Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Опалённые войной

№№52-54 8 мая 2019 г.

Близится день 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе, торжеству жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Это было 22 июня. Сорок первый год. Вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, дрожала от грохота каждая травинка, а писатели Москвы собрались на митинг. Многие из них сражались с оружием в руках, оружием был и русский язык. По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии находилось свыше тысячи писателей. 471 писатель с войны не вернулся. Писатели ехали на войну в качестве военных корреспондентов, были командирами, политработниками и рядовыми бойцами.

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого и до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов и писателей. И пушечная канонада не могла заглушить их. Благодаря им Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны и отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одарённых личностей, перенёсших военные и послевоенные невзгоды.

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001г.г.)
Родился и прожил почти всю свою жизнь в деревне Овсянка под Красноярском. Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофёр, артиллерийский разведчик, связист. Дважды был ранен, контужен. Астафьев начал писать, когда прочёл чье-то «отлакированное» произведение о войне.

«Сколько раз погибал я в мучительных снах! И всё-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пёстрые поляны в цветах, шумливая берёзовая роща, тихий кедрач, вспенённая потоком река… Но все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…Багровый свет пробивается сквозь толщу времени, и сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне… О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям не знать её никогда и не ведать, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Память о войне диктовала писателю строки повестей «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днём», «Жизнь прожить…» В своём последнем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме «Человек и война». В романе писатель передаёт войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами», а в «её настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Книга «Прокляты и убиты» уникальна тем, что автор сам прошёл тяжелый путь солдата-пехотинца от начала и до конца. Это – роман-исповедь, который был написан незадолго до смерти. Человек высказал всю ту правду, о которой долго не говорили, рассказал об изнанке войны.

Возможно, кто-то скажет: зачем нам эта правда? Но если наши деды и прадеды имели мужество вынести это, то мы должны иметь мужество принять это.

Роман получился морально тяжёлым. Автор категоричен в своих оценках советской действительности. Он справедливо считает, что в войне не может быть победивших и побеждённых, потому что цена победы сводит её на нет. Писатель хотел, чтобы последующие поколения знали правду о войне и помнили о её бессмысленной жестокости. В.Астафьев написал свою книгу, чтобы, познавая ужасы войны и сострадая героям, люди учились на прошлых ошибках и не повторяли их. Писатель затрагивает общечеловеческую проблему исторической памяти, утратив которую человек перестаёт быть человеком.

Владимир Осипович Богомолов (1926- 2003 г.г.)
В действующей армии был рядовым, командиром отделения, офицером разведки. Первое произведение Богомолова – повесть «Иван», опубликованная в журнале «Знамя» в 1957 году, сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. По мотивам повести режиссер А.Тарковский снял фильм «Иваново детство». Вторая повесть – «Зося» - появилась в 1963 году. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью. Таким же настроением проникнуты короткие рассказы Богомолова о войне: «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).

Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 году Богомолов опубликовал новое произведение – роман «Момент истины («В августе сорок четвертого»). Роман принес писателю огромную популярность, неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящён работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны.

Три вражеских шпиона могут сорвать наступление нашего фронта, погубив десятки тысяч солдат. Задача контрразведчиков – не допустить этого. Можно на фронте одним взводом отбить атаку целого батальона немцев. Здесь же мало быть храбрым и уметь стрелять. Надо понять, что перед тобой - враг, который умело маскируется под своего – офицера, фронтовика. Надо вести психологический поединок, заставить шпиона проявить себя.

Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всём, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров.

Константин Дмитриевич Воробьёв (1919- 1975 г.г.)
В октябре 1941г. в составе роты кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 г. бежал из плена, организовал партизанскую группу, которая позже влилась в партизанский отряд.

Самое известное произведение Константина Воробьёва - повесть «Убиты под Москвой». Действие повести происходит в ноябре 1941 года. Рота кремлёвских курсантов – 240 человек, идёт на фронт.

«И от того,- писал В.Астафьев, - что она не просто рота, трагедия её по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооружённых… винтовками, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением».

Переполняющее героев чувство радости резче высвечивает два полюса молодой, бьющей через край жизни, и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Смерть мальчишек в железном кольце вражеских танков ужасает именно своим реализмом. От этой повести, как от самой войны, болит сердце, и хочется одного: чтобы это никогда не повторилось. Невольно вспоминаются слова, сказанные Л.Н.Толстым в «Севастопольских рассказах»: «Война есть противное человеческому естеству состояние».

Виктор Платонович Некрасов (1911- 1987 г.г.)

С началом Отечественной войны Некрасов отказывается от «брони», уходит на фронт, пройдя путь от Ростова до Сталинграда. Был инженером сапёрных войск, командовал батальоном.

После войны в журнале «Знамя» появилось его произведение «В окопах Сталинграда», отмеченное Сталинской премией, которую писатель отдал для приобретения колясок инвалидам войны.

Повесть – это фронтовой дневник автора, в котором от начала и до конца он описывает тяжёлые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. В повести нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только героизм и патриотизм русского народа. Командир и его солдаты – главные герои. Все они разные, но объединены одной целью – защитить Родину.

Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора, всё произведение пронизано любовью к ним. Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война.

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Павел Давыдович Коган ( 1918- 1942 г.г.)

Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.

Снятый с воинского учёта по состоянию здоровья, в начале войны он поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Он писал:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

Булат Шалвович Окуджава (1924- 1985 г.г.)

В 1942 году прямо из 9 класса он ушёл на фронт, воевал под Моздоком на миномётной батарее, был ранен. Тема войны – одна из главных в его творчестве. «Грустью и иронией, т.е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания… Война всё время со мной: попал в неё в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко». Поэт изображает войну через призму восприятия и переживания вчерашнего школьника, мечтающего о героических подвигах и славе, а попавшего в самое пекло войны, хлебнувшего окопных будней, суровой армейской службы.

Всенародной любовью пользуются песни Булата Окуджавы о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например, песня «Мы за ценой не постоим» к кинофильму «Белорусский вокзал», или «Бери шинель, пошли домой» из фильма «От зари до зари». Поэт скажет: «Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой», но свои стихи и песни о войне он посвящает её рядовым участникам, незаметным и не героическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь.

В балладе «Король» он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Лёньки Королёва, который «кепчонку, как корону, набекрень и пошёл на войну», погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.

Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб:

Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня?

Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.

И так всё сошлось, дорогая.

Наверно, я там не сгорел,

Чтоб выкрикнуть здесь, догорая, про то, что другой не успел.

Лирический герой Окуджавы постоянно путешествует в памяти, живя «посередине между войной и тишиной», сохраняя в себе черты рыцаря, воина, защитника мира и добра. С темой войны связан и «Надежды маленький оркестрик под управлением любви», образы «Трёх сестёр милосердных – Веры, Надежды, Любви».

Роль поверенных истории, хранителей памяти, взяли на себя писатели фронтового поколения от бывших военных журналистов - М.Шолохова, К.Симонова, В.Гроссмана, Б.Полевого, до тех, кто пришёл солдатом или лейтенантом прямо на огненную черту окопов – В.Астафьева, В.Быкова, Е.Носова, А.Ананьева, К.Воробьева, Ю.Бондарева, В.Кондратьева, Г.Бакланова.

Поэты и писатели находили заветные слова правды и веры, которые умножали нравственные силы, чувства, которые помогали воину разить врага, а в тылу переносить неимоверные тяготы.

Но сколько бы лет не прошло со дня нашей Победы, произведения писателей той поры останутся в строю и долго будут жить, не старея.

Городская библиотека №1.