Сегодня: Четверг 18 апреля 2024 г.

Магия живописи Игоря Нестерова

№№34-36 31 марта 2018 г.

Если вас преследуют стрессы, а депрессия ходит по пятам, то самое время сменить обстановку и… заглянуть в городской историко-краеведческий музей, где развернута выставка картин художника-любителя Игоря Нестерова. Путешествуя среди его полотен, начинаешь верить в то, что в каждой из них заключена невидимая, волшебная энергетика автора. Работы художника удивляют, восхищают. Но самое главное впечатление – это ощущение глобального душевного покоя, умиротворения, вселенского равновесия.

И эту загадочную магию живописи Игоря Нестерова ощутили в день открытия выставки многочисленные посетители.

Представил художника заведующий музеем Андрей Бауэр. Он обратил внимание, что пишет Нестеров маслом на холсте. Пейзажные зарисовки – это плод путешествий по России и странам Европы. На картинах можно увидеть Дунай, Волгу, озера Карелии. Автора отличает чёткая графическая манера, которая используется при изображении архитектурных достопримечательностей. Причем, здания предстают объёмными. Отдельная тема в творчестве - натюрморты в народном стиле.

Судя по количеству картин, которые заняли все стены малого зала музея, начинающим художником Нестерова не назовёшь. Действительно, «баловаться» красками он начал еще в детстве. Занимался в изостудии В.Ф.Ивчина, постигая азы графики. После окончания школы №3 получил профессию столяра-краснодеревщика, окончив СГПТУ им.Чурилина с красным дипломом. Впоследствии, после окончания строительного техникума, одно время преподавал в училище.

Воинскую службу проходил в Приаргунском погранотряде на китайской границе. Работал в Калуге на «Гиганте», несколько лет трудился в городе на Неве. Затем вернулся в родной город. В акционерном обществе «Кировский завод» прошел путь от мастера до начальника цеха.

Вполне нормальная биография респектабельного человека, который немало добился в жизни. А причём здесь живопись? Откуда, как и почему уже в зрелом возрасте вдруг заявило о себе детское увлечение? Кто разбудил талант, дремавший где-то делеко, на самом донышке души? Поверьте, иногда вполне взрослые люди ведут себя, как мальчишки.

- Свою первую картину я написал в 1989 году, поспорив с одним художником, что смогу это сделать, - рассказал Игорь Прокофьевич. – Пришёл в музей, купил небольшой этюд, дома «разобрал» его, посмотрел, как крепится полотно, как ложатся мазки. Затем взял полотно, масляные краски и написал картину. Она скромно размещена на стене слева от входа в музей. Несмотря на недостатки, остаётся для меня самой дорогой. Так пришло увлечение живописью. Я стал копировать работы старых мастеров, пробовать себя в разных жанрах.

У меня есть ещё два увлечения – это путешествия и рыбалка, и они вполне совмещаются с живописью. Люблю созерцать и рисовать в тишине.

Свои работы Нестеров нередко дарит друзьям. Одна из них так полюбилась, что пришлось копировать несколько раз. И сегодня друзья откликнулись, согласившись на время снять со стен картины и отдать их в музей на вернисаж. Так что представленная коллекция – наиболее полная.

С особой любовью написан карельский цикл картин. Заметно, что художник отдаёт явное предпочтение голубому цвету. На некоторых картинах водное пространство смыкается с небесным. Строгая северная природа предстаёт в своей первозданной красоте. А вот среди лесного и водного царства, как избушка из сказки, - рыбацкий домик, лодка у причала. Огромные валуны придают неповторимый колорит карельским озерам, от водной глади веет тишиной. Так вот откуда философия покоя в картинах Нестерова! Кажется, что даже время здесь спит. Дремлет и грустный «Остров на Венгели» - символ одиночества.

Чувство сердечной простоты, ностальгии по детским впечатлениям вызывает работа

«Касаясь прохлады». Мы видим речушку и пляж из желтого песка, где купались и загорали в детстве. Похоже на нашу Болву. Тропинка, ныряя среди зеленых холмов, бежит к реке от деревенских домиков. Здесь, у водоёма, веет спасительной прохладой…

«Майская опушка» - лирический пейзаж, наполненный свежим весенним воздухом. Белые березки оделись в свой зеленый наряд и устремились вверх – в небесную синеву. А внизу, на земле, несколько стволов, которые отслужили свой век. Круговорот природы…

Есть в коллекции зимние пейзажи. «Мороз и солнце» - это уже поворот к весне. Проснулась маленькая речушка, а великий художник мороз разукрасил все деревья вокруг густым инеем. Посмотришь на это чудо – и невольно улыбнёшься морозу, солнцу и весне.

Ещё одна линия, просматривающаяся в творчестве художника – необычные архитектурные сооружения. Одна из работ так и называется - «Сказка Лихтенштейна». Средневековый замок вырастает из вершины скалы. Он словно парит над пропастью. Художнику, который выбрал столь необычный ракурс, удалось показать и мощь его стен, и в то же время необыкновенную легкость сооружения в целом. Его причудливые башни и башенки навевают романтические думы, как и то, что расположен он на опушке Венского леса. Замок был построен в ХII веке. И, как ни странно, дважды разрушался османами. Сейчас гнездо рода Лихтенштейн открыто для туристов.

Еще один средневековый замок из серии «Уходящая натура» автор иронично назвал «Домик в деревне». По этой картине школьники могли бы изучать особенности средневековой обороны от врагов. Расположенный на холме, он упирается в небо своими мощными башнями. Стены неприступны, лишь в верхней части узкие окна, похожие на бойницы. Вокруг – открытое пространство, чтобы было видно наступающих. А их путь по всем правилам преграждает река или ров. Замок гордо поглядывает вокруг, но деревья уже взяли его в осаду и начали своё наступление, подбираясь к самым стенам.

Художественная особенность, на которую обратили внимание посетители выставки, - графическое изображение замка, словно перед нами картина в формате 3D. Взгляд невольно отвлекает салатово-желтый английский лужок, отражающий солнце, но таким уж он предстал автору.

По-своему интересны и другие картины художника, изображающие то жемчужины русской архитектуры, то европейские достопримечательности.

Особенным в творчестве Игоря Нестерова предстал натюрморт.

- Мне особенно нравятся работы художника Владимира Стожарова, выполненные в народном стиле, - поделился Игорь Прокофьевич. – И я решил поучиться у мастера натюрморта, выполняя копии, разрабатывая свои идеи.

Мимо натюрмортов Нестерова невозможно пройти. Они буквально завораживают своей сказочностью, скромной простотой и близостью к народным истокам. Возьмём хотя бы название сосуда – братина. Из такого и испить воды всем хватит, и мёда откушать. А вот туеса из березовой коры, крынка с молоком, расшитые рушники, расписанные деревянные ложки. Рядом на стене – представитель уже нашего времени - керосиновая лампа. Множество деталей, которые сливаются в единую гармонию натюрморта.

Есть и современные натюрморты – с цветами, ягодами, с современной посудой. Художнику удается и здесь сохранить равновесие, не переборщив ни с деталями, ни с цветом. Такие натюрморты украсили бы не только столовую, но и современную гостиную, залу, придав им праздничный вид.

Работы художника так вдохновили кировскую поэтессу Надежду Козыреву, что она написала стихотворение, которое тут же и подарила Игорю Нестерову. Высоким стихотворным слогом о творчестве художника говорила член Союза писателей России Нина Бойцова. Выступали друзья, коллеги, поздравляли с открытием выставки родные и близкие. Прозвучало множество добрых советов, восторженных отзывов и, конечно, пожеланий успеха и новых творческих открытий.


Диана СЕМЯНИЩЕВА.