Сегодня: суббота 21 июля 2018 г.

Рождественское послание архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана

№№ 3-4 12 января 2016 г.

досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной церкви в пределах Песоченской епархии


Поздравляю всех жителей Песоченской епархии с долгожданным и радостным праздником Рождества Христова!

Почему же Православная Церковь так торжественно отмечает это историческое событие? Что дало миру Рождество Христово? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, чем и как жило человечество до пришествия на землю Спасителя.

После изгнания из рая люди постепенно стали забывать о Боге, о Его заповедях, о райском блаженстве. Забывая, все больше удалялись от Него, живя по страстям и стихиям грешного мира, погружаясь во тьму языческих заблуждений.

К моменту пришествия Спасителя на земле установился несправедливый рабовладельческий строй. Рабы, страдавшие от жестокости своих хозяев, непосильного труда и скудости, являлись всего лишь вещью, инструментом, полезным и нужным в хозяйстве. «Что касается права граждан, то рабы считаются ничем», - гласило Римское законодательство. Господин мог поступать с ними, как пожелает, не неся при этом никакой ответственности. Известный древнеримский политический деятельЦицеро́н писал: «Рабство - тягчайшее из всех испытаний».

Роскошь, в которой жила аристократия, не приносила ей счастья и не спасала от уныния, скуки, разочарований, бесцельности бытия и пресыщенности однообразными развлечениями. Жизнь потеряла смысл и для рабов, и для господ. Это заставляло умнейших людей эпохи размышлять о том, как изменить существующее положение вещей и вернуть человечеству смысл жизни, обратив сердца к Богу. Однако решение не приходило. Они ожидали помощи свыше. Известный языческий философ Платон говорил: «Не быть на земле порядку, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу».

Лишь искатели правды Божией ждали Спасителя погибающего человечества. Для них и воплотился на земле Христос! Они, услышав благую весть о Рождестве Спасителя мира, восприняли её с великой радостью всем своим сердцем. Но таких людей никогда не было много. Большинство не заметило Его пришествия вовсе, а некоторые возненавидели, стремясь погубить.

Как было две тысячи лет назад, так происходит и сейчас. Далеко не всех людей волнует вопрос о смысле жизни, о долге пред Богом и ближним. Большинство озабочено решением своих сиюминутных материальных проблем. Их кругозор ограничен вопросами личного благополучия.

О подобных людях писал ещё древнегреческий поэт Гомер, живший за несколько веков до Рождества Христова. В его эпической поэме «Одиссея» есть такой сюжет. Во время путешествия Одиссей попал на остров, где жила волшебница Цирцея. Она превратила его спутников в свиней, чем Одиссей был сильно возмущен. Он требовал немедленно вернуть им человеческий образ. На что она ответила: «Одиссей, посмотри, как им хорошо! Они чистые, сытые, довольные, и им ничего больше не надо. Зачем им становиться людьми? Это значит, снова изнурительный труд, смертельные опасности утомительного путешествия, борьба за жизнь, голод, скорби, страх грядущих бедствий. Не лучше ли им ничего не знать и жить сытой и спокойной жизнью?».

Гомер образно показал идеал жизни большой части современного общества. Таких людей не интересует то, что не даёт материальных благ и удовольствий. Поиск истины, проблема смысла человеческой жизни на земле или вопрос бытия Божия для них не существует. Таким людям не интересна ни жизнь Христа, ни его учение, так как оно не приносит прибыли и не способствует комфортной жизни.

«Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф. 11,12). Следовательно, Христос призывает нас к труду, к борьбе со своим «ветхим человеком». Значит, мы должны бороться с греховными наклонностями и страстями, такими как осуждение, сребролюбие, гордость, тщеславие и пр. Да, это постоянная борьба и усилие над собой, но награда за сей труд бесценна – вечное спасение. «Без труда человек спастись не может» - свидетельствует прп. Варсонофий Великий.

Для искателей смысла человеческого бытия Рождество Христово - великий и радостный праздник. Мало того, уже здесь, на земле, такие искатели Царствия Небесного и победители «ветхого человека» переживают предначатки будущего блаженства. Вокруг них разливается особая атмосфера любви и согласия. И если таких людей много, то мир и благополучие царит в семьях, селах, городах и странах. Благочестивая жизнь исправляет людские пороки, принося любовь и радость уже здесь, на земле. Следовательно, именно благочестие, а не что-то иное является прочным и непоколебимым фундаментом благоденствия, то есть благополучия народа и государства в целом.

Святой провидец прав. Иоанн Кронштадтский писал: «Если бы Россия всегда строго держалась благочестия, если бы русские все были крепко преданы вере своей и Церкви Православной, ее величие и благоденствие возрастали бы из года в год и мира её не было бы предела». Эти слова одного из авторитетнейших людей Церкви, бесспорного чудотворца и прозорливца имеют неопровержимые подтверждения. Если мы взглянем на историю любого народа, то увидим, что он был особенно силен, богат и славен тогда, когда был благочестив. Но как только забывал Бога и впадал в глубину порока и неверия, тогда становился беден, слаб и бесчестен. Если так было, так есть, значит, так будет и в дальнейшем, поскольку прошлое ручается за будущее.

По мнению ряда исследователей, благодаря христианству пал рабовладельческий строй. Пал не в силу восстания рабов, подобного восстанию Спартака, не в результате революции, не по причине борьбы против несправедливости существующего строя, а исчез сам по себе потому, что отношения между людьми под влиянием христианства изменились коренным образом.

В одном из своих посланий апостол Павел писал своему духовному чаду Филимону, чтобы он принял сильно провинившегося беглого раба. И не просто принял, не наказывая, а принял, как «брата возлюбленного». Бесправного беглого раба, которого могли предать мучительной смерти за ничтожный проступок, христианин обязан принять, как брата возлюбленного. Почему? Ведя непрестанную борьбу со своими греховными наклонностями и, побеждая их, христианин приобретает любовь. «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, всё покрывает, всё переносит» (1Кор.13, 4-7). Страсти человеческие породили бесчеловечный рабовладельческий строй. Добродетели христианские его победили. Значит, страсти являются тем злом, которое порождает вначале духовное, а затем и социальное рабство. Они извращают всё, и даже самое доброе и полезное делают своим инструментом.

Ни Христос, ни апостолы не боролись против социальной несправедливости. Они призывали людей взглянуть на себя, увидеть и победить в себе греховные страсти и желания. Поскольку никакие внешние свободы и самые совершенные законы не принесут людям ни добра, ни радости, ни на земле, ни на небе. Мир с его многочисленными соблазнами предлагает широкий путь, ведущий в вечную муку. Христос предлагает узкий путь, ведущий к вечному блаженству. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Мф.7,13.14).

От нас зависит, какой путь мы изберём. Будем ли мы в числе тех людей, которые гнали Христа, окажемся ли среди тех, кто не заметил Его пришествия, войдем ли в вифлеемскую пещеру вместе с благочестивыми мудрецами востока и богобоязненными пастырями или же встретим Его в храме вместе с праведным Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.

Христос учит: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё (всё необходимое для земной жизни)приложится вам» (Мф.6,33) Если Бог увидит, что мы ревностно ищем великого - Царства Его, то Он, конечно, будет заботиться и о малом, о наших материальных нуждах. И великое получим, и малое приложится нам. Выбор за нами, так как каждому из нас Бог дал волю и свободу выбора.

От всего сердца поздравляю Вас с Рождеством Христовым и желаю, чтобы все мы оказались в числе праведных людей, последовавших стопам Иисуса Христа, ставших Его друзьями и наследниками Царствия Небесного! Аминь!