(Продолжение. Начало в №№80-81,82, 83-84,85,86-87)
Для героев цель не своя слава, а общее
благо. Помните, как Патриарх Тихон говорил: «Пусть погибнет имя мое в истории,
лишь бы Церкви была польза»?
Александр Иванович Покрышкин, – трижды
Герой Советского Союза
А вспомним нашего летчика-аса Александра
Ивановича Покрышкина. Его успех и даже жизнь во многом зависела от ведомого
летчика. Но сбивал самолеты он, а ведомый только обеспечивал его безопасность.
А Александр Иванович некоторые победы отдавал ведомому, потому что за победы
награждали и платили деньги. За один сбитый самолет – тысячу рублей. Иногда он
даже специально сам подводил ведомого, чтобы тот сбил самолет. Своими
тактическими находками он охотно делился, и его опыт быстро распространялся в
войсках. И многие асы считали себя его учениками. Если бы А.И. Покрышкин не
обучал других летчиков, у нас, возможно, не было бы трижды героя СССР Ивана
Никитовича Кожедуба, который считал себя учеником А.И. Покрышкина; дважды
героев СССР Григория Андреевича Речкалова, который сбил 65 самолетов
противника, и Александра Федоровича Клубова, который входил в десятку лучших
летчиков-истребителей Второй мировой войны, и многих других.
Точно так же, если бы наш знаменитый
снайпер Василий Григорьевич Зайцев не делился своими тактическими находками, у
нас не было бы плеяды знаменитых снайперов. Он написал два учебника для
снайперов. Разработал прием снайперской охоты, когда три пары (стрелок и
наблюдатель) перекрывали зону обстрела, из которой невозможно было никому выйти
живым. За два месяца под Сталинградом он с товарищами уничтожил более 6000
солдат и офицеров противника, в том числе и немецкого суперснайпера майора
Кёнига. И, возможно, если бы наши герои не делились своим опытом, не было бы
нашей Великой Победы, которая складывалась из малых побед героев и их учеников.
Другой бы сказал: «Зачем же я буду делиться?» А настоящий герой не боится
отдавать. Он не в себе полагает источник побед.
По стаду и пастух, по ватаге и атаман
– Раньше вообще всю славу Богу
возвращали: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113: 9).
Эта строчка псалма была выгравирована и на медалях за войну 1812 года. В
качестве воздаяния славы Богу за победу над Наполеоном также был построен и
первый храм Христа Спасителя. Когда он был взорван в 1931 году, именно в это
время в Германии решался вопрос о приходе Гитлера к власти…
– Да, Гитлер в качестве бича Божиего был
попущен стране за богоотступничество.
Мы все единый русский народ. А
разногласия – это искушения, которые мы должны сообща преодолеть
– Так же, как и наши правители-тираны XX
века? У нас до сих пор общество дробиться из-за разницы в восприятии недавнего
советского прошлого…
– Мы все единый русский народ. От нашего
единства зависит наше настоящее и будущее. Мы можем быть друг с другом не
согласны в оценке политических деятелей, ситуации в стране и т.д., но это не
должно разделять нас. Мы должны понять, что есть нечто более важное – наше
единство. Преподобный Викентий Лиринский говорил: «В главном единство, во
второстепенном – свобода, и над всем – любовь». А разногласия – это, считаю,
искушения, которые мы должны сообща преодолеть.
– А как преодолеть?
– Любовью. Мы можем симпатизировать
разным политическим лидерам, болеть за разные спортивные клубы или команды, но
это не должно мешать нашим добрым взаимоотношениям. У любого политического
деятеля есть и плюсы, и минусы, как и у любого человека: у вас, у меня, у тех,
кто спорит, или у тех, кто категорически не согласен или всецело «за».
Смиренный всегда тих и мирен, он с терпением несет немощи окружающих, любовью
покрывая их недостатки, – вот к чему надо стремиться. Два разбойника одесную и
ошуюю Креста Спасителя – это образ всего человечества. Вся разница в том, что
один смирился, покаялся, признал свою вину и сказал, что мы достойное по делам
своим приемлем (ср.: Лк. 23: 41), а другой не покаялся.
– Отец Валериан Кречетов говорит: сейчас у него есть уже достоверные сведения о том, что его духовник старец протоиерей Сергий Орлов (в постриге иеромонах Серафим) причащал Сталина в какие-то последние годы, незадолго до смерти.
– Русская пословица гласит: «По стаду и
пастух, по ватаге и атаман».
Часто можно слышать: Сталин – тиран. Да,
были у него негативные стороны. Значит, мы заработали такого правителя. Мы его
ругаем, а себя нет. Так же и сейчас: недовольны то одним руководителем, то
другим. А на себя посмотрели? Исправления надо начинать с самого себя. А падшая
человеческая природа толкает нас к суду над другими.
Вавилонский царь Навуходоносор, который
разрушил Иерусалим, сравняв его с землей, отвел в плен еврейский народ, многих
из них убив, ограбил единственный тогда на земле Храм Божий, в Библии назван не
больше не меньше как рабом Божиим (см.: Иер. 25: 9). Это как? Раб исполняет
волю своего господина, значит, и этот агрессор исполнил волю Божию. Значит, и
наши обидчики исполняют волю Божию. К сожалению, мы не всегда осознаём это и
ропщем, подобно распятому ошуюю разбойнику, раздражая Бога, теряя свою награду
за посланное нам искушение, которое мы должны с терпением, без ропота перенести
и этим сделать шаг к Богу.
Кто определяет меру царей?
– Что сегодня способствует, а что,
наоборот, препятствует консолидации нашего общества?
– Разделяет всегда грех. Святые были
мирны и едины. Они были довольны тем, что имели. Хоть и говорят про якобы
«спор», например, святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, но между ними
самими, я уверен, не было никакого раздора. Каждый высказал свою позицию и сам
жил в соответствие с ней, а друг другу они уступали, честью больше друг друга
творили (см.: Фил. 2: 3). Спор – это когда кто-то пытается доказать свою
правоту, встав над кем-то, указать другому: «Я прав!» Это та самая борьба за
первенство, за лидерство. У святых этого и в помине не было. Святителя Игнатия
при изучении святых отцов всегда поражало как раз прежде всего их царственное
согласие. В философии каждый философ считает, что именно он нашел истину, хотя
философов много, а Истина одна. Философы могут спорить, а святые нет. Поэтому и
разнообразие позиций указанных святых нельзя назвать спором.
– Вы в своем докладе подчеркнули, что
потом даже реформы Екатерины II не смогли разорить уклад и традиции скита,
основанного преподобным Нилом Сорским на реке Сурке. Чего все-таки не скажешь о
последователях позиции святого Иосифа Волоцкого…
– Да, в этом проявилась сила следования
примеру, образу жизни святых отцов. Некоторые ученики святого Иосифа Волоцкого
и приходили к святому Нилу Сорскому, совершенно органично становясь его
учениками. Если бы их учителя были врагами, то и ученики бы рассуждали так:
«Идти к врагу моего учителя? Никогда!» Но образ жизни и подвигов сделали скит
преподобного Нила Сорского более прочным к внешним переменам.
– Позиции этих святых различались в
вопросе стяжания/нестяжания. Кстати, в соответствии с позицией святого Иосифа
Волоцкого у той же Вологодской епархии были бы средства на содержание
просветительского духовного центра на родине святителя Игнатия, что и для
общества в целом было бы благом. Почему именно имущественное расслоение сегодня
часто называют одним из определяющих факторов разделения современного
российского общества?
– Это всего лишь повод. Какой вопрос ни
возьми: территориальный, национальный, материальный, – это только поводы
посеять и выказать злобу и вражду. Врагу рода человеческого надо разделять
людей, чтобы властвовать над ними. Грех, гнездящийся в каждом из нас, – вот
главная причина разделений.
– Про действие «тайны беззакония»
святитель Игнатий еще даже до того, как был взят из среды удерживающий теперь
(2 Фес. 2: 7) – каковым, по многим толкованиям, является православный царь, –
писал: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную
пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись
остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам – и этого
с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности
избегнуть влияния его»…
– Надо посмотреть, кому были адресованы
эти слова святителя.
– Всем читателям – так он обращается к
ним в заключении своего Отечника. Что сегодня требуется от христиан: указанная
святителем интровертность или противодействие тем подчас чудовищным подменам,
которые иными могут превозноситься как образцы современного искусства или
достижения в правах и свободах?
– В акафисте святителю Николаю, епископу
Мирликийскому, чьи мощи сейчас привезены в нашу страну, есть такие слова:
«Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину, отче наш Николае:
молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси,
богомыслием же разум совершен стяжал еси» (Кондак 10). Так он в пустыне, в
борьбе с помыслами подготовил себя к служению людям. Пахомий Великий о
новоначальных иноках говорил: «Это молодые растения, не достигшие еще той меры,
чтобы служить другим». Каждому духовному возрасту свой подвиг и свое дело.
Мы знаем, что люди высокого духовного
уровня совершали смелые поступки, обличая других, по совету преподобного
Феодосия Печерского: «Нам подобает обличать и говорить то, что спасительно для
души». Они предпринимали весьма решительные действия, когда того требовали
обстоятельства. Достаточно вспомнить Ивана Грозного, который потопил в крови
Новгород и пришел в Псков, чтобы и там устроить то же самое. А тут ему навстречу
выходит псковский юродивый Никола, который спас город тем, что, грозно
обратившись к Грозному царю, сказал: если он не уйдет отсюда, то сдохнет так
же, как сдохла его любимая лошадь, – и тут же царю сообщили, что его любимая
лошадь пала. Иван Грозный не дерзнул причинить какого-либо зла псковичам.
Каждому своя мера.
С архиепископом Максимилианом
(Лазаренко)
беседовала Ольга Орлова
14 июня 2017 г.