20 мая в школе №1 им. Героя Советского Союза А.С.Шелаева состоялась научная конференция, посвящённая курсу «Истоки». Её провели гости из г. Вологды: Н.М.Тихомирова - один из создателей и руководитель духовно-просветительного центра «Северная Фиваида», заместитель председателя Палаты Вологодской области, председатель комиссии по вопросам патриотизма, духовно-нравственного воспитания, межнациональным и межконфессиональным отношениям; И.В.Спасенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ; Е.С.Ульянова - методист Вологодского института развития образования. На лекции присутствовали воспитатели детских садов, педагоги школ города и района. Открыли мероприятие заместитель главы Кировской районной администрации Г.В.Кропачёв и архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
Г.В.Кропачёв
рассказал, что научная конференция стала возможной при поддержке кировской
администрации и лично владыки Максимилиана. Также он подчеркнул, что это первый
опыт сотрудничества вологодских учёных с работниками образования Кировского
района.
- В преподавании роль играет не столько набор знаний ребёнка, сколько аспект
воспитательный, и курс, который нам сегодня предложат, рассчитан на воспитание
ребёнка посредством нашей культуры. Я полагаю, что после ознакомления с этим
курсом мы сами будем делать какие-то выводы - внедрять его в наше образование или
нет, – отметил Кропачёв.
Курс «Истоки» был разработан в начале 2000-х годов под руководством Российской
академии естественных наук. Курс включает в себя учебники, рабочие тетради с 1
по 9 класс, а также методические пособия для педагогов. Авторы книг – Александр
Камкин (ум. в 2017 г.), историк, был членом-корреспондентом РАЕН, профессором
Вологодского педагогического университета, и Игорь Кузьмин, член-корреспондент
РАЕН, главный редактор ИД «Истоки».
По программе «Истоки» учатся дети в 64 регионах России. И если до 2019 г. в некоторых
регионах предмет был обязательным, а выполнение заданий оценивалось по
пятибалльной шкале, то в 2019-2020 учебном году этот школьный предмет станет
предметом по выбору и не будет подвергаться оценке.
И.В.Спасенкова, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ,
прочла лекцию об «Истоках». По словам учёного, идея создать школьный предмет,
который бы основывался на вечных ценностях русского народа, появилась ещё в
середине 90-х годов у группы преподавателей Вологодского университета. Позже
идею курса подхватили учителя, которые пробовали внедрять предмет в сетку
школьного образования. Педагог перечислила задачи курса. Во-первых, это
воспитание и обучение с опорой на вечные идеалы и ценности, во-вторых, курс
приобщает учащихся к другим культурам, в-третьих, задача курса – объяснить
фундаментальные ценности доступно и увлекательно.
- Именно решению этих задач и посвящена наша программа «Истоки», - подчеркнула
Ирина Спасенкова.
Далее лектор остановила внимание присутствующих на том, что курс не просто
«творческая импровизация педагогического коллектива, а учебно-методическая
адаптация к школьному образовательному процессу наук о культуре и человеке».
Курс, по словам И.В. Спасенковой, основывается на таких науках как
культурология, этнология, культурная антропология, литература, история,
география. Синтез наук, в свою очередь, позволяет более полно объяснить общие
понятия, такие как любовь, истина, сострадание, бог, мастерство, талант, род,
семья, миф.
Елена Ульянова, методист Вологодского института развития образования, подробнее
рассказала о курсе «Истоки». Она отметила, что курс предназначен для системной
организации духовно-нравственного воспитания в школе и напомнила, что он
состоит из учебных пособий с 1 по 9 класс, методической литературы для педагогов
и сопроводительной литературы к каждому учебному пособию. Занятия по курсу
проходят раз в неделю. По словам Елены Ульяновой, курс направлен не на
единичное ознакомление с вечными категориями культуры, а предусматривает
многократное возвращение к ним в процессе обучения, где каждый год эти
категории рассматриваются с новой позиции, основываясь на жизненном опыте ребёнка.
Педагог также обратила внимание собравшихся на принцип диалогичности курса.
Одна из его целей - включить в диалог не только учителя, ребёнка, но и
родителей.
В интернете есть несколько статей, где журналисты рассматривают жалобы
родителей, связанных с оценкой знаний детей по курсу «Истоки». Елена Ульянова
подчеркнула, что многое в такой ситуации зависит от учителя, и «тексты
гражданского, историко-культурного, духовно-нравственного характера не должны
заучиваться. Они предоставляются для размышления и указывают лишь вектор
мысли».
- За этот предмет поставить оценку нельзя. Сегодня ученик милосерден на «4», а
завтра – на «5». Так не бывает.
Надежда Михайловна Тихомирова, руководитель духовно-просветительного центра
«Северная Фиваида», в своём выступлении перед кировскими педагогами рассказала
о главном идейном вдохновителе курса «Истоки» - Александре Камкине, поговорила
с педагогами о проблемах отношений учителей и родителей.
- Истоки – это системный проект, который охватывает дошколят, основную школу и
выходит за пределы школы, в семью. Мы, как люди связанные с проектом, не просто
пришли, выступили перед вами и исчезли – у нас уже работают формы поддержки
педагогов: есть система очно-заочных курсов, трехдневные очные курсы повышения
квалификации. Сопровождаем и самообразовательный процесс учителей.
Научная конференция завершилась выступлением архиепископа Песоченского и
Юхновского Максимилиана. Он выразил надежду, что курс, на который кировские
педагоги «взглянули глазами вологодских гостей» будет им приятен и полезен.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.