Сегодня: понедельник 2 августа 2021 г.

Доклад заведующей отделом образования Кировской районной администрации О.А. Лукьяновой

№103 5 сентября 2017 г.

Уважаемые коллеги и гости конференции!

Основные итоги прошедшего учебного года были продемонстрированы в фильме, поэтому в своем докладе я в большей степени остановлюсь на задачах муниципальной системы образования на новый 2017-2018 учебный год.

Дошкольное образование

Название первой ступеньки системы образования – дошкольное.

Самая главная задача, стоящая перед нами последние несколько лет -задача его доступности - в Кировском районе выполнена: причем не только для детей с 3-летнего возраста, но и для детей с 1,5 лет у нас полностью ликвидирована очередь в детский сад.

Теперь мы должны перейти от задачи доступности к повышению качества воспитания малышей. Главный приоритет теперь – повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования. Я имею в виду не только курсы повышения квалификации, но и каждодневную, кропотливую методическую работу, как внутри каждого учреждения, так и на районном уровне. Чтобы каждый воспитатель - и молодой, и со стажем работы - понял, как работать по ФГОС ДО, и знал, чем отличается занятие, проведенное по ФГТ, от занятия, проведенного по ФГОС ДО.

ФГОС ДО ставит перед воспитателем задачу развивать своих воспитанников, а не учить их читать и писать. Подготовка к школе – это забота воспитателя о том, чтобы дети приобрели навыки общения со сверстниками и будущими учителями, научились Учиться.

Так же необходимо продолжать работать над организацией пространственно-развивающей среды в детском саду.

Обратить внимание на необходимость комплексного сопровождения детей, поскольку в группах есть дети с особенностями развития. Поэтому в штатах детских садов нужно не только сохранить педагогов-психологов и логопедов, но и увеличить. В связи с этим, заведующим хотелось бы посоветовать не ждать готовых специалистов, а «выращивать» свои кадры.

Работая по стандарту, необходимо проводить активную просветительскую работу с родителями. Сегодня, несмотря на то, что родители дошколят самые активные в системе образования, их компетенции в сфере воспитания остаются низкими. Работа с родителями должна носить систематический характер и быть разнообразной, а не заключаться в единичных лекциях на собраниях.

Таким образом, главной задачей в дошкольном образовании на предстоящий учебный год остается внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Общее образование

В сфере школьного образования нам предстоит введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 7-х классах, предстоит реализовывать утвержденные концепции преподавания и изучения учебных предметов: русского языка и литературы, математики, отечественной истории.

7 июня 2017г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации были внесены изменения в базисный учебный план 2004г., которые возвращают предмет «Астрономия» в учебный план в качестве обязательного. Поэтому уже с 1 сентября 2017г. на ступени среднего образования должен быть введен предмет «Астрономия».

По поручению губернатора Калужской области А. Д. Артамонова с 1 сентября нового учебного года во всех школах Калужской области со второго класса вводится учебное занятие «Шахматы». Занятия в шахматы вызывают у детей интерес, развивают логическое мышление, математические способности, личностные качества учащихся. Приобщение детей и подростков к игре в шахматы способствует их всестороннему развитию. В прошедшем учебном году в 45 школах региона реализовывался этот проект в апробационном режиме, в том числе в двух школах Кировского района: СОШ №5 и №8. Шахматы велись за счет третьего часа физической культуры. Есть и другие варианты ведения данной дисциплины. При этом необходимым условием является внесение соответствующих изменений в основную образовательную программу школы.

Внедряя новые проекты в школу, важно поддерживать уже хорошо зарекомендовавшие себя проекты, например, по популяризации настольного тенниса.

После шести лет применения ФГОС в начальном и основном общем образовании актуальной сегодня остается реализация новаторских составляющих ФГОС: это деятельностная организация урока, формирование метапредметных результатов освоения основных образовательных программ в виде универсальных учебных действий, использование системы оценки на основе новых видов контрольно-измерительных материалов и т. д. Еще 140 лет назад Ушинский писал, что «никакая реформа образования, никакое улучшение школы невозможно иначе, чем через голову учителя». Поэтому в центре, конечно, профессионализм и квалификация учителя.

В нашем районе работают 290 учителей, более 60% имеют высшую и первую квалификационные категории. Хотелось бы отметить те школы, в которых большая часть педколлектива имеет высокую квалификацию: школы №1, №2, №7, из сельских школ можно выделить Фоминичскую школу и Шайковскую школу №2. Благодарю руководство школ за то, что развиваете стремление учителей постоянно повышать свою квалификацию.

Кроме того, при рассмотрении ходатайств на награждение педагогов, одним из основных критериев выступает квалификационная категория.

Еще одним аргументом к повышению квалификации является рост заработной платы. Чем выше категория, тем больше зарплата.

Ни для кого не секрет, что успехи учеников напрямую зависят от профессионализма педагогов. Все вышеперечисленные школы показывают стабильно хорошие результаты учеников, подтвержденные и всероссийскими проверочными работами, и основным государственным экзаменом, и ЕГЭ.

Государственная итоговая аттестация девятиклассников.

С 2016/17 учебного года основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании являлись положительные результаты экзаменов по четыремучебным предметам. Пять девятиклассников остались без аттестатов (1% от общего количества), но у них есть шанс в сентябре исправить ситуацию.

Хорошие результаты показали выпускники 9-х классов практически по всем предметам. Качество знаний по русскому языку составило 67%, что на уровне прошлого года, а вот по математике качество повысилось с 53% (2016г.) до 64%. Существенно выросло качество знаний по другим предметам в сравнении с прошлым годом. Это говорит о грамотной работе школ с ребятами по выбору учебных предметов, а также о повышении мотивации школьников. Из школ, успешно продемонстрировавших качество знаний своих девятиклассников, можно отметить СОШ №2, «Кировский лицей», СОШ №6, Шайковскую СОШ №2. Причем, из 47 выпускников 9-х классов СОШ №2 неудовлетворительного результата нет ни у кого, ни по обязательным предметам, ни по предметам по выбору.

Государственная итоговая аттестация 11-х классов

В целом выпускники нынешнего года хорошо справились с экзаменационными заданиями.

Стобалльников в 2017г. два: по русскому языку (СОШ №6) и физике (Кировский лицей). В 2016г. стобалльников не было.

Хорошие результаты показали выпускники по русскому языку, обществознанию, физике, информатике и ИКТ, английскому языку. Из школ, успешно показавших качество знаний своих выпускников, можно отметить СОШ №1, «Кировский лицей», СОШ №6.

Не преодолели минимальный порог 36 выпускников. Это значительно меньше, чем в 2016г., когда минимальный порог не преодолели 49 человек.

В результате все выпускники 11-х классов 2017г. получили аттестат о среднем общем образовании (2016г. -100%), в том числе 21 выпускник получил аттестат с отличием и «золотую» медаль.

Пользуясь случаем, от имени министра образования и науки Калужской области выражаю благодарность всем учителям и работникам школ, участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, за добросовестное выполнение возложенных на вас обязанностей.

По сравнению с областными показателями, результаты выпускников Кировского района выглядят следующим образом.

По таким предметам, как математика профильная, физика, биология, химия, английский язык и литература, средние показатели по району ниже, чем средние по области. Причем, эта отрицательная тенденция наблюдается уже несколько последних лет в отношении физики и английского языка. Учителям данных предметов необходимо обратить внимание на это с тем, чтобы переломить эту ситуацию.

Что касается результатов по математике профильной, то здесь надо продолжать работать над осознанным выбором выпускников между математикой профильной и базовой.

По таким предметам, как русский язык, обществознание, информатика и ИКТ средние показатели по району находятся на уровне областных, причем как за 2017г., так и за предыдущий 2016г.

А вот, историю, географию кировские выпускники сдали лучше, чем в среднем по области, хотя данный показатель не стабилен.

Результаты итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, общероссийских и региональных процедур оценки качества образования – это, конечно, хороший материал для анализа, который необходимо сделать для выявления проблемных ситуаций в образовании учеников и разработки и реализации плана по повышению качества подготовки учеников, включающего:

- осуществление индивидуального контроля со стороны администрации школы за деятельностью педагогов, учащиеся которых показали низкие результаты;

- корректировку тематического планирования рабочих программ учебных предметов, по которым зафиксированы низкие результаты, с увеличением количества часов на темы, вызвавшие наибольшие затруднения;

- проведение педагогами индивидуальной работы с учениками, показавшими низкие результаты;

- изучения опыта работы учителей, ученики которых показали высокие результаты;

- включение в план повышения квалификации педагогических работников, обучающиеся которых показали низкие результаты.

При оценке качества образования школьников очень важна ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Так, при проведении ВПР в 2017г., Рособрнадзор выявил проблемы с объективностью оценивания знаний учащихся в значительном числе школ РФ. Учителя, проверявшие работы, завышали оценки. Такая ситуация опасна тем, что имеющиеся пробелы в знаниях учеников вовремя не диагностируются и не ведется адресная работа по их ликвидации. Чтобы не повторять ошибок других, надо учесть это в работе, как при проверке ВПР, так и при проверке итоговых сочинений, а также при проведении ГИА-9 в форме государственного выпускного экзамена (который пишут дети-инвалиды, дети с ОВЗ).

В преддверии нового учебного года мне бы хотелось затронуть следующую тему. Ежегодно вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями становится головной болью для родителей. Учитель может предлагать родителям приобрести рабочую тетрадь, так как использование рабочих тетрадей способствует повышению познавательной активности ребенка, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.

Вместе с тем педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, данное предложение не может выдвигаться в качестве обязательного требования, так как рабочие тетради не являются обязательным элементом учебного процесса.

Позицию Министерства образования и науки РФ по этому вопросу коротко я бы выразила так, если школе нужны рабочие тетради, значит, пусть школа их и приобретает, перекладывать на плечи родителей их покупку не стоит. Хотела бы вас предостеречь от возможных неприятностей, так как известны случаи судебных разбирательств по данному вопросу.

Дополнительное образование детей

Особую роль в развитии личности ребенка играет дополнительное образование. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования. В целом по району охват детей дополнительным образованием довольно высок. Наибольшего показателя охвата удалось достичь школе №6. В ней 92% учащихся занимаются дополнительным образованием, причём, в основном в стенах родной школы. Хорошие показатели охвата в школе №8 и Шайковской школе №2. Остальным школам еще есть к чему стремиться. Поэтому приоритетом на следующий учебный год остается обеспечение равного доступа детей к услугам дополнительного образования вне зависимости от места проживания и наличия ограниченных возможностей здоровья. Необходимо, чтобы каждый ребенок занимался активной деятельностью: кружковая работа, спорт, музыка, чтобы отвлекать его от желания находится все время в сети.

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и одним из ключевых источников информации. В настоящее время многочисленную и крайне активную часть его аудитории составляют дети. В частности, очень высок процент школьников среди пользователей социальных сетей.

Однако, в условиях информационных войн, угрозы манипулирования неокрепшим сознанием детей необходимо работать над формированием информационной культуры как у детей, так и у родителей. Ведь информационная безопасность достигается в большей степени не технологическими решениями (фильтрацией контента, созданием «черных списков»), а педагогическими, потому что лучшие фильтры (интеллектуальный, духовно-нравственный) находятся внутри человека. Поэтому необходимо каждому педагогу и в урочной, и во внеурочной работе прививать детям навыки грамотного и культурного общения и других коммуникаций в сети Интернет, работая обязательно с родителями. При этом не забывая про личный пример. Вопрос об увеличении количества школьных психологов вновь стал актуальным сегодня, в том числе из-за необходимости обеспечения кибербезопасности наших детей. Школьная библиотека также может играть ключевую роль и должна научить школьника справляться с потоком получаемой информации, критически ее оценивать.

Профориентационная работа

В конце 2016г. в Калужской области была принята Концепция организации профориентационной работы с обучающимися. Её принятие было вызвано проблемой несоответствия намерений выпускников и потребностей экономики региона. В долгосрочной перспективе работодатели Калужской области будут испытывать высокую устойчивую потребность в медработниках, фармацевтах, инженерах, программистах, механиках, агрономах, ветеринарных врачах и зоотехниках. Высокий спрос сохранится на станочников, слесарей, электромонтеров, сварщиков, трактористов, каменщиков. Однако большинство старшеклассников ориентируются на получение профессии менеджер, юрист, дизайнер.

Устранить данное несоответствие может только грамотно выстроенная профориентационная работа с обучающимися и их родителями. Поэтому план профориентационной работы в каждом учреждении должен базироваться на данной Концепции.

Воспитывать гражданина

Школа - это важнейший институт, воспитывающий гражданина России.

Во исполнение поручений Президента РФ В. В. Путина был принят ряд документов, предусматривающих комплекс мер, направленных на совершенствование воспитательной работы. Воспитание должно быть интегрировано во все виды деятельности школьника и должно осуществляться во взаимодействии с другими субъектами воспитания: семьей, общественными организациями, религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Обучение – только один из компонентов личностного развития. Школа должна сосредоточить не только интеллектуальную, но также гражданскую, духовную, культурную жизнь школьника. Над созданием такого пространства предстоит еще всем нам работать. Каждый педагог должен прийти к пониманию того, что образование – это не обучение и воспитание, а воспитание (в первую очередь) и обучение.

Крайне важной остается задача патриотического воспитания подрастающего поколения. Рекомендую руководству образовательных учреждений во внеурочное время активнее проводить экскурсии для детей по области: Зайцева гора, Ильинские рубежи, музей Маршала Г. К. Жукова, Безымянная высота – каждый ребенок в течение года должен посетить эти святые места. Предлагаю классным руководителям отказаться от идеи организации поездок школьников развлекательного характера. Оставьте это для родителей. (Мы реализовываем в школах программу «Разговор о правильном питании», а сами везём детей в «Макдональдс»?!)

Задача внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди обучающихся также остается актуальной на следующий учебный год. Педагогам тоже необходимо думать о своем здоровье, хорошей физической форме и более активно присоединяться к сдаче норм ГТО. Хотя первые шаги уже сделаны в этом направлении, в основном за счет молодых педагогов.

Детский отдых.

Вышел новый федеральный закон, распоряжение, которое определяет, что за детский отдых полностью отвечает Министерство образования и науки РФ, позиция которого такова, чтобы рассматривать летний отдых как дополнительное образование.

У нас ежегодно на базе школ, учреждений дополнительного образования функционируют лагеря с дневным пребыванием детей. Многие из руководителей и учителей рассматривают это как нечто не важное и второстепенное. Последний звонок прозвенел и всё…

Такой подход надо менять, в течение учебного года необходимо написать хорошие программы отдыха, способные конкурировать в областном конкурсе программ, подобрать творческих учителей для работы в лагере, чтобы сделать отдых наших детей ИНТЕРЕСНЫМ.

Заканчивая тему развития дополнительного образования, хотелось бы отметить и поблагодарить школы, которые активно участвуют в реализации мероприятий творческой, спортивной, интеллектуальной направленности и результативность их участия значительно возросла за предыдущий учебный год: Кировский лицей, Бережковская школа.

О молодежной политике

В сфере молодежной политики в предстоящем учебном году необходимо уделить внимание развитию детских общественных объединений и органов ученического самоуправления как действенного механизма воспитания активной гражданской позиции молодежи.

Также считаю важным развивать волонтерские проекты в разных сферах, например, помощь пожилым людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о животных и т. п. Волонтерство стало значимым явлением, важность развития которого признается на государственном уровне.

По итогам предыдущего года хотелось бы отметить активную работу Молодежного совета при районной Думе, деятельность которого направлена на вовлечение молодежи в активную общественную жизнь района.

Уважаемые коллеги!

Надеюсь задачи, сформулированные в докладе, понятны, и вы их поддержите.

В заключение мне хотелось бы поблагодарить руководство района за постоянное внимание к вопросам образования, духовенство - за сотрудничество.

Позвольте мне искренне поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать вам счастья, здоровья, интересных творческих проектов, удачи в нелегкой, но столь важной для всех нас работе, успехов в делах, совершаемых на благо образования.


О. Лукьянова,

заведующая отделом образования

Кировской районной администрации.