В
Кировском историко-краеведческом музее состоялась презентация выставки печного
литья из личного собрания коллекционера Павла Николаевича Габышева.
Печным литьём Габышев заинтересовался в зрелом возрасте, увидев однажды
чугунную дверцу водогрейного котла. Она была найдена в 2012 году и стала
отправной точкой коллекции, которая сейчас насчитывает около шестисот экземпляров.
-
Печная дверца, художественно оформленная, восполняла стремление человека к прекрасному,
так как печка всегда была центром русского дома, а картины, скульптуры и другие
красивые вещи основной массе населения были недоступны. А какие сюжеты изображались на дверцах,
как они трансформировались по месту и времени изготовления, какие
чугунолитейные заводы их изготавливали, какие клейма ставили? Море вопросов. И
ответить хотя бы на часть из них можно только путём коллекционирования, что в конечном итоге и произошло, - написал в
обращении к посетителям выставки Павел Габышев.
В
Киров коллекционер привёз 30 экземпляров большого и редкого собрания. О
наиболее примечательных дверцах гостям вернисажа рассказал заведующий городским
историко-краеведческим музеем Андрей Анатольевич Бауэр.
Он
представил образцы печного литья конца XIX - начала ХХ века, выполненные на
чугунолитейных заводах Мальцовых, Цыплакова и Лабунского, Дугненского завода
братьев Барановых, Дубенского завода Мосоловых, Мышетского завода князей
Бибарсовых, Черепетского завода компании "Русский Веревкин и швейцарец
Тальман", знаменитых уральских заводах Демидовых: Каслинского, Кусинского;
заводов Царства Польского...
До
революции печные дверцы часто украшали сюжетами из древнегреческой и римской мифологии,
картинами охоты. В СССР на них
помещали достижения народного хозяйства, серп и молот, рабочих, технику.
-
Обширную информацию о нашей стране можно получить из названий артелей, заводов.
Очень интересно было собирать факты о местах, где дверцы были обнаружены,
расшифровывать аббревиатуры и сокращения. Для меня печная дверца - это открытие
забытых страниц истории нашего государства, - пишет Павел Николаевич.
Чтобы
привести дверцу, которая много лет служила людям, в хорошее состояние, Павел Николаевич выступает в роли
реставратора: он очищает изделия от сажи, ржавчины, краски, пыли, обезжиривает,
покрывает машинным маслом. Этот многочасовой кропотливый труд оплачивается
сторицей: после очистки от наслоений Габышев первым видит удивительные и тонкие
работы литейщиков, которые и сейчас восхищают утончённостью мастерства. Одна из
примечательных особенностей коллекции в том, что Павел Николаевич собирает
дверцы с рамами. Рамы не несут художественной ценности, но демонстрируют
чугунный ансамбль целиком, таким его задумали создатели, таким долгое время
пользовались люди. Рама и дверца могут весить от двух до четырёх килограммов.
Андрей
Анатольевич Бауэр пояснил, что печные дверцы с занятными сюжетами выпускались
массовыми тиражами, их могли купить и крестьяне со средним доходом. Однако,
есть в коллекции изделия, которые могли себе позволить только состоятельные
люди. Например, дверца мальцовского завода в Людинове с изображением греческой
богини Геры. На чугунном барельефе Гера изображена в пол-оборота, одной рукой
она опирается на причудливый кубок, видимо, с любимым напитком богов - амброзией, а в другой руке держит лавровый венок.
Поражает проработка мельчайших деталей - складок одежды, ремешков сандалий,
узоров на кубке.
Ещё
на одной примечательной дверце изображён римский император Константин Великий,
который правит квадригой. В руках у правителя крест. На дверце есть клеймо
мастера по фамилии Фандеев.
На
дверце Дубинского завода купцов Мосоловых - сцена из немецкого фольклора:
молодой охотник играет на струнном щипковом инструменте. Музыкант сидит на
скамье, его игру слушают дамы и маленькая охотничья собака. На небольшой
картине, выполненной в чугуне, можно увидеть дополнительные детали - чугуны,
сковороды, половники.
Множество
дверец украшено сложными орнаментами, вензелями и узорами, на некоторых мастер
изобразил пасторальные сюжеты, например, пастушка, играющего на дудочке.
Присутствуют
на выставке и изделия Песоченских заводов. Например, печная дверца,
датированная 1894 годом, декорирована минималистичным узором; печная заслонка с
клеймом П.З.М. - песоченский завод Мальцова и порядковым номером изделия - 1.
Рассматривать
необычные экспонаты, замечать детали - настоящее культурное приключение. К тому
же посетителям выставки разрешается брать в руки понравившиеся дверцы, чтобы
понять монументальность проделанной мастерами работы.
- В
нынешней Калужской области на период второй половины XIX века действовало не
менее 30 чугунолитейных заводов. Большинство из них давно исчезли. И печные
дверцы, произведённые на этих предприятиях, - редкие исторические документы
эпохи, выполненные в чугунном литье, - считает Андрей Анатольевич Бауэр.
Павел
Николаевич Габышев - один из крупнейших частных коллекционеров печного литья в
России. Жители и гости Боровска, где проживает исследователь, могут посмотреть
всю коллекцию - она размещена на территории его усадьбы и доступна для
посетителей. А у кировчан есть возможность увидеть часть уникального собрания,
оценить работы старых мастеров и прикоснуться к истории.
Выставка
"Чародеи чугуна" будет работать до конца ноября.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
Фото автора.