Сегодня: среда 19 сентября 2018 г.

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: НЕПОПУЛЯРНАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ

№№103-105 7 сентября 2018 г.

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Это решение, которое коснётся буквально каждого человека, активно обсуждается в обществе.

В последние дни августа с телеобращением к гражданам России по поводу пенсионной реформы обратился Президент Владимир Владимирович ПУТИН. Он выразил своё отношение к повышению пенсионного возраста и предложил ряд поправок, смягчающих пенсионную реформу. Предлагаем читателям познакомиться с тезисами его выступления.


Президент подчеркнул, что главная задача законопроекта - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперёд, не только сохранить, но и обеспечить рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей и предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы, и в начале двухтысячных. Одна из причин этой непопулярной меры – сложная демографическая ситуация. Как отметил Президент, демографический провал конца 90-х, когда страна переживала глубокий экономический и социальный кризис, оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

В.П.: «И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения».

Президент убеждён, что повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя, это привело бы к росту безработицы и инфляции, четверть граждан страны находилась за чертой бедности. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

В.П.: «Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали. Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа».

Демографические провалы помогает выровнять программа материнского капитала, наметился стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий, начиная с 1991 года. Темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

В.П.: «Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать всё, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми».

По словам Владимира Путина, государство имеет ресурсы ещё лет 7-10 индексировать пенсии, как сейчас, но потом у государства не будет хватать на это средств. Регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е. Какие же варианты есть сегодня? Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

В.П.: «Еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат. А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет, мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции».

По поручению Президента Правительство рассматривало и другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста.Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

В.П.: «Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперёд не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.. Тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей».

Президент предложил ряд поправок в законопроект, смягчающих пенсионную реформу.

1. Возраст выхода на пенсию для женщин установить в 60 лет, а не в 63, как предлагает правительство. Мужчины уйдут на пенсию в 65 лет.

2. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Три ребёнка – минус три года, четыре ребёнка – 4 года, пять и более детей – как и сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

3. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно, чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу - право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

4. Ввести ответственность (вплоть до уголовной), за увольнение людей предпенсионного возраста ( с 55 до 60 у женщин и с 60 до 65 у мужчин) и отказ принимать на работу из-за возраста.

5. Разработать программы по повышению квалификации для людей предпенсионного возраста. Оплачивать обучение за счёт государства. Предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста.

6. Увеличить в два раза пособие по безработице для людей предпенсионного возраста. Выплата составит 11 тысяч 280 рублей. Платить пособие будут 1 год.

7. Обязать работодателей ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 оплаченных дня на бесплатную диспансеризацию.

8. Ввести с января 2019 года 25% -ю надбавку неработающим сельским пенсионерам со стажем в с/х от 30 лет.

9. На переходный период сохранить льготы по налогам людям предпенсионного возраста, то есть женщины после 55 и мужчины после 60 не будут платить налог на имущество и землю.

10. Уменьшить на 3 г.стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию. Для женщин он составит 37 лет, для мужчин – 42 года (сейчас 40 и 45 соответственно).


В.П.: «Знаю, что представители партии "Единая Россия" в региональных законодательных собраниях и руководители субъектов Федерации выступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы. Это очень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход. И рассчитываю, что все необходимые решения будут приняты в регионах еще до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению».

«Мы должны развиваться. Должны преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь для людей старшего поколения, и сегодняшних, и будущих пенсионеров.

Еще раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием».


Подготовила

Диана СЕМЯНИЩЕВА.