Сегодня: Вторник 23 Июль 2019 г.

Каждый желает знать!

№№40-42 12 Апрель 2019 г.

Каждому одиннадцатикласснику предстоит выбрать профессию, с которой будут связаны минимум четыре учебных года, максимум – вся жизнь. Однако, по данным аналитического центра НАФИ, только треть выпускников школ - 31% - определились с будущей профессией, чуть более половины - 54% - не готовы отдать предпочтение только одной сфере деятельности, а 15 % задействованных в опросе людей не знают, кем хотят быть.


Проблема профориентации – одна из самых острых в современном российском образовании. Выпускник, не определившийся, чем он хочет заниматься в жизни, нанесёт вред не только себе, потому что будет страдать на нелюбимой работе, но и вузу, который потратит деньги на его обучение, и будущим работодателям – им достанется полупрофессионал, не заинтересованный в результате.
В Советском Союзе на уроках труда в 9-10 классах ученик получал определённую рабочую профессию – например, литейщика, слесаря, водителя, швеи... После школы он мог сразу идти работать. Сейчас же опыт профориентации школьников встречается точечно – программы разработаны и применяются либо в крупных регионах, либо в отдельных образовательных центрах, но единой всероссийской программы нет.

В такой ситуации поиск профессии «по душе» – забота ученика и его родителей. Часть работы может и должно взять на себя образовательное учреждение. Так поступило руководство Воскресенской школы им. Героя Советского Союза М. Угарова, которое организовало профориентационную поездку в Москву.

За три дня ребята побывали на ВДНХ, на Дне открытых дверей в МАИ, прошли по нескольким цехам Государственного космического научно-производственного центра (КНПЦ) им. М.В.Хруничева, увидели работников предприятия и то, что на нём конструируют. То есть ознакомились с полным циклом – университет – работа – результат.
Поездка стала возможной благодаря нашему земляку, генералу армии В.И.Исакову, который учился в Воскресенской школе, в старших классах – в школе №2. Прошлой осенью он вместе с экс-главой Роскосмоса О. Н. Остапенко пригласили в школу генерального директора Центра им. Хруничева А.Г. Варочко. Алексей Григорьевич родился в деревне Бородинка Брянской области. Выпускник Московского авиационного института (1982г.) по специальности «Электрооборудование летательных аппаратов», Московского автомобильно-дорожного института. Работал сборщиком изделий на Машиностроительном заводе им.Хруничева. После окончания МАИ пришел в КБ «Мотор», где прошел путь от инженера до директора - главного конструктора. Доктор экономических наук, профессор, награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 2017 г. – гендиректор Центра Хруничева. Этой весной он предложил ребятам посетить столицу с ответным дружеским визитом.

В Москву поехали ученики, показавшие лучшие результаты по физико-математическим и гуманитарным дисциплинам, из Воскресенской школы – четыре человека: Максим Сычёв, Артём Соколов, Илья Паладий, Вадим Семёнов, а из «СОШ №2» г. Кирова – одиннадцатиклассницы Юлия Бондаренко и Надежда Солдатова. Возглавила делегацию директор Воскресенской школы Анна Александровна Дашина.
ГКНПЦ им. Хруничева – ведущее предприятие российской ракетно-космической отрасли; один из мировых лидеров в области разработки и серийного производства космических средств выведения модулей на орбиту Земли - ракет-носителей тяжёлого класса «Протон-М», «Ангара», ракеты-носителя лёгкого класса «Рокот».
- ГКНПЦ им. Хруничева занимает территорию, сопоставимую с территорией нашего города, – рассказывает Анна Дашина, - около 850 гектаров. На ней много цехов, административных зданий. Мы побывали только в трёх, но видели, как делают мелкие детали, топливные баки, потрогали их руками – наши отпечатки улетят в космос. Самое важное на таком предприятии размером с город – производственная рабочая совесть. Если рабочий, который участвует в сборке, нечаянно уронил какую-то деталь, и это не выяснится при проверке ракеты-носителя, она может упасть из-за «гаечки». Когда совесть человека не сработала, из-за его ошибки нужно будет разбирать всю партию, а люди, может быть, пять лет над ней трудились!
На сотрудниках завода – огромная ответственность. Ребята видели, как чисто в цехах, дресс-код работников – белые халаты и бахилы. А станки полностью изолированы и управляются компьютерными программами. Каждый станок – именной. На нём есть фотография работника, его ФИО. Специальной комиссией ОТК (отдел технического контроля) замеряется даже малейшая царапина на изделиях, если она больше допустимого – уже брак. А от этого зависит работа нескольких тысяч человек.
- Меня в Центре Хруничева поразил масштаб производства, – рассказывает о своём впечатлении Максим Сычёв, - одновременно на заводе делают сразу несколько ракет.
- А мне понравилось, что это творческая работа, – говорит Вадим Семёнов, - мне было бы интересно конструировать. Потому что понимаешь, какой уровень создаёшь для своей страны. Работая на таком производстве, ты способствуешь прогрессу, можешь сделать какое-нибудь открытие.
В огромнейшем цехе ребята увидели полностью собранный и готовый к транспортировке на космодром «Протон-М», ракета стартовала 5 апреля и вывела на орбиту спутник «Ямал».

Ребята увидели, как за стеклом, в замкнутом пространстве, работают конструкторы, контролёры, технологи, операторы. Все эти профессии можно получить в университете МАИ, который занимается целевой подготовкой специалистов для Центра имени М.В.Хруничева. Если студент поступит по целевому направлению от предприятия, он получит социальную стипендию, а также гарантированное трудоустройство по окончании института. Всем ребятам очень запомнился День открытых дверей в вузе. Перед будущими студентами выступил ректор Михаил Погосян, а особенный гость встречи, автоматизированный робот-консультант МАРК, тоже пообщался с абитуриентами и даже задавал им вопросы.

- Мне понравился дуэт ректора МАИ и робота МАРКа, - делится впечатлениями Надежда Солдатова, - к тому же на презентации прозвучала действительно ценная информация для абитуриентов. Мы побывали на экскурсии на факультетах и кафедрах, где показывали рабочие места студентов и аппараты, которые они конструируют.
– А мне понравилась полностью вся поездка, – говорит Юлия Бондаренко, – на презентации нам рассказали, на кого учились успешные люди, кем они начинали работать, кем стали. Это даёт большую мотивацию – надо учиться и следовать их примеру.
Следующая точка путешествия кировчан - «Умный город» - один из павильонов ВДНХ, где уже сегодня можно оказаться в будущем. В числе проектов, которые уже сейчас внедряются или в ближайшие несколько лет будут внедрены в столице – система безопасности, которая позволит найти нарушителя или преступника по чертам лица на территории всей России, новые программы для записи к врачу, мониторинг расходов детей и коррекции их питания в школьных столовых и т.д.
- Я увидел, как наша страна развивается в плане информационных технологий, - отмечает Илья Паладий. - Там всё автоматизировано. Например, обычный поход к врачу - диаграмма показывает, насколько сейчас загружен врач, как к нему можно попасть, когда запиаться на приём. И это экономит время.

- Многое из того, что мы увидели, уже внедряется в Москве – дополняет директор Воскресенской школы Анна Дашина, - например, камеры есть везде, они смогут обмениваться информацией, и тогда легко будет найти потерявшегося ребенка, преступника, человека, который утратил память. С помощью дополненной реальности можно будет ориентироваться в большом городе. Камеры покажут, где больше всего нужна уборка снега при обильных осадках – и туда отправят больше машин. «Умные остановки» не только зарядят телефон, но и покажут наиболее популярный маршрут. Также мы побывали в «умном классе», который оснащён противоударными интерактивными досками, 3Dпринтерами. В доски встроена учебная программа «Москвёнок», она даёт возможность обучаться дистанционно. «Умный город» показывает, что будет, если цифровизация произойдёт. Мы с ребятами побывали в будущем, где цифровые данные соединяются друг с другом и помогают людям жить проще.
Ребята вернулись домой. Некоторые уже в этом году сдадут ЕГЭ и сделают выбор – куда, а, главное, на кого пойти учиться, у других впереди год или два, чтобы подумать над этим. В любом случае, каждый человек создаёт своё будущее сам. И это тоже большая ответственность. Замечательно, когда рядом с детьми есть такие мудрые наставники и друзья, как в Воскресенской школе, которые открывают для них мир и дают возможность познания новых профессий и новых высот.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.