Сегодня: Воскресенье 25 Октябрь 2020 г.

Надо воспитывать не лидеров, а героев

№88 1 Август 2017 г.

(Продолжение. Начало в №№80-81,82, 83-84,85,86-87)

Для героев цель не своя слава, а общее благо. Помните, как Патриарх Тихон говорил: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза»?

Александр Иванович Покрышкин, – трижды Герой Советского Союза

А вспомним нашего летчика-аса Александра Ивановича Покрышкина. Его успех и даже жизнь во многом зависела от ведомого летчика. Но сбивал самолеты он, а ведомый только обеспечивал его безопасность. А Александр Иванович некоторые победы отдавал ведомому, потому что за победы награждали и платили деньги. За один сбитый самолет – тысячу рублей. Иногда он даже специально сам подводил ведомого, чтобы тот сбил самолет. Своими тактическими находками он охотно делился, и его опыт быстро распространялся в войсках. И многие асы считали себя его учениками. Если бы А.И. Покрышкин не обучал других летчиков, у нас, возможно, не было бы трижды героя СССР Ивана Никитовича Кожедуба, который считал себя учеником А.И. Покрышкина; дважды героев СССР Григория Андреевича Речкалова, который сбил 65 самолетов противника, и Александра Федоровича Клубова, который входил в десятку лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, и многих других.

Точно так же, если бы наш знаменитый снайпер Василий Григорьевич Зайцев не делился своими тактическими находками, у нас не было бы плеяды знаменитых снайперов. Он написал два учебника для снайперов. Разработал прием снайперской охоты, когда три пары (стрелок и наблюдатель) перекрывали зону обстрела, из которой невозможно было никому выйти живым. За два месяца под Сталинградом он с товарищами уничтожил более 6000 солдат и офицеров противника, в том числе и немецкого суперснайпера майора Кёнига. И, возможно, если бы наши герои не делились своим опытом, не было бы нашей Великой Победы, которая складывалась из малых побед героев и их учеников. Другой бы сказал: «Зачем же я буду делиться?» А настоящий герой не боится отдавать. Он не в себе полагает источник побед.

По стаду и пастух, по ватаге и атаман

– Раньше вообще всю славу Богу возвращали: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113: 9). Эта строчка псалма была выгравирована и на медалях за войну 1812 года. В качестве воздаяния славы Богу за победу над Наполеоном также был построен и первый храм Христа Спасителя. Когда он был взорван в 1931 году, именно в это время в Германии решался вопрос о приходе Гитлера к власти…

– Да, Гитлер в качестве бича Божиего был попущен стране за богоотступничество.

Мы все единый русский народ. А разногласия – это искушения, которые мы должны сообща преодолеть

– Так же, как и наши правители-тираны XX века? У нас до сих пор общество дробиться из-за разницы в восприятии недавнего советского прошлого…

– Мы все единый русский народ. От нашего единства зависит наше настоящее и будущее. Мы можем быть друг с другом не согласны в оценке политических деятелей, ситуации в стране и т.д., но это не должно разделять нас. Мы должны понять, что есть нечто более важное – наше единство. Преподобный Викентий Лиринский говорил: «В главном единство, во второстепенном – свобода, и над всем – любовь». А разногласия – это, считаю, искушения, которые мы должны сообща преодолеть.

– А как преодолеть?

– Любовью. Мы можем симпатизировать разным политическим лидерам, болеть за разные спортивные клубы или команды, но это не должно мешать нашим добрым взаимоотношениям. У любого политического деятеля есть и плюсы, и минусы, как и у любого человека: у вас, у меня, у тех, кто спорит, или у тех, кто категорически не согласен или всецело «за». Смиренный всегда тих и мирен, он с терпением несет немощи окружающих, любовью покрывая их недостатки, – вот к чему надо стремиться. Два разбойника одесную и ошуюю Креста Спасителя – это образ всего человечества. Вся разница в том, что один смирился, покаялся, признал свою вину и сказал, что мы достойное по делам своим приемлем (ср.: Лк. 23: 41), а другой не покаялся.

– Отец Валериан Кречетов говорит: сейчас у него есть уже достоверные сведения о том, что его духовник старец протоиерей Сергий Орлов (в постриге иеромонах Серафим) причащал Сталина в какие-то последние годы, незадолго до смерти.

– Русская пословица гласит: «По стаду и пастух, по ватаге и атаман».

Часто можно слышать: Сталин – тиран. Да, были у него негативные стороны. Значит, мы заработали такого правителя. Мы его ругаем, а себя нет. Так же и сейчас: недовольны то одним руководителем, то другим. А на себя посмотрели? Исправления надо начинать с самого себя. А падшая человеческая природа толкает нас к суду над другими.

Вавилонский царь Навуходоносор, который разрушил Иерусалим, сравняв его с землей, отвел в плен еврейский народ, многих из них убив, ограбил единственный тогда на земле Храм Божий, в Библии назван не больше не меньше как рабом Божиим (см.: Иер. 25: 9). Это как? Раб исполняет волю своего господина, значит, и этот агрессор исполнил волю Божию. Значит, и наши обидчики исполняют волю Божию. К сожалению, мы не всегда осознаём это и ропщем, подобно распятому ошуюю разбойнику, раздражая Бога, теряя свою награду за посланное нам искушение, которое мы должны с терпением, без ропота перенести и этим сделать шаг к Богу.

Кто определяет меру царей?

– Что сегодня способствует, а что, наоборот, препятствует консолидации нашего общества?

– Разделяет всегда грех. Святые были мирны и едины. Они были довольны тем, что имели. Хоть и говорят про якобы «спор», например, святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, но между ними самими, я уверен, не было никакого раздора. Каждый высказал свою позицию и сам жил в соответствие с ней, а друг другу они уступали, честью больше друг друга творили (см.: Фил. 2: 3). Спор – это когда кто-то пытается доказать свою правоту, встав над кем-то, указать другому: «Я прав!» Это та самая борьба за первенство, за лидерство. У святых этого и в помине не было. Святителя Игнатия при изучении святых отцов всегда поражало как раз прежде всего их царственное согласие. В философии каждый философ считает, что именно он нашел истину, хотя философов много, а Истина одна. Философы могут спорить, а святые нет. Поэтому и разнообразие позиций указанных святых нельзя назвать спором.

– Вы в своем докладе подчеркнули, что потом даже реформы Екатерины II не смогли разорить уклад и традиции скита, основанного преподобным Нилом Сорским на реке Сурке. Чего все-таки не скажешь о последователях позиции святого Иосифа Волоцкого…

– Да, в этом проявилась сила следования примеру, образу жизни святых отцов. Некоторые ученики святого Иосифа Волоцкого и приходили к святому Нилу Сорскому, совершенно органично становясь его учениками. Если бы их учителя были врагами, то и ученики бы рассуждали так: «Идти к врагу моего учителя? Никогда!» Но образ жизни и подвигов сделали скит преподобного Нила Сорского более прочным к внешним переменам.

– Позиции этих святых различались в вопросе стяжания/нестяжания. Кстати, в соответствии с позицией святого Иосифа Волоцкого у той же Вологодской епархии были бы средства на содержание просветительского духовного центра на родине святителя Игнатия, что и для общества в целом было бы благом. Почему именно имущественное расслоение сегодня часто называют одним из определяющих факторов разделения современного российского общества?

– Это всего лишь повод. Какой вопрос ни возьми: территориальный, национальный, материальный, – это только поводы посеять и выказать злобу и вражду. Врагу рода человеческого надо разделять людей, чтобы властвовать над ними. Грех, гнездящийся в каждом из нас, – вот главная причина разделений.

– Про действие «тайны беззакония» святитель Игнатий еще даже до того, как был взят из среды удерживающий теперь (2 Фес. 2: 7) – каковым, по многим толкованиям, является православный царь, – писал: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам – и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»…

– Надо посмотреть, кому были адресованы эти слова святителя.

– Всем читателям – так он обращается к ним в заключении своего Отечника. Что сегодня требуется от христиан: указанная святителем интровертность или противодействие тем подчас чудовищным подменам, которые иными могут превозноситься как образцы современного искусства или достижения в правах и свободах?

– В акафисте святителю Николаю, епископу Мирликийскому, чьи мощи сейчас привезены в нашу страну, есть такие слова: «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину, отче наш Николае: молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси» (Кондак 10). Так он в пустыне, в борьбе с помыслами подготовил себя к служению людям. Пахомий Великий о новоначальных иноках говорил: «Это молодые растения, не достигшие еще той меры, чтобы служить другим». Каждому духовному возрасту свой подвиг и свое дело.

Мы знаем, что люди высокого духовного уровня совершали смелые поступки, обличая других, по совету преподобного Феодосия Печерского: «Нам подобает обличать и говорить то, что спасительно для души». Они предпринимали весьма решительные действия, когда того требовали обстоятельства. Достаточно вспомнить Ивана Грозного, который потопил в крови Новгород и пришел в Псков, чтобы и там устроить то же самое. А тут ему навстречу выходит псковский юродивый Никола, который спас город тем, что, грозно обратившись к Грозному царю, сказал: если он не уйдет отсюда, то сдохнет так же, как сдохла его любимая лошадь, – и тут же царю сообщили, что его любимая лошадь пала. Иван Грозный не дерзнул причинить какого-либо зла псковичам. Каждому своя мера.

С архиепископом Максимилианом (Лазаренко)

беседовала Ольга Орлова

14 июня 2017 г.