Сегодня: Суббота 4 мая 2024 г.

Как помочь ребенку сделать первый шаг?

28 октября 2021 г.

У каждого ребенка индивидуальный темп и особенности развития, а задача родителей понимать малыша и организовать оптимальную среду для его полноценного развития. Как помочь малышу сделать первый шаг и каковы нормальные стадии развития навыка?

Подготовительные процессы в организме малыша идут много месяцев, развивается зрительно-моторная координация, тонус и равновесие, взаимодействие полушарий. Ребёнок изучает подвижность своего тела, учится изучать размеры своего тела. Пока все эти процессы не созреют, ходить еще рано.

«Ранние» пешеходы делают первые шаги уже в 9 месяцев, они в целом несколько обгоняют своих сверстников и прошли все предыдущие этапы развития. Родителям очень внимательно надо относится к таким «ранним» пешеходам они часто могут падать «на ровном месте». Необходимо контролировать чтобы падения случались безопасным образом.

«Поздние» пешеходы пугают родителе тем, что к 15 месяцам так и не научились ходить. Необходимо следить за общим развитием «позднего» пешехода будьте уверены, что совсем скоро ваш малыш начнет ходить, так как возрастная норма – это промежуток между 9 месяцами и 18 месяцами.

Прохождение основных этапов развития.

Возраст 4 – 7 месяцев: ребенок сидит.

Когда малыш начинает сидеть без поддержки — это первый этап повышения его мобильности. Сидение помогает укреплять мышцы, которые будут задействованы для того, чтобы учиться стоять на ногах. Катание мячика взад-вперед перед собой - простое упражнение для набора силы ребенком. Мама может держать перед ребенком игрушку и водить ею слева направо, стимулируя малыша тянуться за ней то в одну, то в другую сторону.

Возраст 7 – 10 месяцев: ребенок ползает.

Научить малыша двигать руками и ногами одновременно, это самое важное в процессе ползания. Необходимо стимулируя его проползти из одного угла комнаты в другой. Обязательно похвалите малыша за такое достижение! В процессе ползания укрепляются мышцы шеи, спины, рук и ног. Также появляется больше контроля над бедрами, мышцы которых будут задействованы при подъеме на ногах вверх и опускании вниз.

Возраст 8 – 9 месяцев: ребенок подтягивается, держась за опору, и встает на ноги.

Мышцы малыша крепнут и уже в состоянии удерживать вес всего тела. Ребенок же становится более любопытным, и, почувствовав силу в теле, он начнет тянуться наверх, хватаясь за мебель, бортик кроватки или за родителей. Сейчас самое время помогать ему начинать улавливать первые намеки на чувство равновесия в вертикальном положении на ногах. Помогите ребенку научиться подтягиваться вверх. Малыш должен понять, что это движение обратно тому, которое он выполняет, когда из положения стоя опускается в положение сидя.

Возраст 8 – 10 месяцев: ребенок ходит при поддержке родителя за две руки.

Когда ребенок начнет вставать на ноги и удерживать равновесие (пока еще не отпуская ваших рук), помогите ему сделать несколько шагов. Время от времени вы можете убирать одну руку, чтобы малыш учился держать равновесие. Практика здесь решает все — ее должно быть как можно больше. Не ограничивайте ребенка в движении: чем больше у него будет возможностей тренироваться стоять на ногах, тем проще ему будет решиться на первые самостоятельные шаги.

Возраст 9 – 10 месяцев: ребенок ходит сам вдоль опоры.

Ребенок перемещается вдоль бортика кроватки, мебели и стен. Убедитесь, что квартира безопасна для таких путешествий. Подбадривайте малыша, чтобы он отпускал ненадолго от себя опору — отрывался руками от стены. Не забудьте: падать должно быть мягко! Удар смягчат ковер и подгузник. Разложите любимые игрушки ребенка по всему доступному ему пространству и поощряйте малыша подбадриваниями и похвалой, если он старается дойти до них с опорой на стену и мебель. Пространство на полу надо освободить от ненужных предметов.

Возраст 9 – 11 месяцев: ребенок самостоятельно встает и стоит без опоры и поддержки.

Равновесие — самое важное в ходьбе. Если ребенок может стоять и балансировать в течение нескольких секунд — это сигнал того, что, видимо, малыш скоро решится на первые шаги. Превратите удерживание равновесия в игру: сядьте на пол вместе с ребенком и помогите ему встать на ноги. Считайте, как долго он может стоять на ногах до тех пор, пока не начнет терять равновесие. Хвалите за каждую попытку.

Возраст 9 – 16 месяцев: ребенок делает первые шаги без поддержки.

Самое главное на данном этапе для ребенка — научиться приподнимать ногу, удерживая равновесие на другой. Уделите ему внимание: каждый шаг заслуживает бурной похвалы и подбадривания. По сравнению с тем, как работают мышцы в положении стоя на ногах, в ходьбе мышцы бедер и коленей должны быть более расслабленными, это сейчас и предстоит понять малышу. Вы можете сесть на пол и, подбадривая ребенка, медленно вести его, пока он не обретет равновесие и не попробует идти без вас.

Возраст12 – 16 месяцев: ребенок ходит.

Ходить получится не с первой попытки, не раз и не два он оступится, прежде чем сможет передвигаться ровно и без запинок. Поощряйте любые попытки ребенка исследовать свои возможности. И не забывайте, что некоторые дети будут предпочитать иногда возвращаться к ползанию, пока они не обретут уверенности в своих силах. Поощряйте ходьбу. Например, опуская ребенка с рук вниз, ставьте его на ноги, а не сажайте на пол.

Все дети развиваются по-разному, поэтому какие-то этапы (например, ползание на четвереньках) некоторые дети могут перепрыгнуть. Если у ребенка наблюдается сильное отклонение от возрастных навыков, необходимо проконсультироваться с педиатром.

Чтобы ребенку было легче научиться ходить, ему нужно много двигаться. Ходунки, манежи, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это мешает двигательному развитию. Заставляйте ребенка активно двигаться, занимайтесь с ним гимнастикой. Не берите на руки, поощряйте все его попытки самостоятельно передвигаться. Учитывайте темперамент ребенка: спокойные и крупные малыши не спешат делать первые шаги в отличии от своих стройных и более активных ровесников. Повышайте мотивацию к овладению навыков ходьбы. Распределите игрушки выше уровня пола на уровень глаз ребенка по всему доступному для него пространству. Создайте безопасный дом, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой.

Все детки уникальны. Каждый ребенок имеет свой темп и ритм созревания и возраст, когда ребенок готов начать ходить, тоже у каждого свой.

Ю.А. Денисова,

инструктор по ЛФК

ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».