Сегодня: понедельник 2 августа 2021 г.

В царстве диковинных изделий

№№100-101 29 августа 2017 г.

Есть у нас в российских глубинках удивительные люди, которые простыми инструментами из обычного дерева умеют создавать диковинные изделия. На окраине деревни, вдалеке от городского шума, живёт Виктор Иванович Клочков. Уже более 30 лет он занимается искусным делом - резьбой по дереву.

Становление мастера

Деревня Анновка – «родовое гнездо» Виктора Клочкова. Здесь он родился, здесь прошли его детские годы. В школе усидчивый и старательный Виктор был первым оформителем стенгазет, прекрасно рисовал. Художественный талант ученика заметил директор школы, после чего предложил родителям отдать мальчика в художественное училище. Мать и отец последовали совету и направили Виктора в Тарусу, где он овладел мастерством резьбы и росписи по дереву.После окончания училища Виктора по распределению отправили в Вологду, где он полгода проходил практику на заводе художественных изделий.

Пришло время отдавать долг Родине. Два года Виктор служил в Германии, в ракетных войсках, где не забывал любимого дела: мастерил разнообразные деревянные изделия для сослуживцев и начальства.

После армии Виктор Клочков обосновался в Костроме, где в то время жил его брат. В городе трудился на мебельном комбинате, подрабатывал в сувенирной лавке.

Некоторое время наш герой прожил в селе Нежитино Костромской области, где по договорённости с местным батюшкой обучал детишек своему ремеслу. Виктор Клочков с воодушевлением вспоминает своих учеников, их искреннюю заинтересованность старинным народным промыслом.

За годы, проведённые в костромских краях, анновский умелец постоянно совершенствовал своё мастерство, создавал необыкновенные деревянные произведения. Свои изделия Виктор Иванович выставлял в «Доме природы» и «Музее деревянного зодчества» города Костромы.

Но жизненные обстоятельства заставили нашего героя вновь вернуться на малую Родину.

Сегодня Виктор Клочков живёт в д. Анновка «особняком», в уединении с природой.

«Дом-музей»

Переступив порог дома, я словно попала на выставку деревянных резных изделий. Работы мастера украшают каждую комнату, они придают их интерьеру самобытность и индивидуальность.

Здесь в каждом углу – небольшие экспозиции. На столе - подвески и обереги, рядом - ложки и черпаки. На окнах - вазочки самых причудливых форм.

Под потолком - декоративная люстра, в основе которой деревянный обод, а вокруг подвешенные ложки и необыкновенные талисманы.

Изделия, вышедшие из-под резца Виктора Клочкова, завораживают. Вот, например, «Лестница в небеса», уже одно название заставляет задуматься. Приковывают к себе взгляд лики святых и многочисленные птицы.

Анновский умелец черпает вдохновение из самой природы, во время прогулок по лесу, походов за грибами или за ягодами.

- Однажды я рыбачил на местном пруду и недалеко от меня сел лебедь, он как будто специально позировал. Хорошо, что у меня всегда с собой топорик и инструменты. Я сразу запечатлел этот момент, - рассказывает Виктор Иванович.

Мастер рассказывает, что резьба по дереву требует большой усидчивости и терпения, это не просто профессия, а состояние души. Ведь в каждое изделие ты вкладываешь частичку сердца.

В своё время Виктор Клочков работал на заказ, «штамповал изделия», но быстро от этого отказался.

- Когда начинаешь работать за деньги, то у тебя пропадает интерес, а главное - вдохновение к творчеству. Если ты трудишься безвозмездно, по наитию - ты идёшь к новому, у тебя есть видение. Ведь увидеть в капе, коряге живой образ очень непросто, здесь нужно подключать воображение, слушать свой внутренний голос, - отмечает умелец.

Мастерская Виктора Ивановича находится на веранде дома. Сразу при входе висит портрет хозяина, написанный другом-художником Александром Сухих, здесь на полу «в творческом беспорядке» заготовки, незавершённые работы и главное богатство мастера – его инструменты. Богородские ножи для фигурной резьбы по дереву, разнообразные стамески и резцы, лобзик и топор. Все они очень острые, без этого в деревянном ремесле никуда.

Материал для изделий Виктор Клочков ищет сам, в лесу. Он точно знает, какое дерево необходимо для того или иного изделия. Выискивает деревья с интересной текстурой, которую можно было бы, бережно обработав, сохранить.

Кировский умелец не хочет нарушать целостность деревьев, поэтому старается выбирать из повреждённых или работает с капом. Кап или капокорень – это нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек.

Анновский умелец использует для творческих работ берёзу, ольху, ясень, дуб, рябину, можжевельник. По соседству с изделиями из исконно русских материалов есть у мастера поделки из экзотического красного дерева – «махагони».

Кроме основного ремесла, Виктор Иванович занимается икебаной - традиционным японским искусством компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах.

Кировский мастер собирает и сушит растения, составляет композиции, которые прекрасно дополняют его деревянные изделия и в целом «дом-музей». Его часто посещают школьники с экскурсиями. Маленькие кусочки дерева, тщательно отшлифованные и слегка подправленные рукой мастера, приобретают очертания предметов или животных. Каждую такую «игрушку» дети с радостью угадывают. А мастер никого не отпускает без подарка – дарит что-то на пямять.

В Анновском сельском Доме культуры постоянно проводятся выставки Виктора Клочкова. Местные жители с удовольствием приходят посмотреть на работы своего односельчанина. С удовольствием заглядывают сюда и горожане, наслышанные о деревянных дел мастере.

Неоднократно изделия местного умельца выставлялись в городском историко-краеведческом музее. Каждый, рассматривая коллекцию изделий Клочкова, видит в них что-то своё. В них и правда есть место самобытности и уникальности, кажется, будто сама природа создала их, а мастер вдохнул в них частицу жизни.

Ольга МАЛЬЦЕВА.