Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

"Не всё коту Масленица, будет и Великий пост"

№40-42 12 апреля 2019 г.

Кировский народный драматический театр, история которого насчитывает уже более 120 лет, остаётся любим зрителем. В последние годы он знакомит нас со знаменитыми комедийными постановками, которые идут на мировых сценах. Каждая новая встреча с театром – это сюрпризы и неожиданности, гротеск и ирония, и мы убеждаемся в том, что великое оружие – смех – объединяет времена и народы.

В конце марта народный театр вновь собрал любителей Мельпомены в Киноконцертном зале. Здесь состоялась премьера спектакля «Не всё коту масленица», поставленная по одноименной пьесе одного из величайших русских драматургов А.Н.Островского.

- По просьбам зрителей мы решили обратиться к классике, которая не ставилась на сцене театра с прошлого века, - говорит режиссёр Татьяна Макарова. – Пьесу Островского, написанную в 1871 году, я прочитала на одном дыхании. Несмотря на почётный возраст, она остаётся по-прежнему современной.

Как говорил сам автор, он описал в пьесе «московский быт и купеческий язык». Именно язык создаёт особый колорит премьеры, позволяет почувствовать дыхание старины. А что касается быта того времени в широком смысле этого слова, то актёрам удалось справиться с поставленной задачей, представив разнообразие взаимоотношений и человеческих характеров.

Пьесу называли лубочной, а счастливый конец создавал впечатление сказки. И вот эта черта была тонко подмечена режиссёром, которая ввела в действие не только весёлую народную музыку, но и каждая сцена отделялась от другой танцевальным номером (исполняли Татьяна Макарова и Ольга Обухова), что оставляло впечатление феерии.

В спектакле вдова купца Дарья Федосеевна Круглова (Елена Родина) предстаёт женщиной, умудрённой жизненным опытом. Разгульный образ жизни, который вел её муж, завершился печально. Семья осталась без средств к существованию. Мать всей душой любит дочь Агнию (Ольга Шавочкина), понимая, что без приданого ей трудно найти хорошую партию для замужества. Она чувствует, что Агния неравнодушна к Ипполиту (Александр Магомедов), приказчику купца Ахова. Но тут сам миллионщик Ахов (Владимир Матюшин) решает облагодетельствовать «нищих», взяв Агнию в жёны. Он соблазняет девушку нарядами, украшениями, весёлой и богатой жизнью.

Только вот ключница Феона (Ольга Обухова), которая заглянула на чай к Кругловым, рассказывает, что хозяин своими упрёками довел родного сына до того, что он сбежал из дома. Второй сын пьёт беспробудно, а работает за всех один приказчик «Аполитка». Сам же Ермил Зотыч – лют и грозен. «Его куском подавишься» - говорит Феона. А сама Дарья Федосеевна вспоминает, как покойная жена купца приезжала к ней плакать – дома не смела. Актрисы народного театра талантливо и с душой исполняли свои роли, так что мы искренне переживали на Агнию, с пониманием относились к тревогам матери. Аплодисментами встретили зрители песню «Черный ворон» в исполнении ольги Обуховой и Александра Магомедова.

Стол с белоснежной скатертью, самовар с баранками, диван, кошка, свернувшаяся калачиком на окне, букет сирени – все эти штрихи создают незатейливую картину купеческого быта, от которой веет теплом и уютом.

Богатый дом купца представляется Кругловой золотой клеткой, а она хотела бы видеть дочь счастливой. Нежная и любящая дочь Агния растеряна, она доверяет свою судьбу матери. И в то же время она разочарована в Ипполите, которого Ахов выгнал вон на глазах у женщин. Агния говорит, что не может любить труса и требует проявить смелость, вытребовать у дядюшки достойное жалованье.

Страх и подобострастие окружающих давно заменили купцу Ахову все остальные человеческие чувства, и он нуждается в них как в подтверждение собственной состоятельности. Самодур и тиран, он требует беспрекословного подчинения и от своих близких.

Ипполиту (Александр Магомедов) потребовалось проявить спектр самых разнообразных чувств, чтобы добиться у жадного «дяди», который к тому же решил его выгнать, жалованье за 10 лет. Оказывается, работал он у него из милости, да и сам виноват, что не воровал. При этом, кроме брани, ничего не слышал. Психологический приём, применённый Ипполитом, оставляет зрителя гадать, решился бы он покончить с собой или нет, но главное – цель достигнута, наш герой сумел вырваться из дядюшкиных пут и защитить своё право на счастье.

Между тем Ахов всё чаще заглядывает к Кругловым. Кухарка Маланья (Татьяна Макарова), которая всё и всех забывает, придавая действу балаганности, умудряется забыть даже миллионщика.

- Распостылый он мне, распостылый, а все-таки гость. Никакого мне от него барыша нет, и не ожидаю; а как ты ему скажешь, миллионщику: поди вон! Вот какое дело! И какая это подлость в людях, что завели такой обычай - деньгам кланяться!- говорит Дарья Федосеевна.

Ахов покупает для Агнии дорогое кольцо. Подарок с благодарностью принимают. Миллионщик кичится своим богатством, считая, что вдова за благодеяния должна ему кланяться беспрестанно. Но ни вдова, ни Ипполит не стали гнуть спину перед Аховым.

Дарья Федосеевна уже выбрала жениха для дочери – это Ипполит.

Ермил Зотыч потрясён. Рушатся устои жизни, старые порядки, которые были установлены отцами, где во главе угла – безграничная власть денег.

- Как жить? Как жить? Родства народ не уважает, богатству грубить смеет! Дядя говорит: поклонись по-родственному! Не хочу. Ну, поклонись ты, нищий, хоть за деньги! Не хочу.. .Разве свет-то на таких порядках долго простоит? – вопрошает купец.

Он уходит, получив отказ у Кругловых. Но тут же осознаёт, что станет посмешищем для окружающих. И он предлагает Дарье Федосеевне новую сделку – шикарную свадьбу за его счёт с одним условием: молодые при всех гостях выметут для него дорожку к дому. Даже предлагая доброе, Ермил Зотыч хочет, чтобы ему и его богатству поклонялись, ведь все «нищие», как он считает, продажные.

- Не порти ты нашу бедную, чистую радость своим богатым умом!- отвечает ему вдова.

Купец Ахов (Владимир Матюшин) в спектакле не выглядит грозным и жестоким. Но его монологи продуманы – это целая философия «золотого тельца», который всё может купить. Дарья Федосеевна ему отвечает пословицей: «Не все коту масленица, бывает и Великий пост».

В версии Кировского народного драматического театра любовь не продаётся, что оставляет на душе чувство светлой радости. Спектакль получился, и в этом заслуга всей «команды», потому что, несмотря на «сольные номера» каждого из участников постановки, артистам удалось сохранить ансамбль. Мы, зрители, ощутили удивительную атмосферу единения и сплоченности. А ещё убедились, что великий русский драматург А.Н.Островский по-прежнему современен.

Диана СЕМЯНИЩЕВА.