Сегодня: Четверг 2 мая 2024 г.

А "КЕЙС" непросто открывался

№№16-18 12 февраля 2021 г.

Педагоги испытали свои силы в ситуационной игре

Ежегодно Кировская районная администрация совместно с отделом образования организуют муниципальный конкурс профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание». Конкурс направлен на выявление лучших из лучших, он сложный, ответственный, педагоги, участвующие в нём, представляют не только себя лично, но и учебное заведение, в котором работают. Поэтому так важно показать высокий уровень профессионализма.
В 2021 году конкурс претерпел изменения. В соответствии с новым Положением первым этапом очного тура стал «Кейс» - командная работа по решению психолого-педагогической задачи. И если в прошлом году конкурс проходил в большом актовом зале школы №1, то в этом - в здании отдела образования. Вместо болельщиков, которые раньше сидели в зале и переживали за «своих» конкурсантов, - только жюри и СМИ. Такие условия продиктованы пандемией.
Но что-то в конкурсе осталось неизменным – это талантливые педагоги и воспитатели, всего 13 человек, которые будут бороться за звание «Лучший учитель», «Лучший воспитатель» и «Лучший педагог-психолог»; это компетентное независимое жюри – заведующая отделом образования Кировской районной администрации О.А.Лукьянова, начальник информационно-методического отдела отдела образования, секретарь жюри Л.И.Гаврикова, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагог-психолог Е.С.Овчинникова, специалист отдела образования по дошкольному образованию М.В.Щербакова, старший воспитатель д/с №5 «Тополёк» А.С.Пашкина.
Мероприятие открыла Людмила Ивановна Гаврикова. Она рассказала участникам, что первый тур конкурса проходит одновременно с финалом «Учитель года-2020», а также подчеркнула, что участница из Калужской области – учитель биологии из Обнинска, вошла в число 15 финалистов. Есть с кого брать пример.
Председатель жюри Ольга Александровна Лукьянова поблагодарила всех педагогов за смелость, она, несомненно, нужна, чтобы принять участие в таком профессиональном соревновании.
- Педагог никогда не должен стоять на месте, он стремится к лучшему. Конкурсное движение позволяет педагогу развиваться и быть профессионально чуть выше тех, кто в таких конкурсах участия не принимает, - отметила Ольга Александровна, - Наш муниципальный конкурс всегда проходит на высоком уровне, это подтверждено результатами – «Лучший воспитатель-2020» из Кирова занял первое место в региональном этапе конкурса и в феврале будет принимать участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года». Муниципальный этап нужен для определения талантливых кадров, которые смогут представить себя и свой район на уровне страны.
В курс задания участников ввела Елена Станиславовна Овчинникова:
- По жеребьёвке вы разделитесь на три команды, каждой нужно будет решить определённую педагогическую ситуацию, регламент – 15 минут. За это время вы подготовите проект решения. Приветствуются разнообразные средства: театрализация, использование канцелярских принадлежностей, нестандартность, уход от шаблонов. Жюри будет оценивать оригинальность решений, культуру представления, компетентность, профессиональные навыки и ваше умение работать в команде.
Специалистам была предложена ситуация, с которой каждый из них может столкнуться или уже сталкивался в своей работе: проблемный ученик дерётся с одноклассниками, ребята игнорируют хулигана, не хотят с ним общаться, не принимают в игры. На замечания педагогов учащийся не реагирует, грубит. Попытки разговоров с родителями неудачны.
- Вам нужно понять - каковы возможные причины возникновения данной проблемы, предложить варианты её решения, - отметила Е.С.Овчинникова, - помните, что жюри будет оценивать команду в целом, но баллы, полученные командой, будут персональными баллами её участников.
Команды получили задания и время пошло. 15 минут - кажется, очень малый срок, чтобы придумать что-то интересное, но когда над задачей работают несколько человек, дело идёт быстро. В кабинете стоял гул обсуждения, участники совещались, рисовали плакаты, разделяли объём выступлений – ведь каждый член команды должен был внести свою лепту в общий результат.
15 минут прошло. Первая команда готовилась к выступлению, а две другие - удалились ожидать за дверь, чтобы во время презентации не было соблазна внести изменения в уже готовый проект. Выступления команд тоже ограничили регламентом – всего 5 минут для демонстрации решения поставленной задачи.
В состав первой команды вошли воспитатель детского сада №4 «Ручеёк» Ольга Ивановна Павлюченкова, воспитатель детского сада №10 «Буратино» Елена Петровна Иванина, педагог-психолог школы №8 Галина Ивановна Мешкова, учитель английского языка школы №2 Татьяна Владимировна Кашеварова. Педагогический проект команды был представлен в виде символа – дерева яблони. Корни дерева – это причины проблемы, ствол – пути её решения, крона с плодами – результаты работы с учеником. Педагоги предположили, что причины агрессивного поведения ребёнка связаны с его индивидуальными, возрастными особенностями, вызваны конфликтами с родителями и сверстниками. Для исправления ситуации педагоги посчитали важным провести с ребёнком консультацию психолога, коррекционные занятия, воспитательную работу с классом, в котором учится проблемный ребёнок. Для стабилизации состояния ученика необходимо установить причину напряжённости в семье. Совокупность найденных решений позволит исчерпать конфликт – у ребёнка улучшится поведение, он будет налаживать свои отношения с учащимися, начнёт проявлять себя в совместных играх.
Вторая команда, в которую вошли воспитатель Воскресенской школы Виктория Александровна Гогина, педагог-психолог средней школы №2 Наталья Игоревна Борисова, учитель английского языка школы №7 Любовь Владимировна Наумкина, учитель начальных классов Воскресенской школы Мария Сергеевна Короткова, пригласила всех присутствующих на «Педсовет». Каждый из экспертов «программы» представил свои доводы. Версия психолога: плохое поведение - из-за неблагоприятной ситуации в семье, разных воспитательных методик в школе и дома. Если к ребёнку предъявляют различные требования, то он будет находиться в состоянии постоянного стресса, отчуждённости, станет изгоем, что вызовет агрессию, фрустрацию. Учитель младших классов считает, что в этой ситуации не обойтись без диалога с ребёнком. Если ученик закрылся, учитель может дать ему ответственные поручения (олимпиада, волонтёрская деятельность, спортивные соревнования), которые приведут его в ситуацию успеха, ребёнок почувствует свою значимость. Сплочению коллектива помогут проекты, тренинги, конкурсы. Совместное времяпровождение позволит классу принять проблемного ребёнка в коллектив. По мнению воспитателя детского сада, не менее важно в этой ситуации провести работу с родителями. Если они отрицают проблему, нужно объяснить, что, объединив усилия, они смогут помочь ребёнку.
Третья команда представила вниманию жюри классический «круглый стол», где каждый из педагогов высказал своё мнение. А это воспитатель д/с №1 «Сказка» Анастасия Александровна Тарасова, учитель географии и биологии «Кировского лицея» Елена Геннадьевна Петухова, педагог-психолог Воскресенской школы Ольга Александровна Луковцева, воспитатель д/с №12 «Колокольчик» Алёна Владимировна Черенкова, учитель английского языка школы №1 Ольга Николаевна Янченко.
Перед началом работы с проблемным учеником нужно построить доверительные отношения и с ним, и с его родителями, - считают участники третьей команды. Психолог подтвердил необходимость консультирования родителей по теме детско-родительских отношений. Не обойтись, по её мнению, и без коррекционно-развивающих программ снижения агрессивности ребёнка. Классный руководитель направил свои действия на тренинговые занятия внутри класса, на повышение социальной активности ученика, на совместные мероприятия с одноклассниками – тогда коллектив будет сплочённым. К тому же, как отметили другие учителя, это позволит направить энергию ученика в нужное русло. Акции, кружки, волонтёрские или театральные проекты исключат дефицит внимания. Участники «круглого стола» уверены - все дети талантливы, и задача педагога – открыть их сильные стороны, показать, на что они способны.
По итогам первого этапа конкурса места распределились так: 1 место - команда №2, 2-е место - команда №3, 3-е место - команда №1.
Конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» предъявляет новые требования, но по-прежнему вызывает живые эмоции, открывает яркие личности, зовёт к новым профессиональным горизонтам.

Екатерина МИРОНОВА.