Сегодня: Четверг 9 мая 2024 г.

Урок для воспитателей

№№61-63 31 мая 2019 г.

Отдел образования Кировской районной администрации совместно с духовенством Песоченской епархии организовали мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В фокусе встречи – духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В Киров, по приглашению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана, приехала делегация из Вологды. В ее составе Надежда Михайловна Тихомирова , Елена Софична Ульянова, Ирина Валентиновна Спасенкова.

Мастер-класс для работников дошкольных образовательных учреждений прошел в актовом зале детского сада №1 «Сказка».

Н,М.Тихомирова обратила внимание коллег на то, что духовно- нравственное воспитание не тождественно воспитанию в религиозных традициях.

- Дух или Бог – это категории веры, - считает Надежда Михайловна. – Духовность – это умение жить наполненной жизнью, умение любить и созидать, умение жить осмысленно. Духовностью в разной степени обладает каждый человек. Педагоги должны системно развивать духовность в своих подопечных. Важно видеть разницу между религиозностью и духовностью и уметь объяснить её родителям, - добавляет Тихомирова. - Это убережёт нас всех от лишних конфликтов.

Научные работники из Вологды представили воспитателям технику работы «Ресурсный круг». В ней много плюсов: каждый участник может высказать свои мысли, развиваются коммуникативные навыки, техника подходит для разного возраста, возможна широкая тематика.

Метод можно использовать для знакомства. Дети рассаживаются по кругу. Есть правило – говорит только тот, у кого в руках эстафетный предмет. Он может быть любой: от колокольчика до пасхального яичка. Предмет передают по кругу. Получив его, каждый называет своё имя. Ведущий задаёт дополнительные вопросы: как тебя называют дома; почему тебе дали это имя. Можно продолжить разговор об именинах, святцах и святых покровителях или об отчестве, фамилии и семейном древе. Ресурсный круг можно использовать для развития каналов восприятия у ребёнка. Педагог предлагает вспомнить любимый праздник и последовательно задает малышам вопросы: что ты видишь, что ты слышишь, что ты чувствуешь вокруг себя в этот день. Чуткому педагогу ресурсный круг даст много информации о воспитанниках и поможет наладить с ними контакт.

Воспитатели проверили методику на себе. Получая эстафетный колокольчик, каждый представился и назвал качество, которое ценит в людях больше всего. Всего за несколько минут зал незнакомых людей превратился в коллектив.

Во второй части мероприятия вологжане передали инициативу кировчанам. Присутствующие разделились на небольшие группы. Началось обсуждение. Все вместе искали ответы на два вопроса: какие пробелы духовно-нравственного воспитания видят воспитатели кировских ДОУ; как их можно компенсировать с помощью программы «Истоки». Кировчане говорили о поиске новых форм взаимодействия с родителями, о тонкой связи поколений, о нравственности внутренней и показной, о том, как важно в вопросах духовно- нравственного воспитания ребенка работать в тандеме с семьей.

Ресурсный круг и групповое обсуждение лишь два метода стройной системы, которую представили вологжане. Программа «Истоки» разработана для работы с детьми разного возраста. Её могут взять на вооружение как детские сады, так и школы. Заместитель главы по социальным вопросам Г.В. Кропачев подытожил, что выбор в пользу той или иной программы образовательные учреждения сделают сами. Возможен вариант, когда по «Истокам» будут работать отдельные группы или классы. Неизменным остается главный принцип: школа – это не просто место для получения фактической информации. Современной школе предстоит стать центром духовно-нравственного развития ребенка. Местом, где в равных пропорциях будут обогащать разум ученика и пестовать душу.

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.