Сегодня: Четверг 23 Май 2019 г.

Стихи и песочная анимация

№№22-24 1 Март 2019 г.

Урок «Образы Святых защитников Руси в искусстве и литературе» был провёден среди участников двух творческих объединений: поэтической студии «Лира», которую ведёт педагог Е. Н. Файнгольд, и художественного кружка «Весёлые краски», возглавляемого Н.Е Марквальд. Два педагога работали в тандеме, их задача – сделать открытый урок не только интересным и полезным для учащихся, но и показать гостям мероприятия инновационные способы взаимодействия с детьми.

Из предложенных рифм юные поэты сочиняли четверостишия, а художники в реальном времени рисовали картины песком.

О технике современной песочной анимации рассказала Н.Е.Марквальд. Автор техники - Кэролин Лиф – режиссер и аниматор, которая в 1969 году создала первый фильм из песка «Песок, или Питер и Волк». Педагог ИЗО отметила, что рисование песком – бюджетная техника: «Её можно применить и на ваших уроках, - обратилась она к гостям занятия. - Берём ящик, на него можно положить кусок органического стекла и протянуть под ним лампочку таким образом, чтобы получить источник света, направленный на стеклянную поверхность. Для рисования можно использовать кварцевый песок, также необходим антистатик, чтобы песчинки не подвергались электризации и рисованию ничего не мешало. Благодаря этой технике, ребята хорошо видят объём, развивается мелкая моторика. Ещё эту технику называют «песочная терапия», она используется как антистресс».
Занятие начинается с клипа на песню «Родина» Стаса Пьехи и Владимира Маркина. Используя древний метод Сократа – майевтику, педагоги беседуют с учащимися о только что увиденном видеоряде и тексте: «кто мог быть героем этой песни, кто такой святой, как вы думаете, как можно совместить эти понятия – защитник и святой?» Таким образом, дети сами находят «истину» - тему урока «Святые православные воины». Преподаватели предлагают ребятам подумать над вопросом, какими качествами должен обладать воин, чтобы его причислили к лику святых?
Первый герой появляется на экране. На картине Васнецова – он в центре. Это самый известный русский богатырь Илья Муромец. Почти восемьсот лет назад этот человек жил в селе Карачарово под городом Муромом. Уже в зрелом возрасте он получил богатырскую силу.
Е.Н.Файнгольд рассказывает, что Илья был не просто богатырём и былинным героем, но и святым заступником Руси, его память церковь празднует тринадцатого января. Учитель предлагает ребятам два задания: составить свои собственные стихотворения с данными заранее рифмами или написать ассоциации, возникшие в процессе рассказа о богатыре. Одновременно на экране постепенно появляется портрет Ильи Муромца, на песке рисуют ученица и преподаватель Н.Е.Марквальд. Участники поэтической студии «Лира» - Полина (фамилия?) и Павел Хритошин читают стихи собственного сочинения.
Еще один воин, канонизированный православной церковью, - Александр Невский. О полководце рассказывает ученица Елена Гаврикова. Девиз Александра: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». А. Невский не проиграл ни одной битвы, был талантливым полководцем и дипломатом, покровителем церкви. Роман (фамилия?) читает стихотворение поэтессы Т. Блохиной, а Вероника Садкеева – своё собственное стихотворение об Александре. В это время творческая группа художников рисует новый портрет – Невского.

Третий герой занятия – Дмитрий Донской. Сообщение о нём подготовил Артём Худяков. Канонизирован князь Московский был сравнительно недавно – в 1988 году. Анна Кузнецова читает стихотворение «Куликовская битва за Русь». Два юных поэта также написали стихотворение в соавторстве и его рассказывает Анна (фамилия?). В это время на песке рождается третий портрет, а на бумаге – новые стихотворные строки о Дмитрии Донском и ассоциации, с ним связанные.
В конце занятия педагоги вернулись к поставленным вопросам. Ответить ребятам помогли ассоциации, собранные на протяжении всего урока. Класс и педагоги составили единый механизм, динамика которого поддерживалась постоянной работой на нескольких уровнях. А гости наверняка были впечатлены взаимодействием-синтезом двух искусств – изобразительного и поэтического. Такую модель комбинированного урока они смогут использовать и в своих школах.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА,