Сегодня: Среда 21 Октябрь 2020 г.

Надо воспитывать не лидеров, а героев

№№86-87 28 Июль 2017 г.

(Продолжение. Начало в №№80-81, 82, 83-84, 85)

Это уже будет маленькая победа над собой, а из таких малых достижений каждого складываются большие победы народа.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Грех совершённый отразится на судьбе всего мира». Значит, преодолевая в себе зло, помогая ближнему, делаем благо для всего мира. Если грех калечит, убивает и разрушает, то добродетель очищает, лечит и воскрешает. Когда будем стараться даже в малом совершать добро, то от малого удобно перейдем к большому. Неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16: 10). И наоборот, верный в малом будет верен и в великом. Наша общая борьба с грехом способна изменить жизнь всего мира в лучшую сторону.


Вернуться к воспитанию героев и святых


– В чем заключаются главные изъяны современного воспитания?

– У нас сейчас воспитывают лидеров. С одной стороны, это хорошо. Лидер может показать пример, повести за собой людей. Но, с другой стороны, лидером может быть один, а как быть, если каждый желает? Начинается борьба не за успех дела, а первенство. Это порождает конфликты. Количество конфликтов будет расти, если будем и дальше зацикливаться на пестовании лидеров. Успех дела мало их интересует. Для лидера более важно завоевать и сохранить свое положение. И для других претендентов на лидерство дело уже не есть главное, важнее подняться по иерархической лестнице, а еще лучше – занять первое место. Лидер стремится победить конкурентов. Разве лидер будет заботиться о слабых? Конечно, нет. Зачем ему это надо? Отстающий может его догнать, а может и перегнать. Это не в его интересах. Принцип лидерства – победа и господство над другими.

До революции воспитывали христианина, для которого главное было проявить любовь к Богу и ближнему вплоть до самопожертвования за други своя (см.: Ин. 15: 13).

– По сути в идеале воспитывали святого, причем не отрицая героических и даже лидерских качеств. Примечательно рассуждение Екатерины II при наречении внука – будущего императора Александра I: «Вы говорите, – писала она барону Ф.М. Гримму, – что ему предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому). Вы, по-видимому, не знаете, что наш святой был героем. Он был мужественным воином, твердым правителем и ловким политиком и превосходил всех остальных удельных князей, своих современников… Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю – святости или героизма».

– Да, если обстоятельства того требуют, герой может и возглавить движение или дело, но при этом всегда будет думать не только о себе, но и о других. Будет стремиться помочь отстающему для быстрейшего достижения общей цели. Просто святые такой целью полагали не посюсторонние достижения, а всеобщее, насколько это возможно, спасение в вечности.

– Только исходя из этой цели, кстати, и можно понять подвиг святого царя Николая, как и его венценосного сродника Александра I, ставшего героем-военачальником, выигравшим войну 1812 года, а потом инсценировавшего свою смерть и ныне, уже известно, прославленного в лике святых как томский старец Федор Кузьмич.

– Но даже то, как обстояло дело с воспитанием еще в советские годы, было не так печально, как сейчас. Тогда воспитывали героев, для которых важен успех дела, а место собственной персоны в нем было уже второстепенно.

Герои всегда думают об общем деле, а не о своем месте в нем. Лидера волнует не успех дела, а первенство

– Да, а сейчас растят лидера-эгоиста. Как говорят афониты, грех – свойство человека, а эгоизм – диавола[7].

– Я считаю, для начала надо вернуться к тому, чтобы воспитывать не лидера, а героя, который думает не о своем личном продвижении, а о пользе дела. Воспитывать же самовлюбленных эгоистов – это ошибочный подход, который, к сожалению, сегодня широко распространен. А вот если бы мы воспитывали героев, а не лидеров, то наше общество становилось бы более жизнеспособным. Потому что герои всегда думают об общем деле, а не о своем месте в нем. Как говорили в СССР: «В первую очередь думай о Родине, а потом о себе». Если наша Родина будет преуспевать, то и мы будем счастливы.

– Каковы качества настоящего героя?

– Что делают герои? Они жертвуют своим успехом ради успеха общего дела. Принцип героя – товарищеская помощь слабому ради совместного успеха. Герой всегда учил, помогая другим, не жалея ни своего времени, ни даже жизни ради победы. Именно поэтому наши воины закрывали своим телом амбразуры. Например, Александр Матросов. Он пожертвовал собой, чтобы задача, которая стояла перед ротой, была выполнена. А лидер бы стал раздумывать: «Я же погибну… Я лидером перестану быть… Зачем мне это нужно?»

Александр Матросов, – звание Героя Советского Союза присвоено посмертно

Кстати, ни один гитлеровец таких подвигов во Вторую мировую войну не совершал. Только наши. Таких подвигов было совершено в годы войны более 300. Первым отважился на такое политработник Александр Панкратов под Новгородом 24 августа 1941 года. Бой тогда шел за Кириллов монастырь близь Волхова. Чтобы спасти наших солдат, дать им возможность подняться в атаку, он накрыл своим телом немецкий пулемет. Сейчас порой с пренебрежением высказываются о политработниках. А вот он – пример героизма!

Также и про войска НКВД чего только не говорят. А они тоже воевали и проливали кровь. Солдаты дивизий НКВД героически сражались под Одессой, Киевом и Москвой и многие гибли. Около 300 воинов внутренних войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Некоторые посмертно. Это мы также должны знать и не умалчивать об этом.

Много было явлено образцов чисто христианской любви. Жертвуя своей жизнью, Александр Панкратов спасал жизни других. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

– Русский мыслитель Иван Александрович Ильин писал об истинной одухотворенной любви, которой открыто, что «доблестная смерть всегда лучше позорной жизни» и что «каждый̆ человек определяет себя перед лицом Божиим именно тем моментом, который заставляет его предпочесть смерть». Тогда получается, что для многих героев Великой Отечественной войны их подвиг мог стать Крещением кровью, а сама война – спасительной для души…

– Под Сталинградом капеллан итальянской армии, союзной немцам, в своем дневнике сделал такую запись: «Отвергнутый Бог творит Свое правосудие… Россияне искупали свое отступничество, немцы – свое, а итальянцы – свое».


Беседовала Ольга Орлова.
(Продолжение в следующем номере)