Сегодня: Среда 21 Октябрь 2020 г.

Невидимые проблемы застенчивых детей

№88 1 Август 2017 г.

Очень часто родители просят детей рассказать стихотворение или исполнить песенку для своих друзей или малознакомых родственников. Одни малыши охотно выполняют просьбу родителей, а другие, с испуганными глазами, стремятся поскорее спрятаться за мамину спину. В присутствии незнакомых людей некоторые дети испытывают страх, неуверенность, желание «испариться» или пропасть. Все дружно называют таких детей застенчивыми. А мама ребенка, возможно, и не догадывается, что у ребенка есть трудности в общении с взрослыми и детьми.

Застенчивость - это желание ребёнка оставаться в тени, быть незамеченным. Застенчивые дети выглядят очень похоже друг на друга: опущенные голова и плечи, тихо и мало говорят, испытывают затруднения, отвечая на несложные вопросы. Застенчивый ребенок почти никогда не смотрит в глаза собеседника - его взгляд устремлен в пол, в сторону, в потолок. Иногда дети готовы спрятаться куда угодно, лишь бы их не трогали.

Застенчивых детей в детском саду «не видно» в группе. Они послушны, всегда выполняют просьбы воспитателей, но ими руководят наиболее активные сверстники. Взрослые считают таких детей хорошо воспитанными. А ребёнок? Он боится всего, что ему незнакомо, краснеет, отказывается от общения со сверстниками, и ничего не может делать в присутствии незнакомых взрослых, заикается, часто задумывается, плачет. Застенчивый дошкольник боится даже играть, попросить игрушку, подойти к сверстникам. Во время занятий такие дети испытывают стресс, потому что ему приходится, делать то, чего он не умеет или боится. Им не хочется выглядеть глупыми или смешными, попросить помощи воспитателя. Они не любят когда другие дети шумно играют, им не нравится быть в центре внимания, они с удовольствием бы сидели дома со своими родными.

Если думаете, что застенчивый ребенок не стремится к общению - то Вы ошибаетесь! Наоборот, он ищет общения, но боится, что ему откажут в этом общении, от того что он очень напряжен. Застенчивые дети добрые, позитивно относятся к окружающим сверстникам, но самостоятельно на контакт не идут из-за низкой самооценки и неуверенности в себе.

Дети остро чувствуют свои проблемы в общении и поэтому часто испытывают комплексы. А свои достоинства они просто не замечают, поэтому болезненно реагируют на замечания и считают себя хуже других детей. Такие дети безынициативны и в определенный момент не способны себя защитить. Если не обращать внимания на застенчивость ребёнка, то в дальнейшем могут возникнуть огромные проблемы.

Как повлиять на то, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно и раскрепощено в социуме? Задача родителей и педагогов – оказать помощь ребёнку в преодолении застенчивости и развить у него желание общаться.

Для начала необходимо разобраться в причинах застенчивости. Хочу Вас обрадовать, застенчивость не связана с умственными способностями детей. Застенчивыми не рождаются, ими становятся! Почему?

Мы часто одергиваем ребенка фразой: «Не бери!», «Не трогай!», «Я сама!» и тем самым гасим его самостоятельность. А ведь если постоянно требовать от ребенка-дошкольника идеального послушания, то потом нельзя упрекать его в безынициативности.

Не последнюю роль играет семья. Если родители «бояться людей», то ребенок вырастет тоже замкнутым. Если все дети катаются на велосипедах и играют в футбол, а вашему ребенку нельзя кататься «чтобы не сбили » или «можно сломать ногу-руку», то, конечно же, у ребенка не будет никаких коммуникативных навыков.

Уважаемые взрослые, пересильте свой страх за «дитятко» и разрешите ему кататься на велосипеде, общаться с детьми, приводить друзей в гости.

Бывает, что застенчивость ребенка - результат пережитого в жизни стресса: переезд, перевод в другую группу детского сада, нежелание сверстников общаться. Побеседуйте с ребенком, успокойте его и помогите в преодолении застенчивости.

Старайтесь не называть ребенка робким или застенчивым, иначе Вы навесите на него ярлык «тихони», а это заставит его вести себя соответствующим образом.

Чаще говорите ребенку, как сильно Вы его любите, понимаете и что он может рассчитывать на Вас и Вашу помощь. Если видите, что ребенок боится чего-то, скажите, что иногда тоже боитесь выступить на совещании. Это поможет ребёнку открыться и обсудить с Вами свои проблемы.

Играйте дома в шумные игры, пусть ребенок бегает, прыгает и топочет! Игры способствуют раскрепощению ребёнка. Главное, чтобы «тихоня» научился демонстрировать свои эмоции, а это поможет ему в совместных играх со сверстниками.

При разговоре с ребенком смотрите в глаза друг друга. Расскажите о своем общении с подругами, как много интересного можно сделать и узнать во время знакомства с другими людьми.

Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры, разыгрывая сцены знакомства, используя любимые игрушки детей. Разговаривая с игрушками, ребенок научится реально знакомиться и беседовать со сверстниками.

Отмечайте на «Доске достижений» звездочками каждую маленькую победу ребенка. Например: рассказал стихотворение на утреннике в детском саду, познакомился с новым мальчиком на детской площадке.

Давайте ребенку посильные поручения - узнать у соседки время, купить хлеб в магазине.

Угощайте друзей ребенка конфетами, учите делать маленькие презенты сверстникам в виде рисунков, наклеек и т.п. Это поможет почувствовать себя нужным и расположит детей к вашему ребенку.

Помните, что каждое коммуникативное общение ребенка-дошкольника должно награждаться. Не забывайте подбадривать малыша и говорить о том, что Вы верите в его успех!

Татьяна Даринская, ст. воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка»