26
августа в Молодёжном культурном центре состоялась традиционная педагогическая
конференция. Её посетили учителя-предметники, педагоги начальной школы,
воспитатели детских садов, преподаватели колледжа.
С
докладом об итогах работы муниципальной образовательной системы и перспективах
на будущее выступила заведующая отделом образования Кировской районной
администрации Ольга Александровна Лукьянова(читайте в №100-102 от 29 августа). Содокладчиками выступили директора
нескольких школ города.
Научить учиться
О профориентационной работе с детьми и родителями рассказала директор
Больше-Желтоуховской школы Елена Ивановна
Драченникова.
Елена Ивановна уверена, что хороший специалист – это человек, который
выбрал дело по душе и работает с удовольствием. И выбор этот, зачастую, человек
делает, обучаясь в школе. Помочь ребёнку определиться с профессией, наметить
траекторию от ученика к профессионалу –задача системы образования.
Руководитель отметила, что с 2023 года в Больше-Желтоуховской школе, как и в
других школах страны, была внедрена единая модель профориентации. У этой
программы три уровня: базовый, основной и продвинутый. Они отличаются
количеством часов, отведённым на профориентационную работу.
- Модель профминимум реализуется по семи направлениям. Наша школа находится на
основном уровне профориентации. Он включает интегрированные уроки, когда
профматериал включается в общеобразовательные предметы, внеурочную работу,
профориентационный курс «Россия – мои горизонты», в проект «Билет в будущее»,
работу с родителями, экскурсии на предприятия, - рассказала Елена Ивановна.
В сельской школе созданы профили обучения. Это медицинский, айти, агротехнологический
и универсальный классы. Имеется и современная среда для трудового воспитания:
кабинет труда для девочек, где они будут знакомиться с основами швейного дела;
мальчики в это время займутся работой на станках и у верстаков.
Сейчас школа на 100 % реализует базовый уровень профориентации. В новом учебном
году педагоги ставят цель выйти на продвинутый уровень.
Для этого планируется возобновить обучение на тракториста с выдачей
свидетельства. Директор отметила, что школа долгие годы выдавала такие
удостоверения в конце учёбы, пришла пора восстановить хорошую традицию. В рамках
инициативы «Кадры для АПК» стоит задача создать агрокласс. Здесь дети вместе с
педагогами оценят перспективы развития агропромышленного комплекса, где ручной
труд постепенно уходит на второй план, уступая место роботам, дронам,
биотехнологиям.
Чтобы добиться поставленных целей, нужно, прежде всего, научить детей
трудиться, любить и уважать свой и чужой труд. Такова стратегия школы на новый
учебный год.
Старый добрый цифрозавр
О том, как цифровизация может упростить жизнь педагога, рассказала директор
Шайковской школы №2 Нина Викторовна Курчина.
Сегодня в школе учителя работают с детьми, рождёнными в эпоху цифры, для них
интернет существовал всегда. Учителям тоже приходится меняться – видеть в
цифровизации не страшного хищника, а любопытного зверя, которого можно и нужно
приручать. Тем более, что взрослые каждый день используют цифровые продукты.
Они сделали жизнь проще, а многие бюрократические операции сократили до
нескольких секунд.
Аналогично цифра призвана сократить монотонную работу педагогов. Нина
Викторовна рассказала о Федеральной государственной информационной системе «Моя
школа». Многие отчёты, которые раньше учителя подавали в бумажном виде, теперь
можно найти в разделе «Аналитика». Большинство педагогов больше не пишут отчёты
о своей работе, потому что благодаря системе «Моя школа» она прозрачна для
администрации школ.
Курчина рассказала коллегам о прекрасном инструменте для совершенствования
своих навыков – Ассистенте преподавателя. На эту платформу учитель может
загрузить запись своего урока. Ассистент проанализирует его, даст практические
советы, оценит, насколько эффективно построен образовательный процесс. Это
поможет проверить себя и найти новые методы работы.
- Я надеюсь, что благодаря информационным системам, часть рутинного труда мы
сможем передать искусственному интеллекту или цифровым платформам, а работы с
нашими любимыми учениками будет как можно больше, - отметила Нина Викторовна
Курчина.
«Учитель» - звучит!
С докладом о том, как повысить престиж профессии учителя, выступила директор школы №1 Елена Викторовна Руженцева. Педагог
отметила, что за последние несколько десятков лет профессия пережила кризис.
Она утратила высокую статусность, её приравняли к услуге, а согласно опросам,
количество желающих стать учителем составило девять процентов из ста. Вместе с
тем нагрузка на педагогов, как и требования к ним, кратно увеличились. С
последствиями столкнулись школы и больших, и малых городов.
Руженцева предложила на опыте школы №1 посмотреть, как администрация работает
над повышением престижа профессии в глазах детей, родителей, общественности.
Для стимулирования педагогов в школе предусмотрены материальная и
нематериальная поддержка: денежные премии, дипломы. Три учителя работают в
школе по программе «Земский учитель». Большое внимание директор и коллектив
уделяют профессиональному развитию: проходят курсы повышения квалификации,
участвуют в профессиональных конкурсах.
- Учителя нашей школы участвуют в конкурсах «Я в педагогике нашёл свое
призвание», «Флагманы образования». На каждом этапе этой кропотливой работы
педагогов сопровождает и поддерживает коллектив. Это командная история.
Конкурсы – это про возможность влиться в общероссийское педагогическое
сообщество, где в одном месте собрано много ценных идей, советов, необычных
мастер-классов, - уверена Елена Викторовна.
Особое отношение в школе к молодым педагогам. Они не остаются со своими
проблемами один на один, а всегда могут обратиться к наставнику, попросить
помощи и совета. Индивидуальный образовательный маршрут на основе диагностики
профессиональных дефицитов опытные педагоги разработали с участием своих
коллег, только недавно ставших на тернистый путь преподавания.
В прошлом учебном году в школе начали делать первые шаги по созданию
родительского сообщества. Родители приходили после работы, вместе с педагогами
обсуждали важные вопросы.
Основа уважения к учителю создаётся в школе, зависит от её культуры, уверена
Руженцева. Для поддержки учителей в учебном заведении создана служба медиации,
которая призвана решать конфликты, учителям оказывается и психологическая
поддержка.
- Хотелось бы вернуть «звучание» профессии в обществе. Сейчас ведутся работы по
созданию учительского сообщества, которое сможет защищать интересы педагогов. Это,
надо надеяться, повысит уважение к профессии на уровне государства. А престиж
профессии в каждой конкретной школе зависит от самого учителя. Если он любит
свою работу и детей, и дети об этом знают - он на своём месте, - заключила
Елена Викторовна.
С началом нового учебного года педагогов поздравил и глава Кировской районной
администрации Игорь Феденков. Он поблагодарил учителей за патриотическую
работу: их силами создаются школьные музеи, с их помощью школьники сажают сады
памяти. Все школы района участвуют в программе «Школьные инициативы», где
педагоги, дети и родители выступают единой командой. Сохраняется тесное
сотрудничество образовательных учреждений с Песоченской епархией. На
конференции присутствовал её глава – архиепископ Песоченский и Юхновский
Максимилиан. Он также пожелал учителям успехов в новом учебном году.
Игорь Феденков вручил знак «Трудовая доблесть Кировского района» Инессе
Богдановне Шариной, которая более 30 лет работала в системе образования,
занимала должность директора Шайковской школы №2. Инесса Богдановна - Почётный
работник общего образования РФ, заслуженный работник образования Калужской
области. В знак признательности за труд, Инессу Богдановну проводили со сцены
громкими аплодисментами.
На августовской конференции старшие коллеги приветствовали молодых работников
системы образования. В новом учебном году в её ряды вступят учитель математики
школы №1 Ирина Александровна Терехова; учитель истории и английского языка
Мария Алексеевна Московская; преподаватель начальных классов Вероника
Анатольевна Покровская, воспитатель группы продлённого дня Екатерина Сергеевна
Филипчук (школа №5); учитель начальных классов школы №1 Ольга Алексеевна
Обухова; учитель-логопед д/с №4 Ульяна Алексеевна Марочкина; воспитатель д/с
№11 Вероника Сергеевна Иванькина; учитель физкультуры Шайковской школы №1 Денис
Андреевич Теплухин.
По традиции к новым коллегам обратилась председатель профсоюза работников
образования Кировского района Елена Владимировна Якушина.
- Приятно видеть на сцене своих учеников, которые уже окончили вузы. Вы выбрали
трудную и творческую профессию. Она требует постоянной отдачи. Вы будете учить
учеников, а они будут учить вас. Не бойтесь ошибок, не бойтесь идти вперёд и
пробовать новое. Будьте искренними с детьми, и они будут отвечать вам тем же. В
добрый путь! – пожелала молодым педагогам Елена Якушина.
В завершение конференции Ольга Лукьянова поставила перед коллегами задачи на
новый учебный год: ориентацию школьников на профессии, необходимые в регионе и
районе, развитие интереса детей к естественно-научным дисциплинам, воспитание
учащихся на основе духовно-нравственных ценностей.
Полина ПИМЕНОВА.