится к внедрению современных технологий в образовательный процесс. Его ключевая идея – научить педагогов и учеников грамотно пользоваться нейросетями. Искусственный интеллект может сам написать расписание, оптимизированное для каждого ребёнка, создать школьное меню, предложить учащимся по их запросам подходящие кружки и секции. Как уже неоднократно озвучивали коллеги, Ильюхин уделял бы внимание работе по сплочению коллектива. Ещё один план с прицелом на будущее – это создание кружков по программированию и углубленному изучению английского и китайского языков. В век информационных технологий нет ничего невозможного, считает Сергей Юрьевич, и можно найти подходящие учебные курсы в онлайн-пространстве.

Обсуждения на заданную тему длились больше часа, по их окончанию члены жюри поблагодарили участников за интересные и смелые идеи и удалились на совещание. Перед оглашением итогов слово взяла заведующая отделом образования Ольга Лукьянова.

- Всех хотелось бы поздравить с завершением конкурса. Этот месяц был для вас очень напряженным. Я всегда говорю, что конкурс – это маленькая жизнь. Он способствует личностному, профессиональному и даже карьерному росту. Надеюсь, что ваши занятия станут ещё интереснее, ведь после участия в конкурсе вы теперь привнесёте в них что-то новое, – пожелала педагогам Ольга Александровна.

По завершению всех пяти испытаний конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание» сразу два педагога из школы №7 завоевали звание лучших: это учитель физики Алексей Аксютичев и молодой учитель русского языка и литературы Екатерина Никишкина. Лучшим педагогом-психологом была признана Александра Драгунова из Фоминичской школы, а лучшим воспитателем стала Анжелика Прокопчук из детского сада №12 «Колокольчик».

Теперь педагогические работники, ставшие победителями в своих номинациях, будут представлять наш район на областном этапе конкурса. Желаем удачи и достижения новых профессиональных высот!

Зоя ФОКИНА.