Сегодня: Четверг 2 мая 2024 г.

Неизвестный солдат обрёл имя

№№103-105 7 сентября 2018 г.

Одним из направлений поисковой работы является поиск мест падения самолётов, сбитых во время Великой Отечественной войны. Поисковое движение России в этой связи организовало проект под названием "Небо Родины”, основной задачей которого является поиск новых мест падения сбитых во время войны советских самолётов. Была поставлена задача максимально отработать каждое место падения, выявленное ранее, и найти номерные детали, по которым можно определить тип самолёта и имя погибшего пилота. Мне хочется рассказать об одной удивительной истории поиска самолёта и затем установлении имени погибшего с ним пилота.

Со времени создания в городе Кирове отряда "Поиск”, а это произошло в мае 1988 года, я являлся комиссаром отряда. И с самого начала поисковой работы увлёкся поиском мест падения самолётов. Проводя опрос местного населения, выяснил, что практически у каждого населённого пункта нашего района есть места падения самолётов. Однажды в беседе с водителем Фаянсовской дистанции связи Василием Афанасьевичем Орловым выяснилось, что у станции Иван-Сергиевск, откуда он родом, есть воронка с остатками нашего самолёта, респондент вызвался показать это место. Также из его рассказа я узнал, что в том бою было сбито четыре наших самолёта, три упали в других местах, а один у самой станции.

В выходной день мы вдвоём с Орловым выехали на место падения. Практически у самой железнодорожной линии, примерно в пятидесяти метрах от неё, обнаружили большую воронку с множеством искорёженных металлических частей самолёта вокруг. Итак, место было найдено, теперь нужно его обследовать.

В следующий выходной, с металлоискателем и лопатой, прихожу к воронке. Металлоискатель практически звенит, не переставая. В принципе он там и не нужен, на расстоянии пяти метров от воронки всё устлано железом. Разбитый мотор с гнутыми шатунами, рваные гильзы от авиационных пушек и пулемётов, на донце которых выбит и чётко читается год выпуска - 1943, маленькие и большие куски алюминиевой обшивки. Собрав всё железо в одну кучу, чтобы не мешало поиску, я стал удаляться от воронки в сторону железной дороги. Примерно в 15 метрах от неё нахожу рамку от парашюта и затем застёгнутый карабин с "Д” кольцом; раз стали попадаться детали от парашюта, значит, что пилот наверняка не покинул самолёт. И вскоре удалось найти очень сильно поломанные от взрыва и удара останки погибшего пилота.

Также были найдены на этом месте ножницы, маленькая изогнутая звёздочка с пилотки, циферблат от авиационных часов на 8 дней завода и обгоревшие листочки, размером не больше спичечного коробка, из записной книжки. Вот такая неожиданная находка была сделана в далёком мае 1991 года.

В августе того же года у нас в городе должна была открываться обновлённая площадь Победы с зажжением Вечного огня. И в ответ на обращение руководства города к поисковикам о захоронении неизвестного солдата на площади было предложено захоронить неизвестного пилота. 18 августа 1991 года в торжественной обстановке, с отданием всех воинских почестей, неизвестный воин был захоронен на площади Победы. Время шло, были обследованы новые места падений самолётов. Накапливался опыт ведения поиска по авиации. Работа в Центральном архиве Министерства Обороны в городе Подольске, изучение журналов боевых действий частей, воевавших на территории нашего района, давали знание и понимание хода боевых действий. Стали появляться результаты по установлению имён найденных ранее неизвестных пилотов.

Всё это дало нам уверенность, что нужно вновь обследовать ту воронку у станции Иван-Сергиевск, появилась надежда на обнаружение номерных самолётных деталей, по которым мы сможем установить имя героя.

В октябре 2017 года бойцы поискового отряда "Никто не забыт” выехали на место падения самолёта. Практически всё железо вокруг воронки было вывезено, кое- где под металлоискателем попискивали слабыми сигналами мелкие осколки алюминия. Стали проверять отвалы воронки и саму воронку - надеялись найти части от разбитого мотора. Наконец, после двухчасовой работы - переборки и чистки мелких кусочков двигателя - нам повезло. На куске мотора был найден частично сохранившийся номер. Пуансоном на торце крышки было выбито 5-606.Это уже кое-что, хоть номер мотора и неполный, но уже зацепка есть.

В конце дня нам, уставшим от перекапывания, но не теряющим надежды, снова повезло: на самом дне воронки находим часть отбитого мотора с куском коленвала и шестернёй на ней. Из опыта известно, что на этой шестерне есть упорная алюминиевая шайба с дублирующим номером мотора. А это значит, что есть возможность по номеру установить имя пилота!

На следующий день после разборки части мотора на шайбе найден полный номер

325-606. Теперь по нему уже на сто процентов можно установить имя пилота. Через документы Подольского военного архива и друзей, таких же неравнодушных к авиапоиску людей, нам удалось установить следующее.

Документы: ЦАМО фонд 431 иап, опись 196134, дело1. "Приказы по полку 1943г”.

Лист 30. Приказ по 431 иап №061 от 8.9.43г.

«Списать по книгам учёта самолётов и моторов ниже перечисленные самолёты Як-76, не вернувшиеся с боевых заданий:

Самолёт Як-76 №3937 с мотором М-105 пф № 325-606».

Лист 31. Приказ по 431 иап №065 от 24.9.1943г.

«…Полагать временно выбывшими из части и снять со всех видов довольствия с 7.9.43года лётчика 3 АЭ старшину Чувашева Михаила Ильича, как не вернувшегося с боевого задания, вылетевших в 16-20 в составе 8 самолётов на прикрытие и сопровождение штурмовиков в район Зимницы».

ЦАМО. Фонд 431 иап, опись 196134, дело 2. Лист 66-66 оборот. "Отчёты о боевой работе полка 1943 ".

«Свои боевые потери …..№28 дата 7.9.43г. самолёт Як-7б №3937, пилот старшина Чувашев, не вернулся с боевого задания. Состояние самолёта и пилота не известны».

Из этих архивных документов видно следующее:

7 сентября 1943 года лётчик старшина Чувашев Михаил Ильич на самолёте Як-76 №3937 с мотором М-105пф №325-606, из состава 431-го истребительного полка 315-й истребительной дивизии, вылетевший на боевое задание в составе 8 самолётов на прикрытие штурмовиков, не вернулся с боевого задания.

По интернет-ресурсу «ОБД-Мемориал» значится:

«Cтаршина Чувашев Михаил Ильич, 1914 года рождения – лётчик 431 истребительного полка - пропал без вести 7 сентября 1943 года. Адрес: г. Киров, ул. Дрилевского, д. 21, кв. 19. Жена Тейменова Фаина Васильевна».

Вот такая удивительная история поиска, длившегося четверть века, в результате которого ещё один ранее неизвестный пилот, погибший при защите Родины, обрёл своё имя и стал известным.


Александр ИЛЬЮШЕЧКИН,
командир поискового отряда "Никто не забыт”.